Глава 3. До войны

Феликс Рахлин
НА СНИМКАХ: наш 109-й детский сад на даче в пригородном посёлке Комаровка под Харьковом, на прогулке в лесу. На обеих картинках один из мальчиков показывает привезённую кем-то из взрослых черепашку. Днём во время "мёртвого часа", от которого я был освобождён как толстяк, мне поручили проследить за черепахой, чтобы не убежала. Но мне её было жалко, и я отнёс её в кусты, а сам палочкой искусно подделал на песке её следы совсем в другом направлении.
На фото слева я возвышаюсь один позади всей группы. На правом снимке я - второй слева на переднем плане, в том же светлом костюмчике. Фотография  1939 года, сделана в конце августа, перед самым началом Второй мировой войны.
И вот - удивись, читатель! - хотя прошло с тех пор 74 года, а мне уже 82 с половиной, почти всю эту ораву ребятни на снимках я помню: кого по именам, кого по фамилиям. Начнём с самого левого на переднем плане мальчугана в тюбетейке - это Женя Стадник, я его встречал и узнавал уже в пожилом возрасте, а он меня не помнил... Из-за его плеча выглядывает и тоже улыбается Лёня Основиков - "Заморская Крыса" - это беспощадное прозвище он носил с терпеливым смирением, прилагательное потом отпало, но "Крысой" его именовали до конца школы (мы после войны учились сперва в одном, а потом в параллельных классах; правее - Руня (Рувим) Рогачевский, он жил в том же подъезде, где в цокольном этаже помещался наш детсад № 109; далее - в тюбетейке - мой лучший друг в детсадовские годы Вова Скороходов% ещё правее, прислонившись головками друг ко другу, - два Серёжи, причём, крайний - наш, детсадовский, а второй к кому-то приехал с родителями и временно играет с нами, но именно они привёзли с собой живую черепашку, вот она-то всех и веселит, и некоторые к нему льнут и подлизываются, чтоб дал её подержать... Внизу справа на переднем плане лежит на животе Юра Топерман; из двоих, составивших последний ряд (над которым стоя возвышаюсь я)помню одного - того, который слева: это Феликс Броневский, - и лишь его соседа не припоминаю, но, кажется, его звали Миша. На втором снимке (где сфотографирована и наша воспитательница (имени-отчества которой вовсе не помню) дети почти что те же, но есть и другие: во втором ряду первый  справа - уже знакомый нам Лёня Основиков), позади него - мой сосед по дому Боря Неня (по всеобщему признанию, самый "заядный" (то есть вредный), а второй справа во втором ряду - Юлик Израилев, с которым я общаюсь и здесь, в Израиле, и который прибыл на родину предков, поменяв задолго до репатриации свою "патриотическую" еврейскую фамилию на фамилию русской жены: Жуков. Чего только не приходилось нам делать там, в галуте (рассеянии) во имя спокойствия семьи! У Юлика две дочери, и ради них он сменил архиизраильскую фамилию, прибыв сюда как чеховский Ванька Жуков... Ну, не Ванька, а всё-таки Юлик... Я посвятил ему целый раздел этих воспоминаний: главку "Первый звонок", потому что мы с Юликом учились в одном и том же первом, а потом и втором классе - до войны. Семья Юлика спаслась бегством на восток страны, но бабушка бежать не решилась, и в декабре 1941-го то ли немцы, то ли соседи-полицаи за то, что не ушла по приказу коменданта в гетто - в бараки станкостроительного завода, выгнали старуху на улицу и тут же расстреляли, оставив труп на тротуаре...  Но пора заканчивать столь затянувшуюся текстовку к снимку.

                *   *   *
НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ (названия главок, в неё входящих):               
Изгнание из рая. - Еврей Иванов. - Первый звонок. - Искусство и литература -2: про шпионов. - "Область государственных интересов Германии".

Читать дальше "Изгнание из рая" http://proza.ru/2012/01/20/1996