Графиня Нюрочка

Михайлова Ольга Анатольевна
Это снимок очень дорогого для меня Человека. Моя  бабушка. Бабулька, как мы её называли.

Откуда во мне особое уважение и духовное благоголепие к старинным фотографиям?..

- Давай графьёв смотреть, - уговаривала бабульку в детстве.

Она доставала старый-старый альбом, велела вымыть руки, и мы садились за круглый стол, покрытый бархатной скатертью с бахромой.

 Не знаю, почему,  люди на старых фотокарточках мне и сегодня видятся особенными.  - Графья!

 Бабулька  листала страницы альбома,  я от волнения крутила на бахроме скатерти узлы,  и не понимала, зачем мыть руки, если бабулька сама листает альбом.

Главная графиня в моей жизни. Моя Нюрочка.

- Давай графьёв смотреть … 

 Кобзарева Анна Степановна - родилась 20 января 1911 года в большой крестьянской семье в  Ульяновской области.

 Голодно тогда было в деревнях, и как «злой рок»,  в семье  подряд три девочки. А на селе в почёте руки крепкие, мужские.

 Из всех девочек Аннушка получилась самая ладненькая. Кожа белая-белая, носик маленький, губки, ямочки на щёчках с двух сторон. Ямочки - главная «достопримечательность» бабульки.
 
- Ангел,  – улыбались женщины.

- Барынька, – гордо сплёвывал через плечо  отец. -  Тебе бы, Нюрка, в барыни.

 Это потом Нюрка станет Анной Степановной. А пока – отцово слово, как приказ, в барыньки, значит, в барыньки.

И отдали Нюрку  «в люди» - нянькой в семью не очень богатых, не то,  чтобы знаменитых, но помещиков.

 Девочка была  послушной, исполнительной. И за это  очень быстро её из Нюрки повысили в Нюрочку. Бабулька любила вспоминать то время.

- Ты же сама была ребёнком? Эксплуататоры! – возмущалось моё пионерско-комсомольское сознание.

- Да я и не в обиде на них. Тепло, накормлена, постелька своя. - Культурные они были … «Просвещенный и образованный» -   в  бабулькином перечне человеческих качеств это было  не маловажным.

 Потом – и революция, и отец погиб в гражданскую, и колхозы. Много сил и молодости отдала бабулька. Замуж…

Под негромкий перестук спиц  неспешный разговор...

- Бабулька, а почему ты замуж вышла поздно, такая видная девчонка?!

- Первый раз – в восемнадцать.

- В первый раз? А кто нас учит – единожды и на всю жизнь?!

- Всё правильно, один раз и на всю жизнь, по любви. В первый-то я ведь по уговору вышла. Сильный, надёжный, небедный, будешь как за каменной стеной, - уговаривали подружки.  Вот за камень я и вышла. Никогда не ходи под венец без любви. Не вАжно, сколько лет ты замужем, глАвно – как тебе там.  Деток, слава Богу, мы с ним не нажили, вот и сбежала я от мужа.  Да ты не суди. Глядишь, и мамки бы твоей не было, и тебя.  Я же не по греху. Я же … 

 Бабулькин рассказ лился как ручеёк. Мирно постукивали спицы, бабулька всегда вязала за разговором.  А я слушала сказку-быль.

- Идём мы с дедом твоим лесом. Птички поют. Запах! Клевер, полынь, земляника. Тропка широкая-широкая, а нам кажется – тесная. Идём  -  близко-близко друг к  другу. Взял он меня за руку. Нюшенька моя … Да, Алёшенька …

 Тишина. Спицы не стучат.

- А дальше …

- А дальше война всё забрала. Ушёл мой Алёшенька, дед ваш, на войну и погиб. Звонкий голос бабульки вдруг стал тихим.

- Вот окаянная, ну сущий партизан! Вечно ты меня заговоришь. И не проси! Не упрашивай, сегодня не будем.

- Да я и слова не сказала.

- Знаю я твои «слова не сказала». Эко глазищи свои … И в кого только у тебя глазищи такие, вроде у всех серые, да голубые. А тут на тебе, зелёные.

- Бестия, -  ворчит не зло бабулька,  раскладывая на столе нехитрый домашний архив.

- Получилось, - молча радуюсь я.

 Похоронка-треугольничек, затёртый листочек письма с фронта, несколько фотокарточек, завёрнутых в белую тряпицу. По щеке бабульки слеза.  К носу. Потом – в знаменитую бабулькину ямочку. И её доброе красивое лицо становится грустным, даже печальным. Мне вдруг  и стыдно за бабулькины слёзы - довела,  и страшно.

 Страшно! - Ты не умрёшь? Бабулька, ты не умрёшь! Ты у меня и так одна.

- Бабулька, ты не умрёшь,  - уговаривала и приказывала я.

- Умру, девочка моя, умру.

- Нет, бабулька, не умрёшь. Я тебя никому не отдам. -  Слёзы текли по моим худым щекам. И покуда  ямочек на них не было, они скатывались напрямую  за вырез  платишка.

- Ты плачешь? Не горюй, девочка, рано или поздно все умирают. Не реви! Так и быть, уговорила. Вот выйдешь замуж, родишь дочку… Слышишь, девочку! Тогда уж не взыщи.

- Правда, бабулька, даёшь честное слово?

 Бабулька сдержала своё честное слово. Я вышла замуж. Родила дочку. В январе. А в ноябре бабулька ушла. Она так и сказала, когда я уйду – не плачь, я не умру, я всегда буду с тобой рядом.

 С того дня прошло много лет. Каждый год из этих двадцати пяти лет мне снится сон.  Я девчонка. Бабулька. И наш старый дом. Я бегу с остановки. Впереди поворот. Там – маленький дом и моя бабулька. 

- Бабуль … кричу я.

Запах мочёной  антоновки, вкус  ватрушек и  травяного чая.

 Бабулька, моя единственная - она была для меня всем. Или – за всех. Бабулька заменила мне всех. Деды – погибли на Войне. Бабушку по отцу совсем не помню, умерла вскоре после моего рождения.

 Я бегу с остановки, впереди поворот. Там, за поворотом – моя жизнь.
 Вся жизнь впереди. Всё только в будущем.

 Мне ещё очень многому нужно научиться. У тебя, бабулька, научиться. Да, да – у тебя. У человека, который никогда не ходил в школу, который не умел ни писать, ни читать.  Но ведь всё, чему научила меня ты, потом я прочитала у великих и знаменитых. Наверное, всё дело в твоей бесхитростной мудрости.

- А расскажи мне сказку.

- Да я и читать-то не умею.

- А ты про себя расскажи.

- Так ведь это не сказка. Это жизнь моя.
 
- Про жизнь и расскажи.

- Какая моя жизнь? Да и некогда мне сегодня с тобой разговоры разговаривать. Давай варенье из кулубники варить.

- БабульЮ из клубники.

- И я говорю, кулубники.

- Эх, ты, бабулька … Пермени, мантулики, в речке утонешь - домой не приходи.
 
С того дня только мы «кулубнику» и не слышали. Виктория.

- Бабулька, ты что, обиделась? 

- Я?! -  Нисколечко.

И мы варили с бабулькой варенье. Из Виктории. А ещё – из вишни. Оно шло у нас как «вишонное». Ну и ладно, вишнёвое, вишонное, главное, вкусное.

 Господи, благослови! -  вот и будет вкусное.  Без «Господи, благослови» или «помилуй» мы и шагу с бабулькой не делали. Тихо так, не напоказ. Но Бога и веру  в мою детскую душу бабулька поселила навсегда.

 Боженька!  Я не знала тогда,  кто это, но бабулька говорила, что это очень хороший, забыла -  человек или дедушка. Он живёт на небе и всё знает, всё видит, всем помогает.  И я верила бабульке. Потом пришла и вера в Бога.

 Мой удивительный сон …

 Главное, за что благодарю,  и буду благодарить бабульку всегда, она сохранила в моей душе – девчонку.

 У меня было счастливое детство, за это отдельное и огромное спасибо моим родителям.

 У меня было непростое детство,  и я очень рано стала взрослой - за это "спасибо" жизненным обстоятельствам.
 
 Мне исполнилось ровно три с половиной года, когда жизнь   сказала - теперь ты взрослая,  и если не мы с тобой, то кто тогда. Так я стала взрослым ребёнком.

 Огромное спасибо моей бабульке и родителям  - они сделали просто невозможное, но сохранили в моей душе ребёнка в самом замечательном смысле этого слова.

 И теперь, и всегда -   я жёсткий, рациональный, строгий к себе, в первую очередь  к себе, и к другим человек, как ребёнок радуюсь рассветам и закатам, пению птиц, цветению садов, смеху детей. Въезжая под радугу - загадываю желание, верю в  Деда  Мороза и Любовь.

 А так же плачу при виде чужой боли и горя, всегда защищаю слабых, даже если они и сами "говнюки".
 
 Шефствую над целым отрядом знакомых стариков и расстраиваюсь, что с каждым годом их становится меньше.

 Я чётко знаю, за всё в этой жизни нужно и надо платить. Именно поэтому мне всегда стыдно перед теми, у кого не было настоящего детства и любви.

 Хочешь быть счастливой, умей дарить. Так учила меня бабулька. Бабулька, ты была моим самым главным подарком судьбы. Слышишь ли ты? Видишь ли? Помнишь, ты обещала, что никогда не уйдёшь, всегда будешь рядом!

 С днём рождения,  моя любимая Графиня Нюрочка! С днём рожденья, Бабулька!