Мерлин

Лилия Внукова
Вышли очередные серии "Мерлина".
Это детско-юношеский сериал. Но -- то, что нравится детям -- должно быть высшего качества. Как бы не старались запихать в детскую головку какую-нибудь подделку, ребёнок, особенно современный, который не тратит много времени на книги и серьёзное кино, её не примет. Может быть и поддастся на рекламу, даже пойдёт в кино -- но, если это плохо, неинтересно -- не примет. И скоро забудет.
Пожалуй, классика детских книг это лучшая мировая классика. По крайней мере, cамая светлая.

Чем привлёк фильм с первых же серий? Да тем, что это КРАСИВАЯ, СКАЗОЧНАЯ история! С прозрачным сюжетом, с интересными и красивыми героями (необычно интерпретированными), с хорошими актёрами. С великолепными костюмами. Пусть хоть кто, хоть что там говорит и доказывает, что вот-де, снова люди смотрят только на костюмы! ДА, и на костюмы -- ТОЖЕ. А зачем же тогда нужны в мире художники и дизайнеры, модельеры?... Что же, разве не приятно самому актёру, и не легче ли ему играть, "опираясь" на красивый, интересный костюм, используя и возможности костюма ТОЖЕ (в пластике движений)?....

Симпатичны все главные герои сериала. И то, как актёры их воплощают. Чувствуется, что актёрам и самим нравится создавать эту историю. Повторяюсь -- добрую, сказочную историю. Но так же интересно наблюдать за подобным ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕМ легенд Артуровкого цикла, тем более что делают это англичане. Т.е. носители той культуры... Уже не так смущает то, что Гвенивер в фильме чернокожая и совсем не красивая девушка. Гвенвифайр -- такой интересный перевод имени (с древних легенд. Это даже весело, потому что выбран совершенный антипод легенде, и во внешности и в характере, т.е. Гвен в фильме принципиально НЕ куртуазна.По легенде, когда монахи Глостенберийского аббатства раскопали могилу Артура и Гвенивер (первые археологические изыскания ) ), они увидели кости крупного мужчины, и рядом с ним (в его ногах) -- очень изящной женщины, у которой сохранились прекрасные белокурые волосы. Когда один из монахов взял эту косу в руки -- волосы рассыпались в прах.
Да и Артур в фильме не медвежьего сложения, и не рыжий (по кельтским легендам Артур был рыжий! ))

Но ведь, конечно же понятно, что и Камелот, и Альбион, в данном случае, это как бы ОТРАЖЕНИЯ (если кто помнит Желязны), объекты фэнтэзийные, и совершенно НЕ исторические.

К примеру, в одной из серий была дана интерпретация сэра Ланселота. И, опять же, очень нестандартно. Из Артуровского цикла известно, что сэр Ланселот потому и был Озёрный, что воспитывался Девой Озера. Опять же -- совершенно непонятно, что это были за Девы Озера, в легенде они мелькают эпизодически, и понятно только одно: что это волшебницы. Как же в фильме связали устойчивый эпитет "Озёрный" с Ланселотом? Ланс тоже стал Озёрным в конце-концов. Но его "возрождению" способствовала Моргана! То есть сэр Ланселот (герой -- хочется подчеркнуть это -- КУРТУАЗНЕЙШИЙ, наравне с Тристаном, Изольдой и Гвенивер) -- в фильме представлен в образе трагическом. Он соблазняет Гвенивер в образе Тени. Другими словами, та куртуазная линия (запретной любви), которая была в средневековом романе, здесь (опять же, подтверждая мои выводы ранее о современном взгляде на куртуазию, причём ЗАПАДНОГО читателя) -- осмысливается как ЛЮБОВЬ ТЕНЕЙ. Или ТЕНЬ ЛЮБВИ, НЕ истинная любовь -- а наваждение, ОБМАН. И ведь это тоже -- размышление современного человека над интересным и бессмертным куртуазным романом Средневековья!

Конечно, в четвёртом сезоне прекрасной звездой -- тёмным алмазом всего сериала стала бесподобная Моргана! -- никому до этого сериала особо неизвестная журналистка, ирландка Кэти МакГрад. Не будь Кэти сериал потерял бы половину (если не больше) своего очарования. Прекрасное -- и сложное зло Морганы ( в четвёртом сезоне -- уж окончательно -- зло) делает ярче свет. К четвёртому сезону Кэтти, явно, стала искуснее в актёрском мастерстве. Её природная (можно сказать -- национальная!) харизматичность стала ещё ярче. Красота Морганы, действительно, засияла во всей своей сложности, как холодный тёмный алмаз! Кэти не делает этот образ простым. Она вносит в душу Морганы, ставшей уже окончательно тёмной волшебницей, долю сомнения. Она, действительно, истинная дочь Утера -- НЕ доброго короля Камелота! Но она ещё и женщина. И это взрывоподобное сочетание ясно показывает в своём образе Кэти МакГрад. Без этого мощного противовеса её неистовой, природной, стихийной силы (стихийной -- оттого очень женской) весь сериал, все другие добрые и весёлые герои -- смотрелись бы пресно. Она ОДНА противостоит добру))) , и противостоит успешно. ))

При этом сама Кэти МакГрад человек, судя по всему, чрезвычайно добрый и душевный. О том свидетельствует её, весомая поддержка (прошедшей осенью, 2011 ) коллеге по работе -- ирландскому актёру Джонатану Рис-Майерсу, в его непростой ситуации с прессой. В трудные  для Джонатана дни Кэти по-дружески встретилась с ним, и потом дала журналистам прекрасное интервью, где сказала очень добрые, очень проникновенные слова в адрес Джонатана:«Я постоянно на съёмках, и где-то на выезде, он – так же. Непросто оказывать дружескую поддержку, -- говорит она, -- Но, действительно, сейчас у него идёт трудное время. Всегда хочется, чтобы у твоих друзей всё было в порядке. Что они просто живы и здоровы. Всегда хочется просто сказать: «Послушай, я рядом». Он очень тонко чувствующий человек, я думаю, это и делает его таким великим актёром. Он проносит боль через себя, боль своих персонажей» ( *http://www.proza.ru/2011/09/14/1533 ). И этот поступок (не только интервью), без сомненья, не мог его не поддержать. Думается, что игра Рис-Майерса, его стремление воплощать и в тёмных характерах сложность, неоднозначность -- оказала своё влияние на актёрское становление Кэти. Её Моргана тоже сложна, так же как сложен и противоречив король Генри Рис-Майерса. В какой-то степени можно сравнить Генри с тёмным королём, и даже тёмным владыкой Англии. Хотя он исторический персонаж, в то время как Моргана -- мифологический. Но -- в любом художественном произведении есть своя мифологема.

По сути, сериал "Мерлин" переосмысливает и в конце-концов отвергает куртуазную линию Средневекового романа (эта линия и невозможна в детско-юношеском произведении). Другие мотивы -- ВОСТОЧНОЙ философии -- вплетаются в канву известного сюжета. Осмысливается женское и мужское начало в человеческой природе, и его противоборство. И действительно, и в Средневековом романе все злые персонажи женщины, ведьмы. Все добрые, противостоящие им -- мужчины. Союз Рыцарей, союз Круглого Стола (предельное воплощение мужественности) -- противостоит СТИХИЙНОЙ, природной, женской силе ведьмы Морганы, и других волшебниц, Озёрных Дев (закономерно связанной с символами воды, льда, холода...). В древней легенде -- это борьба патриархата и матриархата... Ну а в современной трактовке -- борьба двух сил в самом человеке, борьба стихии, интуиции -- и разума, воли. И -- нет в этом ни добра, ни зла, того к чему за столько лет так привыкла Европейская философическая мысль.