Туллио Крали

Улексия Миссосупова
Tullio Crali; 6 декабря 1910 г. Игало, Хорватия — 5 августа 2000 г. Генуя — итальянский художник — футурист, один из основоположников аэроживописи.
Художник-самоучка, Т.Крали относится к наиболее крупным представителям Secondo Futurismo, второй волны футуризма. Начинает рисовать в 1925 году под влиянием полотен Джакомо Балла, Умберто Боччони и Энрико Прамполини. В 1928 году, после своего первого полёта на самолёте, тема авиаполёта, Aeropittura, становится центральной в творчестве художника. В 1929 году Крали официально входит в группу художников-футуристов.
В пике над городом Туллио Крали
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/06/2674
Ребра и грани -
город навстречу летит
остро и гулко.

Взгляд в кубы ранит,
и полирует гранит -
вихрь переулков.

Мир заострился в "пике",
взгляда - иголка,
площади серый брикет -
взлетом расколот.

Туллио Крали "В пике над городом" (1936)
Уже свою первию серию «авиаполотен» Крали создаёт в полном соответствии с вышедшим в 1915 году манифестом «Футуристическая реконструкция Вселенной». Его работы выполнены в изогнуто-геометрическом динамике, место наблюдателя — за пределами самолёта, он присутствует при полёте воздушной машины. В 1931 году происходит личное знакомство Т.Крали с Филиппо Томмазо Маринетти, когда последний издаёт свой «Манифест авиаживописи», в котором Маринетти воспевает поэзию и красоту полёта.
Прыжок с парашютом
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/06/2376
Прыжок с парашютом - по небу - ногами!
шагаешь и землю, как мячик, пинаешь!
Бегут игроки - облака, оригами -
ты сам, но собой высоту прорезаешь!
Навстречу  - Земля, как гора к Магомету,
шаг - секстой "до-ля", крепко обнят я светом.
Свобода полета, без крыльев чуть страшно!
подумать лишь  - с небом самим в рукопашной!
И вот приземленье, я - только комочек,
шепнула, вздохнула Земля:"Мой сыночек!"
Прыжок с парашютом! И хочется снова
побыть для Земли ее сыном - покровом!


Туллио Крали. "Прыжок с парашютом"
В конце 30-х — начале 40-х годов Т.Крали работает в стиле Aeropittura, но уже в значительной мере как бы обозревая происходящее в воздухе и на земле из кресла лётчика. В годы войны он, как и многие итальянские футуристы, прославляет своими картинами действия итальянских ВВС, сглаживает ужасы боевых действий, работает (вместе с фашистской пропагандой) на героику войны.

После окончания Второй мировой войны художник не изменяет футуризму, работает в Турине, Париже и, наконец, в Каире, где преподаёт в Итальянской школе искусств и разрабатывает своё, отдельное течение в футуризме — сасентези. С 1966 года мастер работает при Музее футуризма в Милане.
По статье из википедии.