Среднее ухо

Феликс Рахлин
НА СНИМКЕ: наш папа, Давид Моисеевич Рахлин,курсант Красной Армии, в 1928 году. Ленинград
               

                *    *    *
Дома я всех очень удивил своим бесшабашным поведением и оголтелыми криками: «Какать! Писать!»

Понадобилось время, чтобы ввести меня в прежнюю колею и заставить выражаться парламентарно: «По-маленькому! По-большому!».

(Лет через десять мой приятель-одноклассник расскажет мне об одной семье, где ребятишек научили проситься только по-французски:  «Пур ле гран»  и «Пур ле пти»!).

Мне купили новый горшок, потому что  прежний был уже маловат.  Горшок был такой новенький, блестящий и симпатичный, что я немедленно нахлобучил его себе на голову. У взрослых почему-то вытянулись лица, а я и теперь не понимаю, чего они ужасались: посудина-то новенькая была, «ненадёванная!»…

Вижу себя сидящим на своём новом зелёном горшке, поставленном на стул посреди комнаты. На пол становиться запрещено: у меня  воспаление  среднего уха.

Сижу и размышляю: у человека два уха, и оба – крайние. А где же среднее?  Оказывается, внутри – в голове. Болит отчаянно – ночью не сплю, и  боль немного   успокаивается только от грелки.

Часто приходят врачи с кругленькими дырчатыми зеркальцами над  головой, заглядывают мне в ухо при помощи маленькой воронки, и я слышу страшные слова: «Видно, придётся делать прокол».

Однажды вечером приходит здоровый    мужик с зеркалкой на лбу, в руках – футляр с инструментами. Кроватку мою выдвигают на средину комнаты – под лампу. По обе стороны садятся папа и мама  и с напряжёнными, красными от волнения лицами  вцепляются в меня,  держат за руки, а доктор достаёт из футляра длинную трубочку с иглой на конце.
Взревев от страха, рвусь из цепких  родительских  объятий, поворачиваюсь то к одному, то к другому, умоляю:

- Ну, папочка! Ну, макмочка!

Доктор подходит к тёмному окну и очень ловко свистит по-милицейски:

- Тр-рп-р-р-р-р!  Тр-р-р-р-р-р-р!

Успокаиваксь на минуту, но не из страха перед милицией (у нас в семье детей Советской властью не пугали!), а просто от удивления имитаторским искусством ушника. Но едва он берётся за иглу – опять рвусь и кричу.

В конце концов, они одолели меня. Чувствую в глубине левого уха мгновенную пронзительную боль – и немедленное облегчение, заставившее меня от бурного плача вдруг перейти к счастливому смеху.

Проходит несколько дней. Я выздоравливаю. Ко мне приходит совсем другой врач – женщина, я без малейшего страха извлекаю из её инструментария знакомого вида шприц  и глажу его, как сытого удава.

(Если бы я мог тогда знать, какой трагедией оборачивается зачастую такое вот воспаление, неудачный прокол! На пятом десятке лет мне довелось поработать длительное время в школе-интернате для тугоухих детей. Там много вот таких: с последствиями гнойного отита. И настоящая беда – даже не в физической утрате слуха, а в тех почти неизбежных последствиях, какие она влечёт за собой для ребёнка. Взрослый,  утратив  слух даже полностью, не столь несчастен, так как у него сохраняется речь, и он уже не забывает её до конца дней своих. Но у ребёнка, пусть и с частичной потерей слуха, речь, даже уже усвоенная, в той или иной степени разрушается, и при отсутствии педагогической коррекции, он обречён на неполноценное умственное развитие. Большинство людей – в том числе и вполне образованные – этого не знают и к частичной утрате ребёнком слуха относятся легкомысленно: «подумаещь, чуть-чуть недослышит…»  А от этого «чуть-чуть»  порою зависит потом вся дальнейшая жизнь). 

Через 12 лет после той болезни врач медкомиссии военкомата, где наш класс проходил воинскую  приписку, заглянула в моё левое ухо – и спросила:

-  Что, делали прокол?

- Да, в четыре с половиной года, - ответил я.

- Молодец, - сказала врачиха, как будто  заслуга  принадлежала мне, а не родителям и тому доктору, который  умел свистеть, как милиционер…

Вот спасибо этому человеку: благодаря его искусству, я  на решающей медкомиссии всё прекрасно услышал, был призван в Советскую Армию и отправился служить на Дальний Восток.

Дальше читать "Искусство и литература - 1"   http://proza.ru/2012/01/17/75

УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! В ГРАФЕ "РЕЦЕНЗИИ" НАПИШИ НЕСКОЛЬКО СТРОК О ПРОЧИТАННОМ: МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ ТВОЁ МНЕНИЕ И ЗАМЕЧАНИЯ! Спасибо.