Константин Коровин

Улексия Миссосупова
Константин Алексеевич Коровин, 5 декабря 1861 года - 11 сентября 1939.
Константин Алексеевич Коровин - ярчайший представитель русского импрессионизма. Среди художников, громко заявивших о себе в 80-х годах XIX века и обозначивших новый этап в развитии русской живописи - а это Левитан, Нестеров, Серов и Врубель - особое, но столь же почетное место принадлежит Константину Коровину, герою нашего сайта. Его искусство стало ярчайшим - в прямом и переносном смысле - явлением отечественной культуры конца XIX - начала XX века. Его яркие, сочные, жизнерадостные картины, так не похожие на работы передвижников, напоминали и говорили всем о светлом и радостном начале, которое всегда присутствует в нашей жизни. И хотя многим творчество молодого Коровина казалось тогда чересчур буйным и несерьезным, истинные знатоки живописи понимали, что являются свидетелем рождения большого мастера, большого колориста и поэта в живописи.
На берегу моря Коровина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/08/15/2217
Берлинская синь моря в белых узорах,
и белый песок в бело-розовом - роза.
Покой созерцанья под всплески, волн хоры,
а легкий бриз свеж как покою угроза.

Холодные краски, но в чувствах волненье -
вдруг вспыхнет краплак позабытой тут лодки,
и в розовой розе вдруг вспыхнет смущенье -
тень в аквамарине того, кто был "кто-то"...

К.Коровин.На берегу моря.
Картины Коровина появились в тот самый момент, когда понятие красоты в русской живописи было наглухо и безоговорочно забыто - забыто под натиском темной и нравоучительной живописи передвижников. Пожалуй, один лишь Левитан еще помнил о красоте, но красота его была столь "грустна и полна печали", что была доступна пониманию немногих. Репин также дал несколько примеров отличных в колористическом отношении работ, по большей части этюдов с натуры, но редко кто любовался этими его произведениями. И даже его поклонники больше изумлялись верности передачи натуры, нежели красоте, получившейся благодаря этой верности. О красоте вообще мало было разговора, и даже совсем забыли о ее существовании. Картины Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного пятна, естественно, должны были смутить многих. Этому способствовала еще и сама живопись Коровина, его техника письма: дерзко-небрежная, грубая и, как казалось многим, просто неумелая. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах - высокого достоинства, что автор их - настоящий живописец. Некоторый успех Коровин имел только со своей довольно слабой и ничего не выражающей картиной Утро в мастерской, где всем понравился эффект серого дневного света, льющегося через огромное окно, да игривый сюжет: хорошенькая натурщица, потягивающаяся в кровати. Мало-помалу, впрочем, стали привыкать к "чудаку-художнику", согласились даже, что он не без таланта, но горько скорбели о том, что он занимается такими пустяками. Передвижники, разумеется, так и не допустили его в свой тайный союз, где, однако ж, нашлось место даже совершенно бесталанным натурам, вроде Киселева.
Весна К. Коровина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/08/15/1562
В Русском музее 10 августа открылась выставка Константина Коровина, посвященная 150-летию со дня рождения художника. Музей собрал около 250 произведений одного из самых известных русских импрессионистов, охватывающих разные периоды его творчества. На выставке представлены 23 панно, созданные художником и декоратором в 1923 году для Всемирной Парижской выставки. http://lenta.ru/photo/2011/08/11/korovin1/pic009_Jpg.htm


Весна - это Слово
и золото света,
не спросит:"Готовы?
Придет скоро лето?"

И скинут оковы
леса и поляны,
и солнца осколок
тревожит вновь раны.

Зажившее в зиму
проснется с надеждой,
ты снова - не схимник,
но в светлой одежде.

Садовый стол. Скатерть...
Свеж розовый воздух,
в сиреневых пятнах
сбегают прочь годы.

Душа торжествует,
все небо в лазури,
и в лужах бликует
"восьмушками" сурик.

Как чисто в пастельном
струится рой красок!
Нет черных и белых
с контрастами масок.

Все в жизни цветное,
угасло молчание,
весна - это Слово,
предчувствие чаяний.

К.Коровин.Весна

Восьмушки-длительности нот.
Между тем, значение Коровина для русской живописи столь громадно, что легко перевесит заслуги большей части передвижников (за исключением истинных гениев типа Левитана, Сурикова, Серова и Репина). Как же так получилось, что веселый и беззаботный юноша (каким он представлялся окружающим) достиг новых, небывалых высот в живописном мастерстве? Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году. Его дед Михаил Емельянович, старообрядец, владелец «ямского извоза», купец первой гильдии, в свое время помог пейзажисту Льву Каменеву поступить в Академию художеств, заметив у него способности к живописи. В доме деда на Рогожской помимо Каменева бывал и известный передвижник Илларион Прянишников. Отец же будущего художника уже получил университетское образование, однако не унаследовал деловых качеств Михаила Емельяновича и после его смерти разорился. Семья вынуждена была переехать в деревню Большие Мытищи под Москвой. Маленьким Костей и его старшим братом Сергеем, тоже впоследствии художником, занималась мать, Аполлинария Ивановна, которая привила детям любовь к искусству - она рисовала акварелью, много музицировала, играя на арфе. В 1875 году Коровин вслед за братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурное отделение. К этому времени семья Коровиных снова жила в Москве почти в полной нищете. Видимо, профессия архитектора казалась ему более материально перспективной, и потому было выбрано зодчество. Но любовь к живописи все-таки оказалась столь сильной, что с 1876 года юноша перешел на живописное отделение. Там он учился в пейзажном классе сначала у Алексея Саврасова, затем у Василия Поленова. Эти два художника оказали на формирование Коровина наибольшее влияние, хотя он внимательно всматривался, как в других классах преподавали Илларион Прянишников, Василий Перов, Евграф и Павел Сорокины.
Зимнее солнышко Коровина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/04/19/2653
Зимнее солнце.
Свет быстротечен, летуч,
не согревает.

Трепет оконца
в натиске пышных тел туч,
света дерзанье.

Солнечный голос - письма
нежность волненья.
Что же в ответ мне послать?
Мнимость сомнений?!

К.Коровин."Зимнее солнышко"
Коровин учился у Саврасова находить во внешне незаметных уголках природы скрытую поэзию, лирику, учился верно схватывать и эмоционально передавать ощущение жизни в пейзаже. Несомненную связь с искусством Саврасова можно обнаружить в таких его работах, как Ранняя весна (1870-е) и Последний снег (1870-е). Игорь Грабарь в своей монографии 1909 года справедливо подметил, что Коровин первым из художников своего поколения обратился к излюбленному мотиву пейзажей Саврасова. «Коровин - автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей. Все то невероятное количество последних снегов, мартов и ранних весен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведет свое начало, несомненно, от Коровина». После ухода Саврасова, пейзажный класс в училище возглавил Василий Поленов. Позже, Коровин так отзывался о своем втором учителе: «Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок». Поленов стал рассказывать ученикам и об искусстве импрессионистов, а возможно, и показывать им фотографии с их работ. Во всяком случае, в 1883 году Коровин создал произведение, которое с полным правом будет названо впоследствии «первой ласточкой» импрессионизма в России - небольшой Портрет хористки, который произвел в свое время такое огромное впечатление на Репина. "Покажите мне, кто создал это?! Кто! Покажите мне...", - восклицал изумленный мэтр.
Острота цветового видения, пожалуй, превосходит здесь то, что к этому времени было создано как учителями, так и современниками молодого художника.
К. Коровин. Натюрморт с рыбами
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/05/2211
Лук, вина, рыбы,
в живости форм - натюрморт,
жизнь в нем трепещет.

Слышен звук рынды,
шум. за окном дышит порт...
Хороший лещик!

Щучки, угри и треска -
чудные блюда!
Не подходи!Остр оскал!
Вод чудо-юдо!
 
К.Коровин. Натюрморт с рыбами.1930.

Несмотря на то, что училище отметило премиями выполнение им заданных тем, что в 1883 и 1884 годах он даже получил серебряные медали за этюд масляными красками и рисунок, консервативно настроенные преподаватели не могли простить ему пластических новшеств. С юмором Коровин вспоминал, как Прянишников называл «антимониями» колористические искания молодого живописца.
У окна Коровина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/04/18/6771
Свет белой ночи.
Крестит окна переплет
к дальней дороге...

Окна - дней очи,
мысленных писем полет,
око чувств в строках...

Взгляды стеклянно легки
в звездное небо,
в светлой ладони руки -
ломтиком хлеба...

Месяцы, взгляды Луны,
чувства полотна,
в белую ночь влюблены
вздохами окна...
В 1884 году Коровин получил звание «неклассного» художника, но, хотя он пробыл в училище еще два года, высшее звание «классного» художника все же не получил, как, впрочем, и его товарищ по училищу Левитан. Однако оба художника благодаря Поленову познакомились с Саввой Ивановичем Мамонтовым и в конце 1884 года вошли в его кружок.
Осень. На мосту. К. Коровина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/05/2446
В рыжей чащобе в лесу темнота
бьется и черною птицей кричит,
небо в волненье двоих, и с моста
их отраженье, как сердце, летит.

День серебрист в жемчугах облаков,
что беспокоят теченье в реке,
прочь страх сомненья и тяжесть оков!
Мост над рекою, рукою к руке

я прикасаюсь, и мост кораблем
в небо уносит, мы - дети волны,
и наслаждаемся солнечным днем!..
Сердце в воде шепчет, что влюблены.

К.Коровин. Осень. На мосту. 1910-е
Здесь началась деятельность Коровина как театрального декоратора. К сожалению, почти не сохранилось эскизов декораций художника к постановкам Частной оперы Мамонтова, но, по свидетельствам очевидцев, на сцене появилась воздушность, пленэр. И, вероятно, уже в оформлении таких опер, как "Аида" Верди, "Лакме" Делиба, "Кармен" Визе, Коровин выработал те принципы, которые позже так сформулировал: «Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета - сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра... Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора... Его обязанность по отношению к исполнителю - это выделить меру последнего на фоне цвета».
Сирень К. Коровина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/04/14/3559
Не смеется, не плачет, цветет!
И горят ярко свечи сирени!
И с любовью несет небосвод
на руках ароматом цветенья!

И в круженьи крестов лепестков -
и прощенье, и благословенье.
Ах, сирень, ты лишаешь оков,
погружая нас в благоговенье!

Натюрморт плещет светом, поет,
и лимонов сияют планеты!
Как кристальна вода! Свежесть льет.
Летний полдень в гостиной поэта...
Ученические годы, проведенные Константином Коровиным в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1878 по 1886 год, принесли ему лишь звание неклассного художника живописи. Они текли в общем русле московской школы под руководством нескольких учителей: в общих классах - Е.С.Сорокина, И.М.Прянишникова и В.Г.Перова; в специальных пейзажных - А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. Несомненно, ученические годы во многом определили творческую судьбу художника. В становлении искусства Коровина участвовали не только его основные наставники - Саврасов и особенно Поленов, но и остальные московские преподаватели, взрастившие в нем художника-профессионала и в большой мере обусловившие демократические тенденции его творчества.
На террасе К. Коровина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2010/12/30/5222
Крупных мазков и пластины, и пятна -
свежий бриз дует, и в море кораблик
даль синевы звездочкой обозначил,
паруса белого буковка "Набла".

На канапе изумрудно-зеленом
света и тени играют мажоры,
дамы в тени прячут лица от солнца,
розовый куст плещет радости хоры.

Ультрамарин моря ярок, и небо
с морем каноном поет, выше тоном,
скал голубое свечение, ветер
в солнечных красках смеется и тонет.

Картина - Константин Коровин. "На террасе"
Нет необходимости также трудиться сейчас над ограждением Коровина от многочисленных упреков, долгое время обволакивавших его словно тиной. Талант истинный, этот великий дар природы, которым в полной мере обладал Коровин, несовместим с легковесностью и поверхностностью творчества, а это, пожалуй, наибольший грех, в котором упрекали художника еще современники. Уже в 1920-е годы Б.Н.Терновец поставил его имя рядом с Валентином Серовым. В последнее время русскими исследователями сделан следующий шаг к реабилитации творчества художника. Врубель - Серов - Коровин - триумвират, определяющий наиболее существенные успехи русского искусства конца XIX - начала XX века.
Гурзуф К. Коровина
Улекса фон Лу
Город-порт бегущей по волнам,
так похож Гурзуф на Зурбаган!
Дама и ситро, и лимонад,
ожиданье или променад?
В море отражаются сады,
зелень - ритмы теплые воды,
шхуна покидает город-порт,
город многолюден, все цветет,
и кого же незнакомка ждет?
в море шхуна лебедем плывет,
никого в кафе, она одна,
пол - ультрамарина глубина,
платье отражает паруса,
чуть прикрыты грустные глаза...

Картина Константина Коровина "Пристань в Гурзуфе"
Коровин - удивительный, прирожденный стилист. То, что мерещилось Куинджи, то удалось Коровину. Не хуже японцев и вовсе не подражая им, с удивительным остроумием, с удивительным пониманием сокращает он средства выражения до минимума и тем самым достигает такой силы, такой определенности, каких не найти, пожалуй, и на Западе. Его стынущие в холоде и мгле северные пустыни, его леса, обступающие редким строем студеные озера, его бурые и сизые тучи, его стада моржей и вереницы оленей, наконец, яркие фанфары желтого солнца, играющего на всплесках синих заливов, - все это является настоящим откровением Севера, истинно грандиозной поэмой Севера, гораздо более достойной стать классическим произведением русской живописи, нежели все «Фрины» Семирадского или «Помпеи» Брюллова.

По материалам сайта - http://kkorovin.ru/