О дальних-дальних предках. Часть VII

Ольга Косарева
                Цыгане.

   Рассказала я тебе, внучок, о многих кочевых народах. Все они за долгие-долгие века прошли разные пути, но пришли, в конце концов, к одному результату: осели, остепенились. Это те, кому повезло сохраниться как единому народу. По всей Евразии расселились. Создали свои государства и благополучно зажили. То есть сначала буянили, пока молодыми и горячими были, воевали без конца. Молодость народов, надо тебе сказать, измеряется веками, а не годами, как у человека. Потом повзрослели, набрались мудрости и поуспокоились. Самые буйные повзрослеть не успели – распылились. А не надо было разбойничать!

   Но есть на земле один кочевой народ, отличающийся от всех остальных кочевых народов. Воевать – не воевал, земли не захватывал, стада не отбирал, себя сохранил, потомство нарастил. Прибивался обычно к цивилизованным странам, где жизнь побогаче да поспокойнее. Это – цыгане. О них почему-то почти никто не пишет, будто и нет такого народа. К нам-то, на Южный Урал, они позднее всех заявились – выжидали, пока перекипят бойцовские страсти. Государства своего не создали – зачем? – оседлость не их удел. Зато проникли в каждую страну, в каждый край. Получается очень-очень странная история: и не воевали они, не гоняли другие народы с места на место, а боятся их все, аки демонов адских. Не стрелами-свстунками разят они, а речами трескучими, скорострельными. Не кинжалами острыми орудуют они, а пальцами ловкими, пронырливыми. Не государства под себя подминают, а отдельных людишек-несмышленышей сетями колдовскими опутывают. Ну скажи – как о них не поговорить?!

                ***

    Вот уж кто является самыми-самыми кочевниками во всей красе. Им не нужны земли, и скота у них нет. Они просто кочуют и кочуют. Уверяют, что им  нравится это дело. Говорят, что бог так полюбил их за веселый нрав и таланты, что подарил цыганам всю землю, абсолютно всю. Речи их горячи, быстры, убедительны, но далеки от истины, как созвездие Большая Медведица от наших земных медведей. Написать историю этого народа так же трудно, как историю России по сказкам об Иване-царевиче и Василисе Прекрасной. Ученые по их языку сделали вывод, что пришли они из Индии. Сами себя цыгане называют «рома» –  слово индийского происхождения, выросшее из «дома».

     Покинули цыгане Индию, пожили в Персии, потом пришли в Византию. Византийцы нарекли этот народ «атсинганос», что значит «гадатели, маги». Под этим названием мы их и знаем – «цыгане». В Персии и Византии они, как положено выходцам из Индии, выступали в качестве заклинателей змей. В Европу, после крушения Византии, появились уже не со змеями, а с мишками косолапыми. Дрессировщики из цыган получились высококлассные. Это и понятно – с их магической силой легко не только в суть человеческую проникнуть, но и зверье себе подчинить. Души не чаяли в конях (думаю, кони отвечали им взаимностью). Любимое украшение цыгана – перстень с изображением лошадиной головы. Одевались ярко, по типу цветочной клумбы, так, что увидишь –  в глазах запестрит – всеми красками прародины Индии переливались. Серьги, бусы, браслеты неисчислимы! Звенят, посверкивают, а над ними – колдовские глаза блестят почище золотых оберегов. Мы, женщины, где храним свои украшения? – в шкатулках, а цыганки – на себе, не в кибитке же их прятать! И золото, золото, побольше золота – ведь золото приносит удачу. И еще подковы счастье приносят.

    Сказывают, повстречал как-то один цыган четырех злых демонов – Несчастье, Неудачу, Болезнь и Смерть. Бросились демоны  в погоню за цыганом. Вокруг – лес темный зловеще щерится. Верный конь мчится во весь дух, а силы-то все убывают. Вдруг сорвалась с ноги вспененного коня одна подкова, мелькнула в воздухе, да ударила Несчастье прямо в лоб. Замертво свалилось Несчастье на землю. Пока демоны выли над погибшим, цыган подхватил подкову, да и был таков. Доскакал до табора, прибил подкову над входом в кибитку и завалился спать. Демоны же разъяренные появились следом, чтобы отомстить наглецу  за смерть Несчастья, глядь – подкова смертоносная висит, внутрь не пускает. Зарычали, замычали, захрипели злыдни и пропали с глаз. Вот с тех пор подкова и стала оберегом и не только для цыган.

   Ты спрашиваешь, написал ли кто-нибудь историю цыган? Писали, многие писали. Вот пишут, мол, папа римский наказал их за отказ от христианства, велел семь лет кочевать не останавливаясь. Так ведь, зная цыган, трудно в это поверить. Они, во-первых, язычники их язычников, самые языческие на свете. Придут, бывало, в мусульманскую страну, говорят – мы мусульмане, а как же, как же, всегда мусульманами были. В Византии в христиан «обрядились», молились, поклоны били. Детей на крещение носили, много раз одного и того же ребенка крестили – ведь при крещении денежку давали. Главное – в одну и ту же церковь не попасть по ошибке, а так что же – можно малыша и на прокат дать – пусть крестят, именами разными называют – главное монетки в карманы сыплются. Табору запретят останавливаться, так неприветливым хозяевам с жалобами да стенаниями грамоты суровые показывают – от папы римского, от императора германского, с гербовыми печатями, с подписями всякими – мы, мол бедные, несчастные, приютите нас, гонимых властями, обогрейте души наши исстрадавшиеся. Ну и жалеют их, кормят, приют дают. А срок пройдет, хозяева почуют неладное, так поднимается табор, двигается дальше, новыми грамотами обзаводится. Вот и пиши о них историю – выйдет не история, а анекдот какой-то.

   А уж веселить народ они мастера! Поют, пляшут, звенят украшениями, размахивают цветастыми юбками да платками. Или зальется скрипка цыганская в руках красавца с золотой серьгой в ухе, все слезами обливаются. Руки у цыган тоже золотые: любое дело горит под ловкими пальцами, кузнецы – каких свет не видывал, поделки всякие – загляденье, особенно из конского волоса сплетенные – чудо редкостное. Но  не только руки эти в поделках мастерство свое показывают – липнет к ним чужое добро, будто к магнитам мелькающим. Есть среди них каста попрошаек – думба называется. Не чета нашим нищим: те смиренно руку за подаянием протягивают, на жалость налегают, а эти «быка за рога» берут, налетят, заговорят, задурманят, оберут и умчатся к следующей жертве. К картам народы простодушные приучили: привезли из Индии гадальные карты Таро да в игральные ловко их переделали. Ну и гадалки из цыганок знатные. Друг другу-то они никогда не гадают и не пророчат, даже не лечат: знают, что каждый обладает магической силой, сам со всем справится. А уж травы лесные и степные все знают, тайнами их лекарственными да колдовскими владеют.  В детстве малышки-цыганочки искусство это постигают: два года учат названия растений, потом несколько лет уходит на обучение изготовления зелий разных, познавание недугов душевных и телесных, да заклинаний против них секретных.

    Разбойников среди цыган много, самых жестоких разбойников. Что хочешь за деньги сделают – украдут, искалечат, убьют. Целые таборы разбойничеством промышляют. Вот они-то да думба страх на другие народы и наводят. Чураются люди цыган, чувствуют себя беспомощными перед силой магической безжалостных таборных кочевников.

   Но когда о целом народе говоришь, то, если по совести, надо лучшее видеть, то, чем силен и прекрасен этот народ. Цыгане – это свобода, воздух, солнце, земля, травы, пути-дороги, красота, песни, колдовство, верность своим необычайная. Но… любуйся, да знай – ты для них чужак, не из того теста «вылеплен». У них свои обычаи, свои законы, своя воля кочевая. Они и от кочевников-то обычных отличаются – даже в еде. Что любили есть кочевники? – конину, ценили ее как лучшую еду в мире. А цыгане?  – их любимое блюдо ежик жареный или тушеный, обыкновенный маленький лесной ежик, приправленный дымком костра да травками духмяными. Вот гурманы!

    Правда, люди есть люди, разных племен, разных жизненных укладов. Они всегда, во все века любят или ненавидят независимо от национальной принадлежности, лишь бы душа к душе прильнула. Такова жизнь…