Светящийся камыш

Ольга Шамшурина
Было это в далёкие времена, когда деревня Ключевое озеро была маленькой, всего несколько домов. На окраине деревеньки этой поселился странный человек по имени Михаил. Он ни с кем не дружил, но и не ссорился. Имел дело своё - промысел, тем и существовал.
Неподалёку от него в доме «пятистенке» жила бабка Лукерья с внуком Сёмушкой. Родителей у него, по случившемуся несчастью, не было. Разное люди поговаривали: то ли они с пути сбились, заплутали, зверям диким попались, то ли в полынье на реке при переправе пропали. Факт тот, что не вернулись сын с невесткой с очередного базарного дня, оставив бабке малолетнего Сёмушку.
Мальчик рос, а бабка старилась, хворала, и в один из дней покинула она сей мир. Сёмушка к тому времени наладился в гости к странному человеку похаживать, больно уж мальцу ремесло его приглянулось.
Вот и взял тот после бабкиных похорон к себе мальчонку. В дом бабкин поселил управляющий каких-то погорельцев, и за это велел мальца кормить. Только не нуждался Сёмушка в заботе такой. Смекалистым, да умелым он оказался, быстро ремеслу выучился. А было оно, ремесло это и простое, и не очень: замысловатое, как в деревне говорили. Плёл странный человек корзины, шкатулки и прочие вещи из камыша черноозёрского. Особый это был камыш, широкий, гибкий и цветом золотист, что прибавляло ему ценность. А изделия из него имели особое свойство, кто приобретал их, тот радость приобретал. Больные выздоравливали, девицы замуж выходили, парни женились удачно.
Но добыть сырьё на Чёрном озере никто не отваживался. Нечисть всякая водилась в тех глухих местах. Кто хаживал в те края, или блуждал случайно, редко целым и невредимым возвращался, а кому посчастливилось вернуться, многое рассказывали.
Одним из россказней было то, что якобы в тех краях жил человек необычный: днём невидимый, а ночью светящийся, как светлячок придорожный, и то, что приблизиться к нему невозможно. Хоть беги, хоть иди, он всё на одном расстоянии, не подпускает к себе, а кто оружие поднимет, тот от него и погибнет.
Михаил хоть и странный, говаривали люди, но мирный человек, вот, видать, и ладил он с огненным человеком. Говорили так же, что и сам Михаил жил раньше у озера. Молодым парнем полюбил он девицу красную из своего села, и она его полюбила. Говорят, свадьбу наметили на праздник весенний. Да беда стряслась непоправимая, утонула невеста любезная в воде вешней. Сильно горевал жених обездоленный, но мёртвого не воротишь. На другой жениться не пожелал, иной судьбы не принял, ушёл в дальние леса. Долго блуждал, пока поселился на Чёрном озере.
Гостили у него охотники и люди с родного села бывали. Всех мирных он привечал и выводил из леса на тропы людские, а не мирные сами гибли от зверей диких, пути к дому его не находили. Лишь по старости лет вернулся этот человек к людям и поселился на краю деревни Ключевое озеро, поставив в одну ночь дом из брёвен сосновых, чем очень удивил сельчан.
От того и не боится он ходить на Чёрное озеро за чудесным камышом, поговаривали сельчане.
Как проходит неделя после купальской ночи, начинает ходить Михаил за камышом. Натаскает целый амбар камыша, а потом всю осень, зиму и весну плетёт красоту хитроумную. На базарные дни с товаром ездит: кому продаст, кому подарит.
С Семушкой для работы им камыша ещё больше понадобилось, вот и прихватывал Михаил на заготовку камыша ещё и осенние дни: дождливые, да слякотные.
Уйдёт Михаил с утра, чуть рассвет на небе забрезжит и придёт по ночной темноте. А Сёмушка ждёт его, избу натопит, щей сготовит, всё дома и по хозяйству справит. Так прошло несколько лет. Стали они на базар вместе ездить, лошадку приобрели, одежду новую справили, всё было хорошо.
Но вот однажды, в один из дней осенних ушёл старик за камышом, и не вернулся. Ждёт, пождёт Сёмушка его возвращения, нет Михаила. Уже и солнце село, и сумерки сгустились. Страшно стало Семёну, да не за себя, он уже молодым парнем был, в женихи годился, а за старика страшно стало, полюбился он ему, как отец стал.
Сколько раз просился Сёмушка в лес, чтоб помочь вязанки таскать по хляби осенней. Хоть сила в старике могучая была, в помощи как бы не нуждался, но зато ходок меньше надо было делать, ведь вдвоём же. Но упрям Михаил, твердит, что не могу к озеру тебя взять, не могу, и всё тут.
Ждёт Семён, волнуется, и вдруг причудилось ему, что старик в канаву упал, в ловушке застрял, в воде холодной, осенней барахтается, выплыть пытается. Схватил парень фонарь керосиновый, с которым ещё бабка к корове хаживала, и побежал по тропинке, что чётко натоптал мастер камышеплетения.
Бежит Семён, по сторонам озирается, к каждому звуку прислушивается. Долго бежал, из сил выбился. Вдруг видит, впереди лес дремучий засветился, будто костёр горит, или окно в чьём-то доме светится. Остановился юноша, встал у широкой сосны, всматривается. Только свет этот движется, значит не костёр, не дом. Притих Семён, вспомнил про человека светящегося, испугался, а потом подумал:
-Будь, что будет, пойду навстречу к нему, расскажу всё, как есть, попрошу моего отца названного сыскать.
Так и сделал. Потушил свой фонарь и пошёл к человеку светящемуся. А человек тот не простой, на голове у него шапка мохнатая, огромная такая. Переборол Семён страх в себе, не свернул с дороги, идёт навстречу человеку огненному. Подошёл ближе, да так и ахнул. Человек этот был сам Михаил. А шапка на голове, не шапка, а вязанка камыша.
Обрадовался Семён, что его отец названный жив и невредим. Растерялся сначала Михаил, а потом и сам обрадовался. Давненько хотел он поведать Семёну, сыну своему приёмному тайну свою, но не решался. Хотел взять его с собой за камышом, да боялся, что испугается Семён вида его необычного, разными слухами попираемого. Теперь понял, что зря опасался.
Всё уладилось в тот вечер. Успели они в последующие дни вместе сходить на Чёрное озеро, ещё несколько раз, до снежку, и за промысел взялись.
Семён первое что сделал, это медведицу, которую в тот памятный вечер спас его отец названный. Попала та медведица в выгарь, в место пустотное, где торф внутри выгорел. Образовалась в этой пустоте пещера скрытная, которую на половину вода осенняя наполнила. Тонкая крыша выгари под тяжёлой медведицей проломилась, и утонуть бы ей в злобной ловушке, да на её счастье Михаил со своим камышом проходил мимо. Положил он камыш, привязал себя за пояс к сосне могучей, рядом стоящей, сам преклонился к выгарью, ухватил медведицу за загривок и вытянул на волю. Силы у старика было не занимать.
 Обрадовалась медведица, потрясла головой, поклонилась, поблагодарила и убежала в лес, подальше от страшных мест. А Михаил взял свой хворост и пошёл дальше. Стемнело, засветился он во тьме лесной, вскоре и с Сёмушкой повстречался.
Сделал Семён медведицу из камыша, поставил на стол и говорит:
-Теперь она нам будет помогать, все тайны узнавать, все недоразумения выяснять.
Понравилось Михаилу изделие, порадовался мастер, что ученик превзошёл своего учителя, спокойно на душе стало. Значит не зря жил на земле, трудности испытывал, опыта набирался. Всё сгодилось, пригодилось и силу набирает.
На ночь переставил Семён медведицу, на ажурную тумбочку в своём изголовье, и приснился ему чудный сон. Будто ожила его медведица и, взяв за руку Сёмушку, в царский двор заводит, во дворец заходит. Двери сами собой раскрываются, вся челядь царская им кланяется, девицы им цветы диковинные бросают прямо под ноги на ковры затейливые.
Идёт Семён, дивится. Открывается дверь золочёная, а у стены дальней, средь портьер тяжёлых, бархатных сидит царь с царицей. Испугался Семён, куда же он простой мужик в рубахе самотканой, да в лопаточках липовых, с медведицей под руку к царю заявился. Хотел, было, назад бежать, глянул в сторону, да так и обмер от изумления. Вместо медведицы стоит рядом с ним девица красная, сама принцесса, да и он весть в одеждах расписных, сапожках сафьяновых.
-Что остановились? - говорит царь. - Идите ближе, дети мои, благословение отцовское примите.
Переглянулись Семён с принцессою, улыбнулись друг другу, сделали шаг вперед, и проснулся Семён.
Долго ворочался в постели, пытаясь уснуть, конец сна доглядеть, да не получилось. На утро рассказал сон Михаилу, порадовался тот, и стали ждать они, что же будет дальше.
Но долго ждать не пришлось. Услышали они, что в один из базарных дней собирает к себе царь всех местных мастеров. Принцесса диковинку одну желает увидеть. Привиделось ей, что замуж она выйдет за человека, который на Чёрное озеро не побоится сходить, самого огненного человека приведёт, чтоб тот в услужении её стал, ибо знает он силу озера колдовского, которая всякую хворь вылечивает.
Опечалился Семён, пропало теперь их дело. Многие на озеро ринутся, нельзя теперь Михаилу камыш собирать, а то вдруг его кто-то случайно светящимся увидит. Едет с базара, размышляет. А Михаил и говорит:
-Печаль твоя преждевременная. Раскрою я тебе тайну всю до конца. Ты знаешь, что есть на том озере родник один, окунёшь в него палку, и та во тьме светится. Всё особое чудо нашего камыша в том и заключается. Я срежу его, да в родник окуну, вот и становятся стебли такими золотистыми, в лучах света искрами играют, на солнце переливаются.
-Значит, и ты в роднике купался? - спросил Семён.
-Раньше да. Вода в нём ледяная всегда одной температуры, что и зимой не замерзает. Но в тот день, когда мы встретились, я не купался, и пока нёс камыш, капли с него стекали, вот и увидел ты меня светящимся. А родник тот особенный. Не всякий в него окунуться может, не всякого он к себе подпустит, а если кто со злым умыслом пришёл, того и погубить может. Ибо, как гласит древняя легенда, вода его, ключи к богатству даёт, клады открывает.
В древние времена многие ходили, искали родник этот, да никому он не открывается. В наши времена только старики ещё про родник помнят.
Сказывают, живёт якобы у этого родника хозяин, человек огненный, силой могучей обладающий. Всякого встречного дарами награждает по заслугам его. Добрый, да щедрый человек - богатство может приобрести. Злой, да коварный человек - во зле своём запутается. Девица чистая - красавицей станет. Добрая да заботливая мать - силу и здоровье приобретёт. Говорят, ни с кем тот огненный человек не общается, и близко не подходит, но стоило взглянуть на него, то всё и исполнялось. Всё, что у пришедшего к озеру человека в душе хранилось, таилось, наружу выходило, как трава по весне. Кто цветком ароматным расцветал, кто жгучей крапивой вызревал.
-А как же ты про родник-то узнал? - спрашивает Сёмушка.
-О, тут целая история. Долго блуждал я по полям, по лесам дремучим, грусть, печаль свою неутешную носил, пока остановился у этого озера. Я не знал, что его зовут Чёрным, что по поверьям здесь нечисть водится. Мне оно приглянулось чистотою своею и спокойствием. К тому же зима близилась, надо было где-то стужу пережидать.
Срубил я домик себе на высоком бугре у озера, печь каменку сложил, сушняка для печи заготовил, грибов, да трав насушил. Кадки-долблёнки сделал, брусники намочил, клюквы в короба насыпал, а короба те из камыша изловчился делать. Ловко у меня получилось, сам дивился, будто кто помогал мне, ведь не умел я до этого плести.
Вот сижу я однажды, плету вещицу малую, вазу мне захотелось сделать, тем временем поджидаю, когда мои тарелки да кувшины в печи обжиг пройдут. Долгое это дело, присмотра требует, вот и нельзя никуда отойти. А чтоб не скучать, сижу, плету.
Как готова стала ваза, налетел вдруг невесть откуда ветер, выхватил из моих рук изделие и бросил у самого берега озера в воду. Ваза проплыла немного и стала тонуть. Удивился я, камыш то не тонет, он легче воды, да и жаль мне вазочку, красивой получилась. Попытался я сначала её палкой достать, не получается, а она тонет, зовёт меня к себе, словно девица.
Вспомнилась мне тут моя невеста, моя Настенька милая, скинул я одежду и бросился в воду. Плыву изо всей силы, да всё на месте. А ваза, вот она, рядом, рукой бы дотянуться, а не могу. Тогда нырнул я на самую глубину, открываю глаза в воде, и диву даюсь. Место-то там тёмное, омут бездонный, а тут донышко светлое, солнечные блики на разноцветных камушках играют.
Ступил я на дно, иду, дышится легко, словно и не в воде я. Шаг лёгкий, идёшь, почти земли не касаясь. Тут увидел я впереди замок янтарный, золотистыми бликами играющий. Подхожу ближе, вижу, Настенька моя из замка этого выходит, вся в богатых одеждах, румяная, да красивая и говорит.
-За любовь твою верную, за сердце доброе подарю тебе радость. Не печалься, не кручинься обо мне. Возьми этот стебелёк камышовый и вплети в вазочку, что ветер у тебя из рук вырвал. По ней и счастье своё найдёшь, храни её, сколько бы времени не прошло. Ни отдавай её никому и не продавай. Всякое же другое изделие из камыша озёрного можешь продавать, но сначала в омут окуни, в роднике искупай. Не простой родник этот, и поэтому, всем, кто приобретёт изделие твоё, тобой сделанное, счастье оно принесёт. Но помни, счастье оно не хитрое и не коварное, а очень простое, каждому своё. Всякий человек будет жить в счастье, то есть с той частью, которую заслуживает, с той, что у себя в сердце вынашивает. Коли добр, то добро к нему прибудет, коли зол, то всё золою обернется.
Сказала она и исчезла. Вынырнул я, в одной руке у меня вазочка, величиной с ладошку, в другой руке камышинка, сияющая, как солнечный луч. Лёг я в воде на спину, и поплыл к берегу. Плыву, а сам к груди дары подводной принцессы прижимаю. Моя-то ваза была большая, а эта крохотная, явно дар хозяйки озёрной, и камышинка блестит, всеми лучами радуги переливается.
Подплыл я к берегу, вышёл из воды, пошёл в дом. Вплёл камышинку золотую в вазочку махонькую, там, будто нарочно для нее место было. К вечеру же увидел, что светится она, вазочка эта, словно свеча несгораемая.
Так и коротали мы с ней тёмные зимние вечера и ночи. Много тростника я тогда заготовил, в роднике искупал, и плёл корзинки, шкатулки, да игрушки всякие. Потом лыжи себе справил, стал на базар ходить. Появилась у меня крупа, да мука, стряпать научился. Репу в своих глиняных горшках да кувшинах парил, тем и жил.
Пришло лето, а за ним осень и зима, а потом ещё и ещё. Многие путники на мой домик набредали, всякому помогал, как мог. И как-то по весне, когда вода талая сошла, вновь ветер мою незаконченную поделку в озеро сбросил.
-Знать, вновь зовёт меня хозяйка озера, которая на Настеньку мою похожа, - подумал я тогда, - видать, что-то сказать желает.
Нырнул я в воду, и действительно: передо мной та же дорога светлая, из камней разноцветных, замок янтарный. Настенька меня встречает, а сама краше прежнего, подходит она и говорит:
-С этого дня стариком будешь по свету хаживать, и во тьме светиться, ибо познал ты родник мой. Сердце моё чистое к себе притянул, люб ты мне. Прости, сокол мой ясный, хотя ты и не веришь, но я, действительно, Настенька твоя. Говорила я тебе прежде, что любила, а любви тогда не ведала в сердце своём. По нраву был ты мне и не более. Нынче я узнала, что это такое, и поэтому уйдёшь ты этим летом к людям, будешь жить старцем среди них. Проживешь четыре лета, на пятую зиму всё узнаешь. Ходи на озеро за камышом, в родник мой опускай и торгуй изделиями из него, великую пользу они народу принесут. А обо мне не сказывай, пока сама не позволю.
-И что, теперь позволила? - спросил Сёмушка.
-Да позволила, теперь ты знаешь всё.
-Значит, ты не старик?
-Да, я немного старше тебя, в братья старшие гожусь.
-Послушай, - вдруг припомнил Сёмушка, - но на берегу озера я никакого дома не видел? Где же ты жил?
-А вот, это тот дом, где мы сейчас живём. Он и есть. Его озёрная девица в одну ночь перенесла на это место.
-Всё это хорошо, - сказал Сёмушка, - но я не хочу, чтоб ты у царицы в услужении ходил.
-А это не твоя забота и печаль. Не нами задумано, и не нам итог подводить. Как сплётем весь камыш, так и дело сладится.
На том и решили. Резво взялись они за работу. С радостью и любовью творят их руки. Славные изделия получаются, одно краше другого.
Ко дню базарному, солнцеворотному половина камыша в изделиях лежала, золотыми искрами переливаясь.
Но на базар им не пришлось поехать. Из заморских стран за таким чудом купцы понаехали, весь товар разобрали. Прослышала про это королева, велела заказать мастерам, чтоб шкатулку для драгоценностей и короб для шляп сделали, а принцесса заказала вазу для сухих цветов, что ей садовник из сада припас, бессмертниками те цветы величают.
Выполнили они заказ быстро, отдали царскому приказчику изделия, и стали ждать. Тем временем камыш заканчивался, а ответа всё нет и нет. Но как только доплёли Сёмушка с Михаилом последнюю камышинку, раздался вдали звон бубенцов и колокольчиков. Целый санный поезд из царского дворца прибыл в деревню Ключевое озеро.
Усадили царские приказчики мастеров в сани, в другие сами уселись, в три последующие подводы все изделия мастеров уложили, плотно увязали. Только свою медведицу Семён взял с собой, а Михаил малую вазочку в карман спрятал, в полотенце с кружевной каймой завернул.
 Долго ли, коротко ли ехали, на постоялых дворах ночевали, прибыли во дворец. Увидел Семён принцессу и обмер, именно такая красавица ему снилась по ночам. Да только принцесса с ним и не думает о любви говорить, ибо не привёл он с собой человека огненного.
-Пойдём, брат Михайло, домой, - говорит Семён. - Распродали мы изделия свои, не малые средства выручили, заведём хозяйство, если камышом нельзя будет больше заниматься. Найдём себе других невест, если эти от нас нос воротят.
-Погоди, не горячись, утро вечера мудренее, - ответил Михаил. - Завтра всё и увидим, а теперь ложись спать, силы весёлой набирайся, никому грустный, да сварливый жених не по нраву будет. Проснулись Михаил с Семёном на зорьке. Михайло и говорит:
-Вот теперь именно то время пришло. Видел я во сне Настеньку свою, не ту, что на дне озера видывал, во дворце родника огненного, а ту, невесту мою, что любил и люблю до дня нынешнего. Ко мне подошла она и говорит:
-Вот и нашла я тебя, милый, суженный мой. Сколь веков по земле хаживала, сколь дорог прошла, сколь каменных хлебов съела. Знала, что найду тебя. Вот и нашла.
 Взялись мы с ней за руки, и улетели, как птицы небесные, в заоблачную высь.
-И я тоже сон видел, - говорит Сёмушка, - будто меня в темницу посадили, казнить на утро должны. Сижу я, о тебе горюю, не знаю, где ты. Но тут сама принцесса пришла, ключом дверь отворила и вывела меня из темницы, а потом и говорит:
-Вот и мой суженный, прошу любить и жаловать.
-Знать так тому и быть, - вздохнув, проговорил Михаил.
-Как же так! - возмутился Семён. - Значит, я в темницу попаду?
Нет, напротив, выйдешь из неё. Скажи, разве твоя жизнь до этого времени ни такой была?
-Похоже. Только с тобой мне и в этой темнице хорошо было.
-Вот я и есть тот ключ, которым темница отпирается. Ведь и Настенька моя, тоже, не каменные хлебы ела, а просто хлеб, возросший из земли, как бы из камня растущий. И не веками она по земле ходила, а несколько лет прошло со дня разлуки нашей.
Успокоился Семён, и стали они ко дворцу собираться. Принесли им одежды шёлком шитые. Но прежде, чем их одеть, приказано было Семушке с Михаилом в бане попариться.
-Вот оно, ещё одно испытание вызрело, - говорит Михаил, - главное здесь не ошибиться. Но мы и это одолеем.
Испугался сначала Семён, но потом успокоился, понял, что с Михаилом ему бояться нечего.
Выбрал Михаил среди стражников молодца с добрыми глазами и говорит.
-Был приказ самой царицы, тебе рядом с дверями стоять, царскую одежду, для нас предназначенную, охранять, а ещё и эту корзиночку беречь пуще глаза своего.
Парень добрый, доверчивый, спорить не стал, всё сделал, как велено было. Никого не подпускал к одежде, и корзинку берёг, куда Михаил свою вазочку заветную, и медведицу Сёмушкину уложил. Помылись они, оделись. Вазочку да медведицу во внутренние карманы своих камзолов, шитых золотом, спрятали, а корзинку отдали охраннику своему.
Затем подошли они втроём к начальнику караула, а Михаил и говорит:
-Велено солдату этому корзинку в нужное место отнести.
Не ведает начальник другого приказа, отпустил молодца, а Михаил, отойдя немного в сторону, говорит солдату:
-Отнеси корзиночку невесте своей, пусть приведёт того, кто у них в доме обитает, и сама пусть с нею придёт.
 Ушёл солдат, а Михаил с Семёном в сопровождении парада охранников к царским палатам пошли.
-Ну? - спрашивает принцесса. - Где же твой огненный человек? Если обманул ты меня, то знай, что за это голова твоя с плеч...
-Погоди, красавица, - отвечает вместо Семёна Михаил, - вот придёт твой служивый, приведёт кого велено, тогда всё и явится.
-А долго ли ждать? - возмутилась королева.
-Нет, вот он и идёт, - взмахнул рукой Михаил.
Заходит в палаты белокаменные молодой охранник и ведёт он девицу красную, а с ней седовласую женщину. Держит она в руках золотистую корзиночку, по сторонам озирается. Все взгляда её сторонятся.
-Это ещё что! - воскликнула принцесса.
-Да-да, - подтвердил король, - зачем такая оборванка во дворце моём.
-Не спеши судить, король, - проговорил  Михаил, - внешность, она, порой, обманчива.
Вынул он с этими словами из внутреннего кармана камзола своего небольшой свёрток. Развернул он полотенце с кружевной каймой, вынул из него крохотную вазочку, и засияла она, как солнце ясное. Засиял, засветился и сам Михаил. Дотронулся он вазочкой до медведицы Сёмушкиной, которую тот тоже успел из кармана вытянуть, и та засияла.
Ахнула принцесса, руками всплеснула. Удивились король с королевой и все придворные. Отдала тогда безумная женщина корзинку девице, сопровождавшей её, и шагнула к огненному человеку.
Как вошла она в сияние его, так седые волосы её темно-русыми косами стали, одежда латанная в чудный наряд оборотилась, и Михаил из старца седовласого превратился в молодца статного.
Тогда воскликнула невеста солдата, который охранял вещи и корзинку Михаила и Сёмушки:
-Верила я, что оживёшь ты, девица грустная. Семь лет ты у нас прожила, с того дня, как мой батюшка тебя в вешней воде еле живую спас. Поседела ты, когда через год научилась вновь речь человеческую понимать. Как мечтала я, что заговоришь ты, ну скажи хоть слово.
Улыбнулась преобразившаяся девица и говорит:
-Спасибо тебе, сестрица моя названная, добрая заступница моя. Спасибо тебе за веру крепкую, ею я силу обрела, ею суженного моего нашла. Спасибо твоему батюшке за спасение моё, спасибо матушке твоей за терпение её. Живите в мире и согласии, а эта корзиночка, что в руках у тебя, пусть твоею будет. Для тебя она никогда не будет пуста, ты в ней всегда найдёшь всё то, что тебе понадобится. Но никто её у тебя взять не сможет, ибо в чужих руках она может ворох горя принести.
Спасибо, люди добрые, вам за всё, а нам пора. Видела ты, принцесса, человека огненного. Теперь он тебе всегда будет помогать, но жить ему надо на воле, ибо силу он там имеет. Всё остальное тебе золотая медведица покажет, та, что жених твой, суженный твой тебе принёс.
-Держи своё слово, принцесса, - добавил Михаил, - и вы, король с королевой от своих слов не отрекайтесь, ваше решение, во благо вам.
С этими словами вышли они со двора и исчезли, будто их и не бывало.
Сыграли в тот же день в королевстве свадьбу пышную, целый месяц пировали. Соседних королей с королевами пригласили. 
Живёт с тех пор принцесса с Сёмушкой в любви и согласии. Король с королевой не нарадуются внучатам своим. Умные, да мастеровые растут.
А медведица тростниковая в тронном зале стоит. Царь о делах своих её вопрошает. Коли верное решение, медведица огоньками засверкает, коли неверное, темнее тучи становится, словно торфяные угли в выгарье.
Говаривали люди, что  как-то видели у озера человека огненного и жену его, в озеро они спускались. Вся вода в это мгновение огнём сияла. Когда же вышли они из озера, никто не видел. Видели их и в лесу, по тропинкам прогуливались. Разговоров много всяких было.
Вот только с той поры нет больше на озере такого тростника, но и нечисти в лесу не стало. Ходят парни и девчата туда за ягодами да за грибами, бед не ведают. А домик тот в деревне по сей день стоит, только не каждый его видит, а кто увидит и зайдёт, нужному делу научится.