Россия современная-13

Сергей Корягин
Текст написан для журнала "Наука и жизнь". Уважаемый Владимир! Спасибо за материал этого самого Сергея Кара-Мурзы. Жалуется автор по поводу страшного разделения Росси на богатых и бедных в наши дни, как если бы прежде она не была разделена. А крепостные и дворянство – это равные?.. Задумали большевики всех уравнять. Уравняли? По пайку – более или менее уравняли всех. Впрочем, себе «паек» взяли привилегированный. Квартиры, больницы, магазины, санатории, зарплаты по ведомости и в конверте. И т.д. Конечно, сильно  выделяться они не могли, а где можно было урвать – случая не упускали, особенно в брежневскую эпоху. В каждом городишке был свой «Елисеевский магазин», свой «туваровед», «завсклад», своя база снабжения дефицитом.

Интереснейший факт. Перед самым концом они (партэлита и ее прихлебатели) у нас в городе построили шикарнейшую девятиэтажку: особая планировка, четырехкомнатные квартиры, широкие  лестничные пролеты и т.д. (как будто учуяли известный момент: «И вот настало, наконец, ему расчесться за овец!») и заселились в ней. Чтобы дело выглядело чистым, поселили туда с десяток семей ветеранов войны, а также известных тружеников.

Но дело не в этом, не в вещах (не хлебом единым сыт человек), а в том, что «благодетели» отняли у народа, прежде всего – творческой его части, – свободу. Я не говорю о вольнице, я говорю о той необходимой свободе, какую беспроблемно «потребляли» и «потребляют» сегодня народы Северной Америки, Западной Европы, Скандинавии. Отняли, как пустяковую игрушку у шаловливого ребенка. Что из этого вышло? Я скажу словами Анны Ахматовой: «Вот теперь наше общество разделилось на тех, кто сажает, и тех, кого сажают». Одна часть народа сидела тюрьмах и работала в лагерях, другая «сидела» дома, лишенная права на свободную мысль (мысль – тоже хлеб, только более существенный), третья работала в колхозе (смягченный вариант крепостного права). Большевистские уравнители разделили народ по праву на свободную жизнь и свободную мысль. Большую страну превратили в Большую зону. Были они свободны сами? Относительно. Приверженцами марксистской идеологии они стали добровольно, выезжали из страны без больших проблем. И об этом Сергей Кара-Мурза – ни слова.

Сегодня Россия – свободная страна. Много у нас бедных? Я тоже живу в России, но советской бедности – как мы жили в колхозе или как я перебивался учителем – я не вижу. Люди жалуются, что жить тяжело. Это верно, потому что многие работают в двух-трех местах, иным пенсионерам приходится подрабатывать. Жизнь кажется тяжелой еще и потому, что значительная часть граждан живет зажиточно и даже богато. Неравенство – непривычно, оно – как бельмо в  глазу. Одна деталь. Сегодня каждый гражданин может  получить или недорого купить земельный участок в деревне. Поселяйся и работай! Обрабатывай землю, разводи живность. Есть медпункт и школа. Есть телефон, телевидение и Интернет (спутниковый). Если хорошо постараться, можно кормиться без проблем и кое-что вывозить на продажу. Я часто вижу этих старателей, которые привозят к нам в город мясные и молочные продукты, фрукты и картофель. Приятно иметь дело с этими людьми, которых не успела развратить коммунистическая безответственность. Дело в том, что наш народ хочет хорошо жить в городской квартире. Чтобы, вернувшись с работы, улечься на диване и уставиться глазами в «ящик», пока он не кончит «барабанить». От земли и от навоза он отворачивает нос.  Советский настрой пока довлеет.

Читаю у советского пропагандиста, претендующего на некоторую отстраненность, объективность, беспристрастность: «Эти две части России живут в разных мирах, с разной совестью. И эти части расходятся, хотя пока не осознали себя двумя несовместимыми расами».Речь о верхах и низах, о богатых и бедных.  В чем пафос всей его статьи? В том, чтобы доказать, что новая Россия, которую основал Ельцин, если еще не погибла, то дни ее сочтены. И погибнет, если власть не вернуть «красным", если не отдать ее Зюганову. Я, однако, считаю, что духовные дети организаторов репрессий, голодоморов, потрошившие страну семь десятков лет, присвоившие себе победу, за которую народ отдал 27 миллионов жизней, не имеют морального права претендовать на власть.  Это, во-первых. А во-вторых, если на современную Россию смотреть нормальными глазами, а не через «красные очки», то для грусти нет больших оснований. Капиталистический мир только что пережил серьезный финансовый кризис – Россия не испытала потрясений. Я, рядовой пенсионер, вообще не ощутил его на себе. Пришлось сократить «аппетит» по экономическому росту? Это нормально, если учесть, как велика у нас армия иждивенцев-бюджетников. (В хваленом Китае только бывшие госслужащие получают небольшую пенсию, это приблизительно каждый четвертый китаец пенсионного возраста.) Полагаю, что и сегодняшние экономические проблемы Европы на нас не отразятся. Рост ВВП четыре процента? Неплохо. Инфляция – шесть процентов? Совсем хорошо, имея в виду, от чего ушла наша экономика. Страна интенсивно строится, я вижу это на примере своего города. Но у советских пропагандистов  своя бухгалтерия. У них сегодня принцип: чем хуже, тем лучше, они и рисуют нам кошмар, они и пугают наивных граждан предстоящей катастрофой. «Мы идем сегодня вниз, в цивилизацию трущоб», – прочитал я в статье, позитива в нашей жизни автор не видит вообще.
 
«Охлос» у Кара-Мурзы – это бедные люди, нищие, разумеется, и бомжи. Таким образом, за основу он берет принцип экономической обеспеченности, обустроенности. Я в основу кладу душевный настрой человека, от которого зависит и его экономическая обустроенность. Это объясняет и тот факт, что и некоторые богачи ведут себя, как охлос, известные политики (сегодняшние коммунисты) ведут себя, как охлос. Они кричат, бунтуют, призывают, дезорганизуют общественную жизнь. Специфическим здесь является то, что они представляют собой организованную массу. С них пример берут и псевдолибералы. Демос – это народ, это все. Однако чаще всего под демосом (как и у древних греков) понимаются трудящиеся массы, низы (без охлоса), исключая, однако, верхи, богачей, креативный класс.  В тексте "Народ и демос" понятия «народ» и «демос» я разделил, под «народом»  я имел в виду всех, кроме «охлоса». Вторник, 17 января 2012 г.