Как дай вам Бог...

Галина Белова 2
    Несколько лет не забываются две ситуации.  В них зеркально отразились две драмы, очень  типичные для нашего времени,  когда семья и детское счастье уже совсем не главное в жизни взрослых.  Драма первая.
    Юной душе  нужна опора - мама, папа, их безусловная любовь к сыну или дочери.  Великая русская литература вся о любви к Отечеству, к родителям, к детям, к женщине, к мужчине. 
    Урок  в 9  классе.  Лирика А.С. Пушкина.  "Чистейшей прелести чистейший образец"  Стараюсь показать далёкого Пушкина  не мраморный памятник, а живого, страдающего, любящего, мятущегося  человека.  Его отношение к женщине как образец благородства.  "Как дай вам бог любимой быть другим" Смотрите: его отвергли, а он желает ей, чтоб другой её любил так же искренне и нежно...
    Шаг в сторону.  Смотрю:  юноша на последней парте,  не поднимая головы, черкает, черкает тупо на листке. Ни разу ничего не сказал, не поднял головы, не посмотрел в глаза.  И понимаю:  говорю о высоком и прекрасном, а ему ничего святого не оставлено. Я жестко бью его своими прекрасными словами о прекрасном.  Отец умер. Мать ведёт непотребный образ жизни. Он в свои 15 лет видел такое, что мне и в страшном сне не приснится. Любовь для него уже отвратительное, скотское поведение взрослых.
    Мучительно жаль в сущности ещё хорошего мальчика. Стыдно перед ним. Ему стыдно передо мной  за то, что он не совершал. Чувствую своё бессилие и понимаю: учить стихотворение он не будет.
    Всё правильно, не выучил.
    Через день нахожу выход.  Оставляю на большой перемене в классе. Спрашиваю: 
-Ты помнишь отца?
-Помню.
-А тебе про него рассказывали?
-Немножко.
-Я хочу тебе рассказать про его первую любовь.
Повествую романтическую и опять же драматическую историю двадцатилетней давности. Ромео и Джульетта. Наделали много шума  своей юной любовью. Вмешались взрослые.  Всё разрушили.  Уже нет его.  Нет её.   Мальчик, наконец, смотрит мне в глаза, говорит о том, что помнит.
-И у тебя будет хорошее, светлое.  Только не пропусти, только не прикладывайся к бутылке.
-Нет, я не пью никогда.
Теперь и о чудном мгновении можно учить, раз оно обязательно будет. Да и не в стихотворении дело. Пушкин и для него тоже.  И он как все.  И мне не стыдно. И не было послушнее ученика последние полгода. А мать, встретившись мне,  делала вид, что трезвая.