ТБ-7. Лучший советский стратегический бомбардировщ

Александр Правдин
Был такой замечательный генерал Дуэ. И придумал сей замечательный генерал замечательную идею. Предложил он  в мирное время создать воздушный флот из тысячи  тяжёлых бомбардировщиков. В случае войны эти бомбардировщики каждую ночь должны были летать над землёй противника и бомбить его промышленные предприятия. Так применением воздушных сил сей генерал планировал, «выбомбить» противника из войны. Но на родине генерала никто не хотел прислушиваться к его идеям. А кто прислушивался, тот денег жалел на такой воздушный флот, или полномочий не имел на реализацию идеи. Поэтому никак эта идея не могла пробить себе дорогу в Европе. Для реализации его идеи нужна была страна, где денег на вооружение не жалели. Самой подходящей страной была советская Россия.  В стране где не жалели денег на военные нужды, даже в то время когда миллионы граждан умирали с голоду. Советский Союз был первой страной создавший флот из тысячи тяжёлых бомбардировщиков. Хорошее средство при обороне  и нападении. Первыми самолётами, запущенными в серию, были самолёты ТБ-1 и ТБ-2. Если бы Гитлер напал на нашу страну в середине 30-х годов, наш флот стратегических бомбардировщиков показал бы ему то, что Хрущёв обещал показать всему блоку НАТО в своё время. Но Гитлер напал позже, когда ТБ-1 и ТБ-2 уже устарели и соединения стратегической авиации расформировали. Эти самолёты поучаствовали в боях Второй мировой войны, но использовались они уже не по своему прямому назначению. На смену этим самолётам были созданы другие. Самый лучший из них – ТБ-7. Самолёт был так хорош что Сталин подписал приказ об его массовом выпуске. Только вот в агрессивной войне которую готовил Сталин ТБ-7 ни очень выгодно было использовать. И Сталин свой приказ отменил. Но потом передумал. Отдал приказ выпускать самолёты. А потом этот приказ отменил. Несколько раз Сталин менял своё решение. Чем это объяснить? В этой статья  приведены мои размышления на эту тему.

Ниже приведёны отрывки из текста моей книги «Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции». Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве «Бригантина». Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.

Петляков на смену «ТБ-1» и «ТБ-3» предложил свой самолет – «ТБ-7». Установленные на нем высотные компрессоры «АЦН-2» позволяли его двигателям спокойно работать в разреженном воздухе на большой высоте, где без них они бы просто «задохнулись». Такое простое решение позволяло «ТБ-7» забираться на высоту 12000 метров. В то время, туда не мог подняться ни один истребитель противника. От недостатка кислорода в разреженном воздухе их двигатели попросту теряли мощность. «ТБ-7» мог поднимать  в воздух пятитонные бомбы и с недосягаемых высот бомбить города противника. А для самообороны он имел 20-мм пушки и пулеметы калибром 12,7 мм.
Воздушный флот из 1000 «ТБ-7» смог бы сбросить за один рейс 5000 тонн бомб на города противника.  Если такие рейсы делать каждую ночь, от городов противника очень скоро останутся одни руины. А ведь в Советском Союзе были разработаны бомбардировщики способные нести гораздо большую бомбовую нагрузку. Но Сталин отказался от производства стратегических бомбардировщиков, хотя советская промышленность могла сделать 1000 «ТБ-7». Он планировал захватывать города противника в целости и сохранности, или хотя бы в минимально разрушенном состоянии для того, чтобы использовать их экономические ресурсы для усиления собственной мощи. Сталин планировал захватническую войну. А в такой войне ему не нужны были тяжелые  бомбардировщики, они могли нанести слишком тяжелые повреждения тем объектам, которые он планировал захватить. Поэтому в СССР  продолжили выпуск  тех бомбардировщиков, которые несли небольшую бомбовую нагрузку, а от выпуска тяжёлых стратегических бомбардировщиков отказались. Решение отказаться от строительства стратегических бомбардировщиков обозначило кардинальное изменение в военной доктрине. Теперь Сталин уже не думал о защите первого социалистического государства от вторжения капиталистических армий. Теперь он  думал о походе против капиталистических стран. А для этих целей нужны были другие самолёты.
От массового выпуска «ТБ-7» отказались, изготовив лишь некоторое количество этих самолётов. После выпуска последнего самолета «ТБ-7» производство стратегических бомбардировщиков свернули. На базе «ТБ-7» изготовили транспортно-десантный самолет «Пе-8», где вместо компрессоров «АЦН-2» были установлены сиденья для 8 парашютистов. Всего «Пе-8» мог взять на борт 32 десантника. Он сохранил возможность нести в бомбоотсеке авиабомбы ФАБ-2000 (2 тонны). В бомбоотсеке были установлены узлы крепления подвесной грузовой платформы для перевозки грузов массой до 4-х тонн. Но и эта модель в массовое производство не пошла. Сталин предпочел использовать для переброски парашютистов старые самолеты «ТБ-3», несмотря на то, что они были очень неудобны для десантников.

Огромные размеры этих самолетов не превращали их в легкие мишени. Стратегические самолеты на бреющем полете не действуют. Они бомбят объекты противника с больших высот, где их не каждая зенитка сможет достать. А для самозащиты от истребителей врага советские стратегические бомбардировщики вооружались скорострельными пушками и крупнокалиберными пулеметами.
Американские стратегические бомбардировщики «В-17», прозванные «Летающими крепостями», вооружались лишь одними пулеметами калибром 12,7 мм. Тем не менее, «За каждый уничтоженный бомбардировщик «В-17» немцы платили тремя истребителями». (Майк Спик «Асы Люфтваффе», стр. 26, изд. «Русич» 1999 г.). Представьте, какие потери пришлось бы нести немцам, если бы они столкнулись с  советскими стратегическими бомбардировщиками новых конструкций. Но им на счастье, советское командование  в конце 30-х годов отказалось от стратегических бомбардировщиков.