Подранки

Ирина Склярова
      В администрации города мне предложили выступить перед несовершеннолетними преступниками. На подготовку  дали месяц. Что со мной началось… Я не спала ночами  и представляла этих маленьких злодеев в самых ужасных сценах.

     До выступления оставалось  несколько дней, и я твердо решила, что не поеду туда ни за что. Но  тут вмешался мой мудрый муж и убедил меня, что выступить перед этими детьми обязательно нужно.

Меня пропустили через десять закрытых дверей . У входа к заключенным попросили сдать сотовый телефон и паспорт. Зашли на территорию , окруженную собаками ,а потом передо мной открылась очень пристойная картина: везде клумбы, в центре двора храм, по краям трехэтажные здания. Все покрашено и побелено, везде чистота. Прошли в зал.

     Кто- то смотрел телевизор, один паренек сидел за учебниками. Выключив телевизор, все расселись вокруг меня. На них была одинаковая  арестантская  черная роба, все одинаково подстрижены под ноль и только на каждом лице, жизнь оставила свой отпечаток- у всех разный.  Кто-то  развалился на стуле- всем своим видом показывал, что он хозяин положения. Кто-то независимо смотрел мне прямо в глаза.

    А некоторые , беззвучно двигаясь между стульев, словно черные мышата, тихо садились и , повернув, в мою сторону голову, не видели меня  и не слышали .У этих детей была своя тяжелая, опустошенная ужасным преступлением жизнь. Только сейчас, попав сюда , они начинали понимать, что за все , что натворили   нужно ответить сполна.

   Лишиться свободы… Что это такое  может понять только тот , кто  хотя бы раз ее  потерял. Я громким и бодрым голосом   читала им свои  рассказы и сказки , а на их лицах страшную беду и горе. Они делали вид, что внимательно слушают, абсолютно не понимая  эту мою тетрадную жизнь. Она им была непонятна, чужда и неинтересна.

    После выступления меня привели в комнату, где с заключенными работал  психолог. Я заметила одного паренька. Сначала не поняла, почему он так меня заинтересовал.

    Уставившись на мальчишку в арестанской одежде  я не могла   отвести  взгляд от его лица. Оно не  было изможденным или  уставшим. Оно было  тусклым, безразличным и не выражало  никаких эмоций.

    Я привыкла видеть умные, оживленные интересные детские мордашки.   А тут … перехватывало дыхание от такого горя.  Психолог заставляла его расставлять домики на цветной бумаге . Нужно было сложить город счастья. Мальчишка сидел опустив глаза:  зачем ему бумажное счастье – он хотел настоящего.

    Почувствовав, что я им заинтересовалась, паренек поднял на меня глаза. Его взгляд был не просто  пустой, он был мертвый, а нахохлинный вид напоминал мне птицу, посаженную в клетку, которая не может  жить в неволе. Выражение лица этого паренька, а, вернее полное его отсутствие, сказало мне о многом.

   Ты можешь есть, спать, работать и  учиться, но ты не свободен. И, чем больше ты сидишь в  заключении, тем становится труднее и труднее. Как-будто камень лежит на душе и с каждым днем о становится все тяжелее.  А если сидеть не год и не два, а пять или десять лет ! Как это выдержать!?
 
       Многие здесь впервые легли в постель застеленную белой простыней и впервые ели обед из трех блюд. Я читала им свои сказки, где добро обязательно побеждает зло.Они искренне удивлялись, так в жизни не бывает! 

     А потом улыбались- да это же сказка! В их жизни сказок нет- одни страшилки и ужастики. Их жизнь началась страшно,  а вот будет ли в ней счастливый конец?

    Кто в этом виноват и что делать!?