Театр как культурный фактор духовной безопасности

Ибрагимов Лёма
        Чеченский этнос  – хранитель многовековой созидательной духовной традиции, внесший свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры [1].
В основе этой традиции  –  базовые цивилизационные качества чеченского  народа: взаимовыручка, взаимоподдержка (белхи), оптимизм (диканах дог ца диллар), долготерпение (собар), стремление к добру, правде и справедливости (бакъоне, нийсоне, дикане сатийсар, кхийдар), патриотизм (мохк безар). История вопроса убеждает нас в том, что за разрушением духовно-нравственного потенциала  грядет резкое ослабление способности этноса решать актуальные задачи экономического, социального и политического развития. Что это именно так, а не иначе, наглядно показали события недавнего исторического прошлого нашего народа.
       "Проблема духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Во многих правовых документах Российской Федерации однозначно раскрывается значимость духовной безопасности" [2].
        Угрозы духовной безопасности видны не сразу, потери могут поначалу не осознаваться даже как потери, но на определенном этапе могут стать уже неактуальными, т е. необратимыми.  Вопрос о духовной безопасности нации –  это по своей сути  вопрос о том, быть или не быть данной нации, данному этносу. В связи с этим следует подчеркнуть, что при характеристике самого понятия “нация” мы ставим во главу угла именно духовное начало, духовную составляющую народа.
       Духовная безопасность – это защищенность духовно-идеологических, нравственных, культурных основ жизнедеятельности общества. За последние 20 лет эти основы в ЧР не раз подвергались чудовищным перегрузкам и растяжениям. Наряду с обесцениванием подлинных культурных ценностей прагматикой одновременно шла и подмена их суррогатами массовой, клановой культуры. Получила распространение потребительская мораль, мораль  лицемеров. Размылись многие нравственные ориентиры – добро, справедливость, совесть (дика, нийсо, иэхь). А многое из того, что в чеченской культуре не одно столетие традиционно считалось пороком, было возведено в добродетель.         
Поэтому сегодня важно не просто осознать степень опасности для нашего социума повторения прошлого, но и определить, какими средствами можно отвести эту угрозу.  И здесь видится вполне правомерным обращение ко всей социокультурной парадигме нации, в том числе, и к его театру.
       Театр в Чечне имеет свою историю, традиции, глубоко народные корни [3]. К.С.Станиславский говорил о театре как о сильнейшем средстве влияния на общество, пробуждения общественного самосознания народа. Как "самую сильную кафедру для своего современника" рассматривал театр Л.Толстой [4].  Театр можно рассматривать и как  трибуну, через посредство которой национальное самосознание формируется и репродуцируется. А суть национального сознания –  перманентность передачи из поколения в поколение одних и тех же ценностных национальных стремлений и чаяний.  И здесь встает вопрос о роли интеллигенции как социального аккумулятора национальной памяти. Через театрализованное действо творческая интеллигенция театра участвует в формировании духовного облика личности, ее самосознания. Участвует в возрождении нации путем пробуждения ее генной памяти, расширении поля приложения его языка, музыки, символики.  Специфическими, характерными для театрального искусства приемами, формами, методами обеспечивается решение основополагающих задач формирования национального самосознания, ее репродукции и ретрансляции в обществе. Велика роль театра также в постановке вопросов, имеющих общественное звучание и значение (вай х1ун до, к1ентий?!). Наряду со всеми культурными факторами (литература, музыка, живопись, кино и т. д.) театр способствует постижению нацией ценностей отечественной и мировой культуры, действенно влияет на процесс развития культуры и создания культурной среды. И тем самым способствует наращиванию творческого потенциала нации, укреплению духовной безопасности ее.
      Уровень театра –  это показатель культурных возможностей общества на данном этапе его развития, это та мера вклада его  в общемировую культуру. Но для того, чтобы театр мог выполнить свое предназначение, в том числе и в деле обеспечения духовной безопасности нации, требуется ряд условий. Одно из важнейших условий –  материальная поддержка театра государством. Вопрос о выгодности или невыгодности (сиюминутной экономической убыточности) культуры нужно решать только в увязке с коренными интересами развития нации, с обеспечением предпосылок для ее духовного подъема.  К тому же не надо забывать, что мы еще находимся в стадии возрождения, собирания и укрепления своей самобытности. Это обстоятельство также обусловливает необходимость со стороны государства рассматривать вопросы развития культуры, в том числе и развитие театра, как приоритетные. Недофинансирование  культуры, в том числе и театров, таит еще одну опасность. Такая практика все больше увеличивает разрыв между коммерческой культурой и национальной спецификой  духовности.    
      Не секрет, что театры, перешедшие на  полный хозрасчет, в своем стремлении "выжить" часто пренебрегают художественной, эстетической, идейной стороной постановок. Тем более, ее национальным своеобразием. Рассуждая об условиях, обеспечивающих выполнение театром своего предназначения, следует сказать и о способности, готовности деятелей театра реализовать его функции. Все происходящее в обществе не может не оказывать на них влияния. Они часто вынуждены становиться перед лицом нравственного выбора. Часть театральной интеллигенции (Хакишев Руслан, Дагун Омаев, Амран Джамаев, Давлетмурзаев Мут1елап, Марисултанов Али, Бай-Али Вахидов, Мовсар Атаев и др.) и в наше непростое время занимает  достойную позицию, отстаивая национальные интересы, добиваясь, чтобы лучшие традиции чеченского  театра сохранились и получили свое развитие. Другая часть интеллигенции не до конца оценила меру опасности, нависшей над нашими духовными ценностями. Кто-то молчит, хотя его голос мог бы звучать весомо. Кто-то "творит" дешевые, а не вечные ценности (так выгодно в материальном отношении).  Именно поэтому необходимо ценить тех, кем можно гордиться, чья гражданская позиция помогает людям ориентироваться, найти себя, жить по законам фундаментальных ценностей. Мы не имеем права ни терять, ни халатно относиться к такому искусству, как чеченский театр, к его руководителям и актерам –  прекрасным деятелям национального театра.    
      Благодаря театру  человек может родиться заново, но уже родиться из Слова, Света, Музыки, Красок. Он может взглянуть на себя со стороны, выслушать свою душу, услышать ближнего, утешит его в минуту отчаяния.  Утрата этносом своих духовных основ, системы ценностей, культурной традиции, идеалов  означает одно: растворение и ассимиляцию в другой культуре. Поэтому сегодня необходима продуманная система этнической духовной безопасности, которая ставила бы перед собой, прежде всего, стратегические цели [3]. В процессе их реализации требуется учитывать роль всех социокультурных факторов и, не в последнюю очередь, роль национального театра.


Литература
1. Леча Ильясов. Культура чеченского народа. – М., 2009. –  264 с.
2. Духовная безопасность России. – М., 2005. – С. 4.
3. А. Айдаев, Ю. Айдаев. Электронный ресурс. Режим доступа:  http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=108&id=1
4. Цит. по кн: К.С. Станиславский. Статьи. Речи. Беседы. Письма. – М., 1953, – С. 230.