Тест на интеллект

Людмила Каутова
- Вот и встретились, здравствуй, -  в голосе Арины ни радости, ни удивления. -  Сколько лет, сколько зим,  - она  беззастенчиво рассматривала бывшую одноклассницу, которая с утра блистала в вечернем платье. - Ты похорошела, Светка… Исчезли мрачное выражение лица и  неуклюжая походка…

- Заметила, да?  - оживилась Светка. - Все так говорят…  - А на городском конкурсе красоты…

 - Да ладно… Неужели звание «Мисс деревня» получила? - в  омутах тёмных Аришкиных глаз заплясали озорные чёртики. - И что теперь?

- Теперь я имею статус… или, как там его,  титул «Мисс обаяние». Пока  больше ничего… Но в будущем всё может быть…

- Быть может всё… - искажённым эхом отозвалась Арина.

- Ой, я поздороваться забыла… Привет, Орлова! С приездом! - и Светка бросилась в нераскрытые объятия одноклассницы. - Как ты? Где ты? Что ты? С кем?

-  Я, кажется, всю жизнь что-то искала: любовь, работу, себя… А на днях искала потерявшийся в стирке носок… Со мной никогда такого не случалось…

- А со мной, Ариш,  было… Носок я так и не нашла.  Когда в следующий раз стирала, появился. Странности, прям… Как в сказке дядюшки Римуса, блин… У тебя ума  хватило первый носок не выкидывать, пока второй не нашла?

- Нет, не выкинула, а второй решила в родных местах поискать… Может, найду… Но носки, Свет, наверно,  всё равно разными будут…

 - Носок? В нашем городе? Ты приехала за носком? Я, конечно, помню, как ты на уроках книжки через щёлочку в парте читала. Странной была -  странной и осталась…  Орлова, неужели так плохо живёшь, что новую  пару купить не можешь?

- С недавних пор плохо… - Арише было смешно, но она приняла вид матери, скорбящей на могиле сына.

- Да куплю я тебе носки, куплю … пару…  А хочешь, две. Во, блин! Надо же, какая бедность! А одета прилично. По последнему слову… - Светка говорила  без остановки,  и трудно было понять, осуждает она Арину или сочувствует ей.

- Зачем ты  устроила  цирк? Тип мышления, уровень развития, память одноклассницы определить вздумала. Оценила? Что дальше? А сама умеешь правильно оценивать ситуацию и находить правильные решения, когда жизнь подбрасывает сюрпризы? -  зазвучал в ушах Арины голос совести.

А Светка уже забыла о носках и вопиющей бедности подруги. Ей хотелось  вывернуть наизнанку свою провинциальную жизнь, подчёркивая достоинства и скрывая недостатки.

- Орлова, скажи, только честно: я толстая, да? -  Светка преданно заглядывала Арине в глаза

- По-моему, нормальная…

- Но пару килограммчиков сбросить не мешало бы, да?

- Ты мне такой нравишься.

- Но восторг не вызываю, да?

- Вызываешь.

- Но не бурный?  Ариш, не молчи… Говори что-нибудь хорошее, говори…

Арине говорить не хотелось.

С привокзальной площади они вышли на центральную улицу. Девушка поменяла имя, но от этого не стала привлекательнее.  Ей не помогала ни косметика, называемая ямочным ремонтом, ни яркие рекламные щиты, призывающие покупать яблоки из Новой Зеландии,  голосовать за Единую Россию и не делать аборты. Улице нужна серьёзная пластическая операция по замене асфальтового покрытия, не дождавшись которого земля засыпала дорогу сама.

Арина узнавала и не узнавала родной город. Казалось, какой-то полупьяный художник  развёл в баночке и без того блеклые краски, взял жёсткую кисть и  сделал нетвёрдой рукой несколько мазков на давно нарисованной картине. Раз - и в здании Городской  библиотеки расположились магазины. Два -  вывеску «Рыбкооп» заменила вывеска «Похоронное бюро «Азария». Три - в  кинотеатре «Октябрь» -  православный приход, в поликлинике -  православная   гимназия, в гостинице - жилой дом. Вместо бывшей пошивочной - заросли крапивы.  А когда-то в ней изумительный мастер Миша Совак из «ничего» шил Арине замечательные платья. От кирпичного завода художник оставил только пропарочные ямы. Он закрасил чёрной краской молочный магазин, где можно было купить лучшую  в мире сметану и молоко. Осталось то, что закрасить невозможно: вызывающе яркое солнце на фоне нежнейших беззащитных облаков, маленькую речушку в пологих зелёных берегах с провисшим до самой воды шатким навесным мостиком.

 Хотелось остаться в прошлом…

- Ариш, ты не слушаешь, что ли? - Светка только что вошла во вкус. - А мой-то зарплату копеечную получает и спит при этом спокойно - только ноздри раздуваются.  В восемнадцать лет гадала, а в тридцать поняла, что не угадала. -  Кашу на завтрак жрать не хочет. А она,  между прочим, по твоему рецепту приготовлена. Напомни…

- Берёшь крупу… Отвариваешь… - медленно  начала Ариша.

- А… отвариваешь… Всё-всё, дальше не надо.

Из окна дома, мимо которого они проходили, неслась убийственная музыка: трагически выл Валерий Леонтьев: «У меня от любви по колено руки в крови…»

- Люблю эту песню… руки в крови, - помогла певцу  Светка. - Кстати, ты давно видела Геру Райта?

- На выпускном вечере, так же, как и ты, - Арина опустила глаза. - А ты почему спрашиваешь?- ей не хотелось цепляться за прошлое.

- А все думали, что в Москву вы уехали вместе.

. Нет, каждый шёл своей дорогой. Но потом они пересеклись. По-другому и быть не могло: мы любили друг друга. Учились. Поженились. Родителей забрали к себе. Стали жить поживать да добра наживать. Двое детей у нас, мальчик и девочка. Радость наша. А что  "бабы говорят"?

- Я столько о тебе гадостей слышала , что сомнения нет:  хороший ты человек. А то, что вы развелись, правда?

- Да, Гера на редкость чувствительная натура. По-своему восприимчив не только к искусству, природе, чужим людям, но и к атмосферным осадкам: идёт дождь, а он не верит, что идёт. А однажды пришёл к выводу: то, что человек не потерял, он имеет. Гера рога не терял, значит, они у него есть. Убеждать в обратном  бесполезно. Нашёл какие-то доказательства. Уехал...

- Ариш, а рога-то  здесь причём?

Арина продолжала, оставив вопрос без ответа:

-  В скором времени я решила, что должна сделать последний шаг, потому что  не добиваться примирения с человеком, без которого не можешь прожить и дня, нелепо. Преступно по отношению к себе не делать то, что делает тебя счастливой, заставляет улыбаться… Не знаешь, он не в Лесогорске случайно?

- В нашем городе все про всех знают. Года три, как Гера вернулся. Везде, где он бывает, долго его не могут забыть. Он умеет привлечь  внимание. Правда, спустился по служебной лестнице с самого верха вниз. Говорят, выпивает… Зато знает наизусть два тома стихов твоего любимого Есенина, помогает людям писать прошения, работает над  очередной книгой и, как он говорит, ждёт тебя. Да вон его  « низкий дом с голубыми ставнями…» Ставни сам в голубой цвет выкрасил…  Говорит: «Аришке понравится…»

- Свет, не провожай меня дальше… -  Арина решительно распахнула калитку.

- Так вот за каким носком она приехала…

Тест на интеллект был завершён. Жаль, что Арина последнюю фразу уже не слышала.