Эта страна, или мученики архетипа

Валерий Липневич
         




      Опубликовано в журнале:
      «Дружба Народов» 2000, №8
      


      Валерий Липневич
      Эта страна, или Мученики архетипа
         

    Евгений Шкловский. Та страна. М.: “Новое литературное обозрение”. 2000.








    “В этой стране не то что долго, но вообще жить вредно. А если еще и
    задуматься серьезно да осмотреться повнимательней окрест, то не только
    вредно, но и страшно”. Но именно в этой, а не в той — солнечной,
    раскрепощающей, где страсть и нега, — живут герои рассказов Е. Шкловского.
    Впрочем, живут — сказано слишком сильно. Прозябают — в страхе,
    неуверенности, не способные ни к полноте чувства, ни к остроте мысли,
    приводящей к осознанным и целенаправленным действиям. Они предпочитают
    ничего не менять в своей жизни, надеясь, что все как-нибудь образуется, без
    их участия. “Здесь мы все как детки в клетке — делаем, что привыкли делать и
    что даже неплохо получается” (“Сказ про Иванушку”). Иванушка, отважившийся
    поменять страну обитания, смутил всех своим отъездом. Хотя реальность
    становится все более непредсказуемой и ускользает послед-няя надежда на
    “более толковую и правильную, более налаженную и спокойную жизнь”. А в этой
    нельзя ничего предусмотреть и ни на что положиться. Даже собственный кот
    оказывается предателем и открывает дверь бритоголовым (“Школа черного
    кота”). Жены, мужья, любимые — связи слабеют и ни от чего не спасают. Только
    в одиночестве человек находит некоторое успокоение и защиту (“Ночь для двоих
    ”) . Также ни к чему не обязывают и кровные узы: мать отбивает парня у
    дочери, не испытывая никакого душевного дискомфорта, а то, что испытывает,
    лишь приправляет остроту ощущений (“Горькая сладость победы”). Братья, вроде
    бы в шутку, сбивают с ног отца в глухом переулке и убегают, предварительно
    попинав поверженного. Этот рассказ — “Переулок” — запомнился еще по
    журнальной публикации, он мог бы дать название книге в целом. Измученный
    страхами и постоянными оскорблениями, исчезает, бросив свою православную
    семью, Павел Грузенберг (“Вектор”). Один за одним выбрасываются из окна
    жильцы дома, которых неизменно будит непонятный и невыносимый крик (“Крик”).
    Также выбрасывается, приведя в исполнение свои надоевшие всем (“А может, она
    хочет, чтобы мы уговаривали ее, умоляли не делать глупостей, уверяли, что
    она всем нам необходима”) угрозы сделать это, восьмидесятилетняя женщина —
    чья-то бабушка и мать (“Ворона”). Непонятное, пугающее гнетет героя рассказа
    “Угол”, который пытается бороться с помощью йоги и водки. (Как замечает
    автор, “сочетание вполне русское”.) Он находит успокоение (вместе с женой) в
    углу за шкафом, куда они, наконец, с трудом втискиваются. “Что-то их всех
    мучило, какая-то коллективная бессознательность. Архетип их мучил”.

    Мученики архетипа — люди интеллигентные, начитанные, любящие и умеющие
    поговорить, покопаться в своих чувствах и мыслях, не лишенные совестливости
    и порядочности, во всяком случае, помнящие, что когда-то они такими были или
    хотели быть. Но тем не менее книга представляет собой каталог свершившихся
    опасений и неудач. В ней нет благополучных героев и счастливых концов. Тот,
    кто боится застрять в пути, обязательно застревает — ночью, на зимней дороге
    (“На проселке”). Кто боится потерять жену, теряет, хотя боязнь, как и
    ревность, может скрывать подсознательное желание избавиться от обременяющих
    отношений — на пути к свободе одиночества (“Страх”, “Первый”). К тому же
    постоянно обнаруживается, что “жизнь — коту под хвост, потому что не обрела
    того образа, к которому тянулась” (“Тик-так”).

    Именно атмосфера страха и неуверенности становится первопричиной
    совершающегося, рождая сначала вроде бы преодолевающий миф — как в рассказе
    “Переулок”, с героем-отцом, ловко, по его рассказу, расправляющимся с
    хулиганами, — а затем этот миф незамедлительно становится реальностью,
    только с иной, более естественной и удручающей концовкой. К этому рассказу
    примыкает и рассказ “Воля к жизни”, где тоже братья, но еще в качестве
    объекта для агрессивно-волевого воспитания (агрессия — оборотная сторона
    неуверенности), невольно закладывающего в подсознание ненависть к
    воспитателю. Естественно, что раньше или позже, в той или иной “шутке”, по
    тому или иному поводу, она выплеснется наружу, в крайнем случае как
    равнодушие к старому и уже беспомощному родителю. Попытки “остановить
    бесплодную вибрацию психических элементов” всегда опасны. Если вода,
    превращаемая в лед, снова способна стать водой в главных своих параметрах
    (хотя какие-то изменения происходят), то психика не выдерживает таких
    превращений.

    Что остается испуганному и неуверенному в себе человеку? Частная жизнь?
    Семья и любовь? Но и здесь он тоже не обретает счастья, являясь садистом для
    близких и мазохистом для самого себя (“Страх”). Мучительной оказывается
    именно мыслимая возможность. Именно перед возможностью герой не смиряется и
    терзает себя. “Реальность умиротворяет” — словно раскатывает героя, как
    асфальтовый каток, в бесчувственную лепешку. Он живет прежде всего в
    воображении, в зоне полной безопасности и безответственности. Автор
    погружает нас в сознание людей умственно и эмоционально развитых, но
    воспитанных в жестких рамках тоталитарного государства, когда любой реальный
    выход за рамки, любое несанкционированное отклонение маятника в ту или иную
    сторону чреваты полной гибелью всерьез. Литература для такого человека —
    прежде всего “защитный экран для уставших глаз и боязливой души”. В каком-то
    смысле проза Е. Шкловского соответствует этому определению. Реальность
    явлена обычно уже в форме некоторого полуфабриката, интеллектуальной, вполне
    удобной и безопасной для обращения выжимки. Ее смысл успокоительно сияет в
    пробирках рассказов. Автор — человек в белом халате, но свой, все знающий и
    все понимающий про этих “совков” и неудачников, конечно, со своим
    наблюдательным интересом, но тем не менее находящий для них успокаивающую
    улыбку и целящее слово. В какой-то мере проза Е. Шкловского — это очередная
    попытка “понять умом”, являющая на выходе картину однозначно клиническую.
    При всех социальных катаклизмах прежде всего и больше всех страдает
    интеллигенция (вероятно, в наказание за ее неукротимую жажду новизны и
    перемен) и особенно ее низший слой “образованщина”. Худо-бедно, они всегда
    пускают корни в любой социум, служат любой идеологии, ну а при переходе к
    иной реальности их вырывают, как сорную траву, с корнями .

    В отличие от перестроечной “чернухи”, обрушившей на нас проблемы и персонажи
    большого круга психиатрии, герои Е. Шкловского принадлежат малому кругу этой
    же дисциплины. “Психопатология неврозов переходного периода. Хрестоматия” —
    такой подзаголовок для его книги был бы вполне уместен, что, разумеется,
    прибавило бы читателей вполне профессиональной ориентации. Почти в каждом
    рассказе — история болезни, это подчеркнуто обозначением героя — буква с
    точкой (Т., К.). Что дополнительно призвано свидетельствовать о
    достоверности и непридуманности сообщаемого. Работает на “медицину” и
    аналитический, суховато-описательный, предельно информативный и лапидарный
    стиль. Впрочем, на протяжении книги стиль несколько меняется, автор словно
    разогревается, размышления становятся глубже и тоньше, чувство достигает
    подлинного лиризма, размеры рассказов увеличиваются. Автор все чаще
    позволяет себе выйти за рамки психологического состояния героев, особенно в
    рассказах на литературные темы, где вольно проявляется сила сарказма и
    уничтожающей иронии. Образчик блестящей прозы от автора — “Бабель в Париже”.
    Впрочем, как и рассказ “Запах”, где единственный раз явлены и те, кто
    сегодня наверху.

    Евгений Шкловский — автор искушенный. Он много знает, много умеет. Вероятно,
    именно поэтому иногда трудно сказать, где он совершает открытие, а где
    только демонстрирует эрудицию. Во всяком случае, его лаконичные рассказы
    помечают некие реальные и болевые точки нашего времени, давая простор для
    критических прогулок и самых неожиданных интерпретаций. Я ограничился
    очевидным и лежащим на поверхности.