Дело всей жизни

Валентина Вильчек
Отец по утрам уходя на работу, говорил строго сыну:

- Васятка, инструмент не трогай!

Инструмент – это видавшая виды балалайка, на которой Кузьма Плужник  виртуозно играл по праздникам веселые песни  и  частушки. Только отец скрывался из виду, как шестилетний Васька вставал в кровати на цыпочки и снимал с гвоздика отцовский инструмент. Привычно прижимая к груди неудобную треугольную деку, и ритмично ударяя правой рукой по струнам, а левой перебирая лады, мальчик начинал извлекать звуки, радуясь возникающей знакомой мелодии, и звонко подпевал:
Ты, Подгорна, ты, Подгорна,
Широкая улица.
По тебе никто не ходит.
Ни петух, ни курица.

      И громко смеялся.

Соседи по бараку говорили Кузьме Михайловичу:
- Что парня-то играть не учишь, он вовсю старается. А что ребенку оставалось
делать?  Младенцем остался без матери, погибшей от брюшного тифа. Четыре соседки – русская, татарка, украинка и белоруска кормили по очереди его своим молоком. Поднимали сироту сестры Екатерина и Тамара. Когда началась война, Тамара ушла на фронт и вернулась домой в 1947 году. Трагически погибла Екатерина. Брат Алексей и отец заботились о парне, и рос он смышленым, самостоятельным крепышом.

Когда сыну исполнилось десять лет, отец подарил ему гармонь. Все свободное время Василий не выпускал из рук собственный инструмент и, имея абсолютный музыкальный слух, как выяснилось впоследствии, быстро стал наигрывать знакомые с детства песни. Мелодии, словно по волшебству выплывали из-под пальцев, нажимавших перламутровые кнопки ленинградской гармоники. С завалинки далеко разносились искусные переборы. Юного музыканта услышал руководитель духового оркестра, при воинской части, расположенной в Шилке, и пригласил в свой коллектив. Их было семеро мальчишек, воспитанников в большом военном оркестре, насчитывающем шестьдесят четыре человека. В ладно пригнанном обмундировании юные музыканты разве что ростом отличались от солдат, но в овладении духовыми инструментами они старательно и упорно тянулись за взрослыми. Василий быстро освоил альт, валторну, кларнет, старательно изучал музыкальную грамоту, мог часами, без устали гонять гаммы и успевал учиться в общеобразовательной школе, воображая перед одноклассниками своим солдатским прикидом.

       Все важные городские мероприятия  в городе проводились под звуки военного  оркестра. С незапамятных времен музыка духовых оркестров была музыкой массовых праздников, многолюдных шествий, придававшая торжественность и значительность важным событиям. С гордостью шагая по улицам города на парадах, наравне со взрослыми в парадной форме, Василий, скосив глаза, вглядывался в сопровождавших оркестр мальчишек и искал среди них  своих школьных друзей. Почти четыре года воспитанник Василий Плужник нес военную службу в воинской части, и, закончив семилетку, задумался о будущем.

 Он не надеялся, что музыка станет делом всей его жизни. Поступил в ремесленное училище и получил специальность судосборщика-сварщика. Однако, через два года музыка властно позвала его в дорогу. С гармонью  и с мечтой об образовании молодой человек приехал в Читу и был принят на первый курс музыкального училища, Его соперники имели за плечами занятия в музыкальных школах, у них были современные музыкальные инструменты, а Василий виртуозной игрой на гармони покорил членов приемной комиссии и был принят единогласно. Ко  второму курсу, тренируясь по ночам  на чужих инструментах, догнал сокурсников и через два года купил  баян.

Во время учебы работал балетмейстером в доме культуры железнодорожников. Это были годы расцвета советского танцевального искусства. На весь мир славились ансамбли танца под управлением Игоря Моисеева, и символ России - «Березка». Надежды Надеждиной. Василий ставил массовые и сольные танцы народов Советского Союза. В доме культуры железнодорожников Читы на концертах зрители вызывали танцоров на «бис». Зажигательные мелодии  украинских, русских, молдавских танцев, яркие костюмы, живая музыка привлекали и восхищали горожан. После окончания училища Василий Кузьмич получил распределение в поселок Черновские копи и два года учил ребят игре на баяне в музыкальной школе. А потом его жизнь круто изменила свой маршрут. Василий оказался в Находке. Поступил во Владивостокский институт искусств. На восемь лет растянулась дорога к диплому. Заканчивал институт заочно. Жилось трудно, три года с семьей квартировал в Доме культуры строителей. Вспоминая то время, Василий Кузьмич шутит, что чуть не стал «вечным студентом». А учиться было сложно. Работа отнимала все время. С утра - уроки в музыкальной школе, днем – занятия в общеобразовательных школах, вечерами репетиции в художественной самодеятельности. В доме культуры строителей играл на аккордеоне, ставил народные танцы, руководил хором.

Во дворце культуры моряков супруги Козловы создали танцевальный коллектив «Чайка», который был известен далеко за пределами Находки. Уговорили супруги моего героя перейти к ним баянистом. И на этом поприще Василий Кузьмич показал свой талант  Новыми музыкальными красками заиграли постановки национальных танцев многочисленных народов страны, а яркий, задорный матросский танец »Яблочко» всегда вызывал в зале шквал аплодисментов

В 1974 году маэстро аккомпанировал известной находкинской певице Галине Игнатьевой на Всесоюзном фестивале в Москве. Зрители и жюри восторженно  приветствовали участников из далекого Приморья, и по праву они стали лауреатами фестиваля. Галина Максимовна говорит, что выступать на сцене с Василием Кузьмичом  - настоящий праздник. Он не только мастерски владеет баяном, но и эмоционально поддерживает солиста, и зрители горячо принимают гармонично сложившийся номер двух исполнителей

Большую часть своей творческой жизни Василий Кузьмич посвятил школьникам, потому что считает, своей главной задачей приобщать детей к музыке. Работая в школе №3, он организовал большой хор, который на краевой олимпиаде в первый выезд во Владивосток, занял третье призовое место, а в последующие два года школьники приезжали победителями. Директор школы Юрий Богданов не без гордости за успехи ребят, обратился к властям города с ходатайством о присвоении Василию Кузьмичу звания «Отличник народного просвещения». Всю творческую жизнь маэстро с честью отрабатывает эту почетную награду. По приглашению администрации города в Находку много лет подряд приезжали на отдых японские дети из городов-побратимов в пионерские лагеря "Волну", "Отраду",
«Факел» и др. Каждое лето во время всех смен на сценах и у костров ребята пели песни на разных языках под переборы русского баяна. Как говорит маэстро, 52 года своей музыкально-просветительской деятельности он посвятил детям. И многозначительно добавляет: «Без пауз».

В свободное время Василий Кузьмич читает исторические книги, пишет стихи, сочиняет музыку. Им создано на свои стихи и в соавторстве с забытыми в наше время находкинскими поэтами Валерием Лымарем и Николаем Кулыгиным, более шестидесяти песен, которые часто звучат в исполнении многих певческих коллективов Находки. Это трогательные мелодии о матери, лирические - о море, патриотические - о пограничниках, моряках и рыбаках.

 Василий Кузьмич Плужник организовал вокальные группы «За околицей» в обществе слепых, «Неугасимый огонек» в торговом порту, «Отрада» в Приморском морском пароходстве. На пенсии ему не сидится дома. В настоящее время руководит хором «Лейся, песня!» и вокальной группой «Ностальгия» при Доме молодежи. На всех репетициях и выступлениях на сцене его подопечные не перестают удивляться задору, профессионализму и чуткому слуху  руководителя. Удивительно наблюдать, как меняется настроение хормейстера во время репетиций, каким счастливым становится его лицо, если четко отзвучат голоса исполнителей, старательно выводящих каждый свою партию, создавая великолепный песенный ансамбль.