Хроники тропы Глава 10

Андрей Глыбин
   10. Ночной

    - В жизни беспалых многие предметы играют чрезвычайно важную роль, - сказал сон старика, - Беспалые  с ними так крепко связаны, что, буквально, чувствуют свою неполноценность, когда по какой-то причине лишаются этих предметов.
    - Я знаю! К подобным предметам можно отнести, например, эти коконы за плечами. Беспалые снимают их только тогда, когда сидят у огней или спят в логовищах. Ещё у них есть коконы поменьше, которые они цепляют на головы.
    - Ты прав, но я толкую совершенно о другом! Да, у них бесчисленное множество таких предметов, каковые они, то снимают, то надевают. Думаю, некоторые беспалые даже способны вынимать изо рта и снова вставлять туда свои зубы. Но суть не в этом!
    - Что ты хочешь этим сказать?
    - Дело в том, что все эти снимаемые и надеваемые предметы, конечно, важны для беспалых, но они им нужны только для удобства. Но есть, повторяю, и такие – особые предметы, без которых беспалые вообще не способны жить. Или становятся неадекватными.
    - И ты считаешь, что, найденный мною предмет, как раз и относится к разряду особенных?
    - Да, я так считаю. Теперь посуди сам! Ведь мы установили, что данный предмет посредством трёх палочек указывает на определённые дела, которые беспалый должен совершать в продолжение своей жизни. Если же его лишить возможности сверять свою жизнь с положением палочек, то он окажется не способным своевременно хватать и создавать другие предметы. Он потеряет связь с другими беспалыми, быстро запутается в своих делах и натворит много глупостей!
    Сон старика глубоко и надолго задумался, будто какая-то новая мысль не давала ему покоя.
    - Не исключено даже, что эта связь беспалого с его предметом ещё глубже, чем мы предполагаем! – наконец, изрёк он.
    - Глубже?! Но каким образом она может проявляться?
    - Не берусь утверждать с полной уверенностью, однако вполне допускаю вот что: если беспалого лишить такого предмета, он станет проявлять признаки неадекватности; об этом мы уже говорили. Если же этот предмет сломать – тогда беспалый тяжело заболеет или даже умрёт! Всё зависит от того, насколько сильно будет повреждён предмет. Но повторяю – это только мои предположения! И, чтобы проверить их справедливость…
    - Надо сломать предмет! – догадался я, - Я могу сделать это легко – сразу, как только проснусь!
    Но старик не одобрил мои намерения.
    - Ни в коем случае! – воскликнул он, - Даже не вздумай помышлять об этом! Ведь если наши предположения верны - именно ты вызовешь смерть беспалого, когда  сломаешь его предмет. Другое дело, если предмет сломается сам – тут уж ничего не поделаешь. В противном случае, ты нарушишь запрет, который заложен в нашей памяти. Нельзя убивать себе подобных, а также представителей рода беспалых. Ни тебе, ни мне и никому из нас неведома причина происхождения данного запрета – это так. Однако, поразмыслив над его сущностью, можно попытаться найти в нём рациональный смысл.
    - И в чём, по-твоему, этот смысл заключается?
    - Здесь дело, полагаю, даже не в этом конкретном беспалом. Их много на Земле, и убийство одного ничего не изменит. Дело в нас самих! Убив этого беспалого, ты сможешь позволить себе в будущем убийство другого, потом ещё одного, затем станешь убивать целыми стадами. Это будет для тебя несложно сделать. Но…
    Он снова произвёл свой характерный жест, воздев палец руки вверх.
    - Но! – повторил старик, - Для тебя может наступить время, когда ты допустишь возможность убить одного из нас. Например, девочку, что живёт на противоположном берегу большой воды или даже меня. И ты уже никогда не сможешь остановиться. Ты уподобишься мохнатому неуклюжему медведю, пожирающему детёнышей своих сородичей или самому беспалому. 
    - А что? Беспалые тоже убивают себе подобных?
    Сон старика вздохнул и посмотрел на меня. В его взгляде сквозило чувство сожаления о моей наивности.
    - Убивают! – сказал он, - Да будет тебе известно, что беспалые часто убивают друг друга. И в огромных количествах! Они это делали всегда, делают и теперь. Конечно, не тогда, когда бродят здесь небольшими группами. Это, как правило, происходит в местах их скоплений – там, где логовища беспалых расположены так тесно, что у них возникают конфликты по поводу дележа предметов. Но бывает, что их сражения распространяются по всей Земле. И тогда происходят страшные вещи. Они гибнут массами. Я помню то время, когда одни беспалые бросали с неба тяжёлые воющие предметы, чтобы ими убивать тех, которые находились внизу. Однажды я сам видел, как предмет, сброшенный с неба, угодил в большое стадо беспалых. От его удара о землю вздрогнули скалы, и почти все беспалые были разорваны на куски. Уцелел только один. Он долго полз прочь от большой тропы, куда угодил предмет.  Беспалый кричал от боли, но всё же продолжал ползти, волоча за собой остатки оторванных ног, пока не умер. Его кости до сих пор лежат недалеко от той тропы. А ещё я тогда подобрал осколок разорвавшегося предмета, но тотчас же выбросил его – настолько он оказался горячим.
   - А ты уверен, что этот предмет сбросили с неба беспалые?
   - Уверен! Кто ж, кроме них? Ведь не гуси же!
    Старик пожевал губами и снова замолчал, как бы погрузившись в свои воспоминания.
    - Я уже рассказывал тебе. Были времена, когда и наши предки сражались с предками беспалых. Это происходило давно, даже меня тогда ещё не было. В те дни беспалые научились побеждать хитростью, и наши предки всё чаще сдавали свои позиции. И тогда они выработали совместное решение о прекращении сражений с беспалыми. Наши предки ушли с их тропы, стали для беспалых недоступными. Это решение оказалось правильным – так они спасли свой род от полного истребления.
    - Значит, из твоих слов следует, что беспалые одержали над нами окончательную победу? Теперь нам остаётся до конца времён скрываться от них?
    - Ничего из моих слов не следует! – сердито ответил сон старика, - О каком конце времён ты толкуешь?! Какой может быть конец у того, что подобно Солнцу, Луне и всем небесным светилам движется по кругу?! Возможно, настанет срок, и создадутся условия, когда беспалые по какой-то причине лишатся всех своих предметов и сделаются беспомощными. Что тогда с ними будет?! И этот процесс может возникнуть в любой момент. Но мы не должны вмешиваться. Не нужно лишать беспалых ни жизни, ни даже их предметов.  Думаю, пока мы можем ограничиться лишь одним - это позволять себе давить те предметы беспалых, из которых они едят свою добычу, а затем разбрасывают их вокруг логовищей!
    - Хорошо! А как же теперь быть с тем предметом, что находится у меня во рту?
    - Как быть, как быть! Никак! Дело уже сделано! Ты же не будешь отдавать беспалому обратно его предмет?! А, впрочем…
    Он в очередной раз на мгновение задумался.
    - Впрочем, вот что! Понаблюдай-ка ты за этим беспалым более внимательно! Как он будет себя вести? Так ли важен для него этот предмет? Ведь мы можем и ошибаться в своих оценках! Если…
    - Если что?
    - Если он, конечно, уже не умер!
    После этих своих слов старик замолчал окончательно и вскоре совсем прекратил со мной общаться. Его сон поблек, превратился в лёгкое облачко и покинул меня, отлетев в неизведанные дали.


                * * *
    
    Я проснулся и, когда глаза привыкли к свету, огляделся вокруг.
    Старик лежал в том же положении. Его бока медленно и равномерно вздымались. В остальном он был совершенно неподвижен, только иногда чуть вздрагивали его большие, покрытые мягким пухом уши.
    Сквозь просветы в хвое деревьев недалеко внизу блестела гладь большой воды. Близился вечер, над миром царствовал полный штиль, и лишь редкая пологая волна порой деликатно прикасалась к безмолвию, заставляя тихо шуршать прибрежную гальку.
    Я достал из-за щеки предмет, чтобы удостовериться в его невредимости.
    Палочки в центре диска находились в правильном положении, в чём нетрудно было убедиться, взглянув на Солнце.
    Сейчас я не знал, где находится тот беспалый – бывший владелец загадочного предмета.  Можно было только предполагать, что он направился вдоль берега большой воды на восход и теперь удаляется от меня.
    Попробовать спросить девочку? Вдруг она его видела!
    Ну что ж, спрошу! Если, конечно она уже не проснулась. Иначе придётся разыскивать  его самостоятельно с наступлением сумерек.
    Я отполз на некоторое расстояние от спящего старика и принял положение для сна.
    Он пришёл ко мне почти тотчас же, и вот я уже лечу над свинцово-серой поверхностью воды к противоположному берегу.
    Вот она - девочка! Безмятежно спит возле корней ели с раздвоенным стволом недалеко от широкой тропы, по которой беспалые проникают к своему высокому логовищу со стороны другой большой воды – ещё большей, чем наша большая вода.  И за ней – за той водой  уже нет гор, там начинается бесконечная равнина, из глубины дымчатых далей которой всегда поднимается Солнце.
    Девочка так крепко спала, что даже не сразу обнаружила присутствие моего сна.
    - Ой! Это ты! – произнесла она, когда я осторожно коснулся её сна, - Зачем явился?! Я только недавно уснула, а сейчас хотела полетать над болотами. Знаешь, я ночью видела там…
    Но меня сейчас всего меньше интересовало то, что она видела на болоте. От неё я только хотел получить информацию о беспалом.
    - Ты видела сегодня беспалого? – спросил я её, - Мне очень важно его разыскать!
    - Какого беспалого? Их много!
    - Того, что должен был прийти сюда с того берега большой воды.
    - А как он выглядит?
    - Он один. У него большой кокон за спиной. Этот беспалый хорошо знает тропу, скорее всего, он тут уже бывал раньше. Беспалый не молод. У него не совсем здорова правая нога. Что ещё? Да! Когда сидит, может поджигать и вставлять в рот вонючие палочки. Вот и всё, что мне про него известно.
    - А дети у него есть?
    - Откуда мне знать про его детей?!
    - Я просто подумала – раз не молод, значит, должны быть дети!
    - Ладно! Ты только скажи – видела ты сегодня беспалого или нет?!
    - Ну, видела! Видела я этого твоего беспалого! Даже не хочешь со мной поговорить! Кстати, я его одного только и видела – больше никого!
    Я почувствовал облегчение от того, что нахожусь на верном пути.
    - Скажи! – снова обратился я к ней, стараясь проявить как можно больше терпения, -  Скажи! Когда и где ты его видела и не заметила ли при этом каких-либо странностей в его поведении?
    - Странностей? Конечно, заметила! Они все со странностями! А зачем тебе этот беспалый?
    - Я всё же прошу тебя рассказать, что ты видела!
    - Ну, ладно! Слушай! Сначала я ела ягоду. Это здесь – недалеко.  Возле тропы беспалых, что примыкает к широкой тропе. Ягода была очень сладкая, и мне хотелось набить ею весь живот. Вот! Потрогай, какой он у меня тугой!
    - Ты же знаешь, что во сне я этого сделать не могу! Но потом обязательно потрогаю! Рассказывай дальше!
    - Затем на тропе появился медведь – тот самый, что в сезон талой воды убил волка, жившего вместе с беспалыми в высоком логовище. Узнав об этом, беспалые рассердились и разбросали вокруг логовища эти противные предметы, похожие на челюсти. И, если наступишь на такую челюсть…
    Я понимал, что теряю терпение.
    - Я ничего не хочу знать про челюсти! – закричал я, - я хочу слушать только про беспалого!
    - Вот ты всегда такой! Совсем не хочешь меня слушать! Обращаешься, как с детёнышем, а я взрослая, я уже детей рожать могу! Так вот! Увидел меня тот медведь, испугался и убежал к болоту. Я только хотела продолжить лакомиться ягодой, но в этот момент почуяла на тропе беспалого, а потом и увидела его. Он направлялся в мою сторону. Тогда я спряталась и стала наблюдать за ним.
    - Как он себя вёл?
    - Сначала шёл и тихо ворчал, как они это всегда делают. Потом увидел мой след, оставленный на песке. Здесь же и начались странности.
    - В чём они заключались?
    - Он наклонился к моему следу и долго смотрел на него, временами оглядываясь по сторонам. Знаешь, как они вертят шеей, когда их что-то настораживает. Глядят во всех направлениях, будто для того, чтобы узнать о том, что делается вокруг, недостаточно ушей!
    - Дальше! – попросил я нетерпеливо, - Что было дальше?!
    - Беспалый достал из своего кокона какие-то предметы и долго вертел их в пальцах над моим следом. При этом в его руках несколько раз вспыхнул яркий свет. Может, так они нюхают? Потом он повёл себя совсем уж странно - наломал мелких веток и укрыл ими мой след. Разумеется, я сразу же, стоило ему только уйти, отбросила эти ветки, но сначала  замела ими след. Я не хочу, чтобы мои следы ещё кто-то нюхал, кроме тебя, конечно.
    Так! Выходит, старик оказался прав! Из-за потери предмета беспалым овладело безумие!
    - Куда он пошёл? – спросил я.
    - Сначала он пошёл на закат. Дальше не знаю – я за ним не следила. Возможно, он собрался навестить большое логовище.
    - Благодарю тебя! – сказал я девочке, - Я скоро буду здесь и покажу тебе очень интересный предмет этого беспалого, который я нашёл на тропе.
    - Не хочу я смотреть ни на какой предмет! Но всё равно приходи. Я опять дам тебе себя понюхать!
    Я ничего ей на это не ответил. Наверное, зря. Похоже, я становлюсь чрезмерно озабоченным, совсем как беспалый!
    Пора было окончательно просыпаться, и я поспешно покинул её сон.
    Мгновение спустя, я уже сидел неподалёку от продолжающего странствовать по своим снам старика.