Меж истин

Ирек Сабиров

Вычитал у одного немецкого публициста (Эдуард Бернгард): «Мало кто знает, как страдали немцы от жестокостей и варварства наполеоновской армии оккупантов… Досадно, что об этих качествах французов, опустошавших и разрушавших Германию на протяжении нескольких столетий, в нашу эпоху говорить не принято. Потому что роль «плохих» и «злых», вероятно, ныне должны играть немцы… Особенно усердствовали французы в разрушении соборов, церквей, замков и дворцов».

*
Тот же Бернгард пишет: «…Братьям Черепановым присвоили создание паровоза, хотя англичане (Тревитик, Стефенсон и др.) построили его гораздо раньше; Можайскому приписали первый самолёт, хотя его самолёт вовсе не летал, являясь лишь возможной моделью…, а успешно впервые полетел немец Отто Лилиенталь…; Попову вручили полные права на радио, хотя его разработки (когерер, например) явились пусть и важными, но не решающими для появления радио – здесь велика роль… Маркони, и Брауна…»
Прочитав это, я тут же взялся за словари. Энциклопедические словари – ни советский 1964-года, ни российский 2004-го вовсе и не утверждают, что Черепановы и Можайский – первые. Черепановы «в 1833-1834 построили первый   в   Р о с с и и    паровоз…» И Тревитик «создал… в 1803… первый паровоз…» И Можайский: «в 1881 получил привилегию на сконструированный им и впервые в мире построенный в натуральную величину самолёт, который испытывался,   в и д и м о ,  в 1882-1885». А «пионеры авиации» братья Райт « п е р в ы м и   в   м и р е   в 1903 совершили полёт… на построенном ими самолёте…» Напрасно возмущается Бернгард: никто не выпячивает «своих», тем более россияне.
А вот «немец Лилиенталь»… Похоже, он летал вовсе не на моторных самолётах, а на планерах. И погиб во время полёта в 1896-году, задолго до полёта братьев Райт.