Моя обожаемая Матушка

Иоанн Блаженный
  (из книги "Возвращение в Универсум")


                Олицетворенная сокровищница духовности

    Моя блаженная матушка обожала свечи. А больше пользовалась простым керосиновым фитильком. Простой керосин, каким бабки наполняли примусы - а фитилек в лампе не угасал, мерцал на ночной молитве неизъяснимой благодатью.
    Зажжет матушка огарок свечи, оставшийся от храмовой молитвы, - и он не гаснет. А вокруг мерцающего пламени бегают пугливые полуметровые 'лукашки' (мутированные крысы). К ним привыкла так, что не замечала. Начинающие ее ученики приходили в ужас: "Матушка, что это?" Почти физически переживали присутствие дьявола. "Не обращай внимания! Лукашки слетаются на благодать".
    Почитала Почаевскую лавру второй святыней после Иерусалима.

    Обожаемая мироточивая старица - сокровищница духовности! И при всей ее неизъяснимой юродивости и неповторимости - по сути ни одного достойного ученика.
    Единственно обожала вашего покорного слугу. Слала письма: "Приезжай. Не могу без тебя. Нет никого, кроме тебя. Никто не может следовать нам. Нас двое (трое, четверо) на земле".
               
    Каждодневная брань. Отбивается как может. То ведьма парализует ее на утренней литургии, то очередной лысый черт 'примотает' - отнять молитву...
    Днем и ночью брань, трезвение. Как же без четок? Перебирает их круглосуточно, и во сне не дает себе успокоиться. Вздремнула - а четки перебирает, и уста шевелятся с Иисусовой молитвой.

    Ц а р с т в е н н о е   величие. Расположится на черном елизаветинских времен диванчике в Кременце, величественно полулежит - царица. У нее свой престол в вечности. Столп истины.
   Притом потрясала ее изумительная простота, однозначное (далеко не примитивное) видение при многомерности ума и неизбежной склонности к катакомбному эзотеризму //эзотеризм - запрет на раскрытие тайн учения непосвященным (в отличие от экзотеризма, ориентированного на массовую доступность)//. Тайну своей кухни открывала единицам: прочие не поймут. И без того всё дискредитируют и искажают...
               
     В е л и к а я  в брани. У в е н ч а н н а я  победительница князя мира сего.
Не шла ни на какие компромиссы. Паспорта советского не признавала. "Красный коммунистический паспорт - от антихриста. Красные власти - от дьявола. Никакого с ними общения".
    Попробуй понеси крест беспаспортницы! В совдепии человек без паспорта никто. Любой мент может сделать с тобой что угодно. Того и гляди упекут, сгноят в безликой сталинской концентрационной зоне, где только номера да смертельно бледные тени в освенцимских пижамах. Не случайно боялась: голову отрубят. Но стойко держалась за свой евфросиньин жезл.

    Ходила с ней шехина - купина славы Всевышнего. Ни одна воронка не могла ее засосать. Где бы ни находилась, в какой угодно деревенской норе или храмовой паутине - сияет светом и народ вокруг нее собирается...
    Сфера её привлекала тех, кто  е ё  д у х а. Такие глаз от нее оторвать не могли, обожали и следовали каждому ее духовному и практическому наставлению.
    Бескомпромиссная неотмирскость - характерная черта евфросиньюшкиного катаризма. Князю мира сего надо дать решительный бой: не брать от него ни йоты ни в воздухах, ни в дыхании, ни в практике, ни в молитве.
               
    Ее обожающая доброта.. Матерью была каждому из учеников. Никакого формализма, обжигающая простота. Тотчас поселяется в сердце: "Ну как ты? Чувствовал мою молитву?" Настолько мощно входила в сферы воздействия на души, что могла  в ы м о л и т ь: освободить от смертельной болезни, облегчить греховную чашу, препроводить в Царствие. Из лютейшей ведьмы и колдуна могла сделать праведника.

    Взгляд ее на старицу Марию Орловскую: 'Была лютой ведьмой - стала совершенной святой'. Колдуны, если сильно подвизаются, могут достичь высочайших степеней святости. И напротив, 'трошки познавших' даже слабый завет с дьяволом может утянуть в пропасть...

    Обостреннейшая круглосуточная брань - неизбежное следствие учения о стяжании Святого Духа. Князь мира сего не отступает легко. Преследует до последнего смертного дыхания. Оружие подвижника - четки, Псалтырь, поклончики, ежедневное причастие, Евангелие, омовение на источниках.
    Но не как у других. Четки перебирает круглосуточно - общается, спит ли. Молитва - перешедшая во внутренняя. Хотя бы беседовала, внутренне не перестает молиться. Понимает: на минуту потеряет молитву - лукавый приступит, и тогда ввек от него не отобьешься...  Бдение и различение духов безусловное.

      
                Тест Евфросинии

    Уникальный  т е с т  Е в ф р о с и н и и: 'познавший' зло и 'непознавший'. Практику (поклоны, псалтырь, бдение, омовение, регулярное причастие) назначает в зависимости от степени 'познания'.
    Непознавший стяжает Духа буквально за каких-то полгода или даже нескольких дней. Познавшему сложнее. О духостяжании речи идти не может - грехи бы простились, чаша погасилась...
               
               
                Поклонение Божией Матери

    Богоматерь для нее - парутическая*, присутствующая. Богоматерь видела  в о о ч и ю. Таинственно с Нею беседовала. Водима свыше. По негласно заведенному старческому правилу, ответы узнавала так: положит под подушку шесть записок (3 плюса и три минуса) и 150 поклончиков хлещет. Наутро с десятью 'иисусовыми' вынимает одну - это и есть воля Всевышнего.

    Имя Царицы Небесной не сходило с ее уст. Обожала Ее. Возденет взор горе: "Богородица, Пресвятая Дева, помогай нам!" И Царица Небесная не отходила от нее ни на шаг. Поклонение Богородице носило не формально-ритуальный, а горячий, ревностный характер. Следствие почитания Вечной Девы - ее стойкое девство, девство в абсолюте. Похоть вокруг нее рассеивалась. Мысли не могло быть о блуде и какой-либо нечистоте. Столп девства, чистейшая чистых.
               
    Особенно обожал ее восковитые ручки. Целовал их, прижимал ко лбу, сердцу. Они были из мощевых составов. Нетленная - понимал еще в земные дни, и приобщался к ее нетленным сферам. Величайшая от нее радость - быть водимым свыше.

    Любила тех, кто воспринимает ее в простоте, как и она - полностью простых. Никого ни к чему не принуждала. Внезапно прерывает беседу и, осененная свыше, становится на поклончики. А за вами краешком глаза смотрит: станет чадо на поклоны - близкое по духу, можно дальше наставлять; восстанет, сядет расслабленно нога на ногу - чуждый, впору отсылать.
               
    Ну кто в те времена мог учить о вымаливании грехов? Кто дерзал полагать, что грехи могут быть  п р о щ е н ы, что возможен действенный катаризм со ступенью  с о в е р ш е н н о г о? Достигла ее и проповедовала о трех ступенях стяжания Святого Духа. Трижды по 40 дней постилась, чтобы взойти на более высокую ступень.
    Как и подобает ищущим (блаженны ищущие - обретут, и стучащиеся - им откроют) находилась в непрестанном поиске. Всегда прислушивалась к сердцу ближнего, к воле нашего Всевышнего. Мне: "Что нового Божия Матерь сказала в Слове?"

    Благовестие считала  н е п р е м е н н ы м  аспектом стяжания Святого Духа. Нельзя Его держать 'при себе'. На благовестии исполнялась огнем. Раздавала крестики, исцеляла, проповедовала.
   
                Целительница

    Какой крест несла, видя облепленность почаевских обывателей и паломников бесами! Первая к ним шла, падала в ноги и проповедовала огненное евангелие Христа. И бесноватенькие, проклятенькие, 'познавшие', затравленные родственниками, одинокие, безысходные - одним словом, сироты - увязывались за ней: "Матушка, помоги! Матушка, исцели!.." И в свою очередь в ноги к ней бросались. Оказывала царственный материнский покров. Каждого принимала в сердце и несла незабвенно, глубочайшим образом. Молясь, держала перед глазами бумажку, где крупными буквами перечислены имена. Иногда по сто поклончиков хлестала за кого-то в случае нужды...  Не было случая, чтобы кто-то выпал из ее молитвенной памяти.

      
                Евфросиньина метанойя
               
    Помимо несомненного  г р а д у л я т и в н о г о  жезла (вмешательство в судьбы мира, способность вымолить больного) имела сильнейший  м е т а н о и ч е с к и й   жезл. Разрыв ветхих связей ставила во главу угла. Не просто выйти из порядка мира: нужно  у г а с и т ь  родовые программы. И новопришедшему тотчас же откровением Святого Духа подсказывала, каким крючком зацепил лукавый - будь то ведьмоватая женушка, что пьет кровь из мужа, бесноватый муженек, 'познавшая' теща..
    Преосененно вчитается в книгу жизни и дает твердый совет: "Смотри, с таким-то не видься. С женой не спи - съест, и благодать потеряешь". Благословляет на путь совершенной святости. Подает мощнейший импульс к метанойе.
    О деньгах не могло быть речи. Все шло с неба - характерно-второголгофская печать, как у Серафима Умиленного. С неба падали склянки с мирро, откуда-то появлялись крестики... Кельюшка всегда полна продуктов, и от чад нет покоя.
    СтОит провести с ней больше трех дней - и мир кажется безумием, сверхидиотизмом. Люди копошатся как тени.. чем занимаются? Какой смысл? Зачем в храм ходят?

    Ничто кроме евфросиньюшкиной сферы и ее огненного столпа не заключало в себе высокого смысла. Жить - подвизаться в духе святой Евфросинии. Здесь огонь веры. Здесь полнота.
    Скольким мироточивая старица помогла еще в земные дни освободиться от фатальных скорлуп и родовых привязанностей! Скольких поставила на путь стяжания Святого Духа, освятила и очистила своим материнским сердцем! Лично  п о д в и з а л а с ь, а над ближними  п р о с т и р а л а с ь: характерное славяно-теогамическое словечко. Некогда Иоанн Колов как молитвенник простирался над городом - так и матушка, входя в пакибытийные сферы, простиралась над своими учениками.

    Созерцает неотступно, хотя бы и при долгой физической разлуке. "Что, стяжал Духа?"- спрашивает через полгода, а сама прикидывает: если чадо скажет 'стяжал' - нашего духа, непознавший. Значит, благодать приходит быстро и покров Пречистой Девы с ним. 'Не стяжал' - настораживается: чаша тяжелая. Не тем занимается. Не может от грехов освободиться. Агница божия  б е р е т  н а   с е б я... и три платочка кровавых слез после ночных поклончиков.

               
                Блаженная
               
    'Блаженная' - это вот что. Ни с чем не сравнимые поклоны. Хлещет их легчайшим образом, головочка вниз, а дух горЕ возносится. Отбил 150 поклончиков с м.Евфросинией - и восхитился духом в блаженство.
    Омовение - опять же необычное. Никакой ритуальности. Приготовляет святой источник, посторонних бабулек просит удалиться, чтобы не оскверняли чистоты ее молитвенной сферы. Протянет святую ручку - и тотчас столп благодати, световое облако сходит. Если удостоит чести лично омывать - в большинстве случаев следует исцеление. и теплота в сердце несказанная. Вода ледяная - а сердце горит благодатью Духа Святого.

    "Для нас, благодатью исполненных, нет холодной воды - обжигающая, огненная". При морозе -30 босой ноженькой преспокойно входит в воду и восьмикратно окунается с богородичной молитвой.
    "Богородица Дева, радуйся" с уст ее не сходило. Любила ее больше, чем Иисусову, традиция которой шла еще от старческого Афона.


                Евфросиньюшка являла собою ренессанс старчества

    Для нее не было непререкаемых авторитетов. Каждого из почаевских или еще каких старцев исследовала судом совести и особыми святодуховскими мерилами, данными ей.
    Порой знаменитого старца обличала: "Ничтожество! Двойную жизнь вел: бабки ему 'носили' (кошелки с продуктами), искушался. Духа не имел. Голову морочил".

    "Нет у него Духа Святого! Что вы увязались за ним?" - о молодом священнике, за которым ходили толпы народа.

    Дар различения духов считала величайшим среди прочих даров Святого Духа, кои перечисляла со слезами: столь они были ей дороги, столь редки они в мире, чуждом истинной духовности.
    При всеобщем беспутстве и запустении веры (иосифлянщина, сталинщина, страгородщина, одно за другим предательства и деградация) Евфросиньюшка являла собою великое возрождение, ренессанс старчества. В ней словно воскресли и просияли дары Святого Духа, когда-либо собранные в церкви Христовой. И всякий мог черпать из этой сокровищницы сколько в силах.
    Один видел в ней живого Иоанна Златоуста во время проповеди, другой - Ефрема Сирина (старческие наставления и ревность в практическом пути), третий - Серафима Саровского (учение о стяжании Святого Духа). Четвертый - саму вторую Богородицу. Пятый, любитель чтения житий святых - Франциска Ассизского или Илью Муромского. А я ее обожал без каких-либо аналогий. Евфросиньюшка была для меня олицетворенным живым Божеством, храмом Духа Святого, скинией Всевышнего.
               
               
                О ее посте               

    Пост бескомпромиссен, как и в целом образ жизни. Не может быть речи о его нарушении. Н е с т а н д а р т н а  была, хотя придерживалась общих схем, ей открытых: в среду не есть до трех, в пятницу - до пяти и никогда не вкушать после семи (поздно).
    Хотя и пакибытийна - жила по строгому часовому регламенту и употребляла только чистую пищу. В посте ревностна чрезвычайно. Бывало, вкусит кусочек хлеба или глоток любимого ею томатного сока, а потом сокрушается полдня: "Как же я пост нарушила? Прости меня, Пресвятая Богородица!" - бухается в ножки.

    Распространяла вокруг себя сферу поста. Заряжала стремлением пить святую воду, питаться чисто. Чистота всегда предпочтительна, особенно в устах победительницы. В ее присутствии отметается скверна. Устыдишься взять рыбу во время строгого поста. Захотел бы - и не сможешь.


                Школа блаженной Евфросинии

    Ее величие - в  с и л е  с ф е р ы. Запрещает грех одним присутствием. Никаких авторитарных правил, приказов " этого не делай". Напротив, остерегается давать указания, всегда действует примером.

    Покаяние ее неизъяснимо, неодномерно. При том, что грехи прощены на исповеди - кладет поклончики: "Окаянная, последняя, хуже всех... Прости меня, Пресвятая Богородица".
    Понимает неодносложность концепции прощения грехов. Сегодня чаша погашена, а завтра, глядишь, наросла вдвое прежде вчерашней. Поди потом погаси ее в краткий срок, как раньше. Молитву отнимают, чашу утяжеляют и дар Святого Духа окрадывают... Так что круглосуточное бдение и трезвение.

     Ночь для нее - новобрачная, как для невесты. Жаждет часа, когда наступит ночь, запоют цикады - точно шумовой щит поставят вокруг ее юродивого шалашика, пятикратно увеличенной собачьей конуры. В ней так уютно спрятаться и такая молитвенная теплота! И особая радость - заснуть на ее коленках.
     Отовсюду благоухание. Благоухает клеенка, на которой спит, старый мешок... Только диву даешься: отчего ж такие запахи чистейшие вокруг нее?

   
                Престол чистейшей чистых.

    Ночью царственно величественна. Нескольких часов не хватает, чтобы главу Евангелия прочесть, 'отстучать' не меньше шести кафизм и положить три тысячи поклончиков (на что уходит не меньше пяти часов) для вымаливания ближних и облегчения грехов мира.

    А иногда удостоит ночной беседы. Расположимся рядышком, я у нее в ногах, как Иоанн Богослов у персей Господа на Тайной вечере. И матушка давай перебирать своих чад (тотчас характеризуя каждого), либо преподносить свое вИдение евангельского Христа. Или рассказывает, как Богоматерь являлась на Святой Руси, какие чудеса творились. Или как стяжать Святого Духа. Или о своей горькой жизни до обращения, как ее гнали отовсюду, как некому было вступиться за нее. Или по-царски щедро одарит тайнами духостяжания.
    Бесценны эти беседы. После них оживотворяешься благодатью, проницаешься чистейшими токами и начинаешь видеть мир ее глазами, что означает: стал ее учеником. Школа блаженной Евфросинии.

    Перед евхаристией трепетала. Трапезу церковную посещать - излюбленное ее занятие. Сетовала, что священники давали ей крошки. "Ведьме даёт полную лжицу, а мне - только ложечку полизать".
    Жажда совершенной святости - огненная. Священноагиомания.

    Вблизи понять ее невозможно, но на расстоянии открывается: Евфросиньюшка - сокровищница  л у ч ш е г о, что было не только в христианстве, но и в мировых религиях. Олицетворенная премудрость Универсума. Всяк может черпать у нее по вере, кто сколько может. Знала о своей миссии, и не скрывала преблагоуханного старческого пакибытия - сферы, ею сполна освоенной.
   
    Физическое состояние матушки невозможно было понять односложно. Сегодня лежит в величайших немощах - завтра летает. Вроде бы живого места на ней нет, а смотришь - спустя час поклончики хлещет, исполненная духом. Белизну лица считает признаком стяжания Святого Духа - а щечки пунцовые и глазки чистейшие. И нет большей радости, чем заглянуть в ее глаза, встретиться с ее добрейшим взором и искупаться в лучах ее ласкового материнского: "Ну как ты?"

    Где бы ни была, благообразно украшает свой престол. Наполняет комнату своим духом, на что у нее уходит несколько часов, а иногда и дней. Но посещая евфросиньюшкину кельюшку, всегда понимаешь: посетил святилище Духа Святого. Где матушка восседает на своем юродивом диванном престоле, воздухи напоены особыми ароматами. Обжигающий контраст. В мир нельзя вернуться. Так и хочется позаимствовать эту сферу и принести ее в свой дом. Так и поступали наиболее ревностные из ее учеников, несомненно разделяя и чашу гонений. Но как бы ни было тяжело, следовать ей всегда блаженно. Чего бы ни стоил разрыв ветхих связей - всегда с лихвой воздается благодатью.
    Не помню случая, чтобы забыла, выбросила из памяти. Всяк может рассчитывать на ее горячее участие и верность. Среди учеников ценит верность. "Не предашь?" - "Не предам, матушка". - "Ну смотри. Многие предали". Сама - верная до последнего.

            
                Мироточивые мощи               
   
    Я приехал после нескольких лет разлуки на обретение мощей. И когда увидел мироточивые мощи в простом деревянном гробике - был потрясен: вся в мирро! Успенский одр! Откуда столько кристаллизованного мирро?.. Сколько тысяч ангелов здесь побывало?..
    Сам Всевышний посетил ее при успении, после чего вознес  к вершине неба - Брачному чертогу, где матушка предстоит престолу Отчему, вымаливая своих чад, еще оставшихся на земле. Передает им то, что слышит (теогамия, богосупружество, богоцивилизация) с той же простотой, с какой щедро делилась своими знаниями в земные дни, да только мало кто мог принять..

                Преемство пути святых
               
    Святой чем богаче, тем щедрее. Но как непросто усвоить его науку! Надо понести крест, пройти курс метанойи, отречься от мира сего, от себя прежнего. Но кто следует практике святых - в краткий срок становится блаженным и счастливым.
    Так и я - акцент держал на ночную молитву, ждал полуночного часа, когда смогу зажечь свечи, встать на поклончики, а затем стал ревностным ее летописцем. Свой "Огонь покаянный" написал под прямым впечатлением учения матушки Евфросиньюшки.
    Евфросиньюшка была без ума от первых четырех книг, где ее учение было запечатлено в моем личном преломлении. Рекомендовала для чтения ученикам. Тут появилось много завистников-каинитов, стали наговаривать. Но были и такие, что книгами впечатлялись. Матушка просила привозить их как можно больше и раздавала как своего рода учебное пособие по курсу божественно-блаженного евфросинизма.
   
    Так распространялись по земле мои первые книги.. Находился и нахожусь с ней в неразлучном собеседовании.
    Святые не расстаются.
    
 
*от греч."парусия" - присутствие /незримое, таинственное/.