Филон Александрийский

Константин Рыжов
Год рождения Филона Александрийского - одного из самых оригинальных и выдающихся философов римской эпохи  - в точности не известен. Считается что он появился на свет где-то между 20 и 10 гг. до Р.Х. Время его смерти также определяется приблизительно, как середина 40-х гг. нашей эры. По происхождению Филон принадлежал к знатной еврейской семье, уже многие годы проживавшей в египетской Александрии и давно приобщившейся к эллинской образованности. Как и все мальчики в аристократических домах, он получил хорошее классическое образование: изучил риторику и литературу, философию и математику, историю и музыку. Его любимым поэтом был Гомер.  С самого детства Филон  преклонялся перед гением Греции. «Эллада, - писал он, - истинное дитя человеческое; она явила миру небесный росток и божественный побег, точную мысль, тесно связанную с наукой». Но при всем этом любовь к классике не отторгла Филона от библейской традиции. Всю жизнь он с благоговением относился к Священному Писанию. Боговдохновенные книги Торы и Пророков воспитали его мысль в такой же степени, как учения великих античных философов. Одинаково хорошо владея греческим и еврейским языками, Филон воистину мог считать себя воспитанником двух далеких и несхожих между собой культур  - эллинской и иудейской.   

В то время подобное гармоничное сочетание встречалось не часто. Многие соотечественники Филона однозначно отвергали учение греческих философов, как «язычество». Другие (и в их числе были его родственники), напротив, всецело попали под обаяние греков, отвергли иудейский образ жизни и веру своих отцов. Сами греки могли при желании познакомиться с Торой (а также с другими священными книгами, включая Пророков и Писания), ведь перевод ее уже более двух веков хранился в Александрийской библиотеке. Но это чтение не вызывало у них большого интереса. Библия для просвещенных эллинов была лишь одной из «варварских» книг, ничего не дававшая ни уму, ни сердцу. Филону, вероятно, не раз приходилось слышать удивленный вопрос: как он, культурный, образованный человек, может совмещать в своей голове науку и «убогие суеверия» восточных книг? В ответ на это философ решил открыть греко-язычным  современникам подлинное положение дел: показать им, что Библия заключает в себе возвышенное божественное учение, созвучное  с их самыми глубокими идеями.

Филон постарался  найти точки соприкосновения и перекинуть мостки между иудейским и  греко-римским мирами. Он захотел открыть язычникам путь к Писанию и изложить книги Торы таким образом, чтобы они вызвали интерес и понимание у всех искушенных в философии людей. Самым важным в его предприятии являлся способ подачи материала.  Изложив соответствующий эпизод из книги «Бытия», «Исхода» или «Второзакония» Филон затем давал его комментарий в духе учения греческих философов Пифагора или Платона. Таким образом, за буквальным значением текста открывался как бы второй, глубинный, смысл.

Этот способ комментирования, соединяющий в себе конкретный факт с отвлеченными идеями, называется аллегорическим. Филон был не первым иудеем, который постарался аллегорически истолковать Тору, но его опыт был, несомненно, самым успешным.  Ведь он был не просто комментатором, но подлинным философом и богословом, причем его оригинальная философская система органически включала в себя как иудейские, так и греческие компоненты.

 Прежде всего следует разобрать Филоново учение о Боге.  Он всегда однозначно отвергал буквальное понимание тех мест Библии, где Бог изображен с качествами человека. Он писал, что учение Священного Писания, взятое целиком, исключает саму мысль о том, будто Творец может сожалеть о своих поступках, что Он обладает очами или руками. Подобные выражения, пояснял Филон, допускались лишь для того, чтобы приноровиться к уровню слушателей и читателей. Сам он, пересказывая библейский текст, старался каждый раз уточнить,  что же именно подразумевалось под тем или иным образом, тщательно раскрывая и выявляя его глубинный философский смысл.

Филон утверждал, что Бог есть Нечто бесконечное, совершенно лишенное всяческого материального подобия. Составить о Нем какое-либо представление невозможно, потому что «Он лучше блага, прекраснее красоты, блаженнее счастья». Человек может знать о Нем «только то, что Он существует, а не то, каков Он есть». Бог являет себя конечному материальному миру как нечто отвлеченное и не может непосредственно соприкасаться с ним. Но, тем не менее, Он каким-то  непостижимым образом организует и формирует его.

Объясняя связь между Единым Богом, не имеющим в Себе ничего от привычного нам физического мира, и этим самым физическим миром, Филон разработал учение об эманации. Эманация (буквальное значение этого слова  есть «лучеиспускание») заключается в том, что Бог как бы изливает из Себя и вне Себя содержащуюся в Нем энергию и таким путем начинает преобразовывать первозданную бесформенную материю. (Филон полагал, что Бог не является творцом материи - Он лишь организовывает ее, но не создает само вещество; однако, существуя вне Бога, материя в то же время как бы и не существует; ведь подлинное бытие она обретает только в результате Его формирующего воздействия).

Для воздействия на первоначальную материю Бог эманирует (испускает, проецирует) из Себя некие посредствующие силы. Эти силы есть признаки (атрибуты) Бога, Его проекция в более низком, творимом мире. Они несут в себе Его творческую и деятельную энергию. С другой стороны, они являются как бы «зародышем» Вселенной, ее прообразом. Наконец, они есть орудия, посредством которых Бог творит, мир и каналы, через которые передаются Его деяния и Его воля.

Каждая из сил существует самостоятельно, но  в то же время в своей совокупности  они образуют некое высшее Божество, которое Филон называл Логосом. Обычно этот греческий термин переводят на русский, как «Слово». Однако, он имеет  более  широкое содержание. «Логосу» в греческом языке соответствует также понятие «Разум». В философии Филона Логос есть инструмент, которым Бог создал мир, посредник божественного откровения, нечто среднее по своим свойствам между божественным и физическим миром. Это - верховный посланник Бога, "архангел" Яхве. Но в определенном смысле Логос – это Сам Сущий, умалившийся ради Своего  создания. «Логос, - писал Филон, - является нашим Богом. Богом несовершенных людей». Он наполняет Вселенную как ее душа и в то же время неотделим от глубин Предвечного. Логос есть «первородный Сын Божий» и «Второй Бог», отражение Божественного в материальном. Другими словами, это не Бог Сам в Себе, а Бог в действии, в осуществлении творения.

Именно посредством Логоса (в нем можно увидеть также изреченное Слово Божие) Творец преобразует первоначальную материю, которая, по сути, есть бесформенное, безвидное «ничто».  По выражению философа, Логос «вызывает несущее к бытию, создавая стройное из хаотичного, качество – из бесконечного, сходство – из несходного, гармонию и связь – из разобщенного и несогласного, свет – из мрака». Но хотя Бог образовал из материи вещественный мир, Он не уничтожил изначальные дурные свойства материи. Если от Бога исходят все созидающие благие силы, то от простой и слепой материи происходит все дурное, всякое зло. В борьбе этих двух начал состоит смысл человеческой жизни: бессмертная душа человека, принадлежащая к сонму божественных, «творческих» сил, призвана преодолеть грубые, чувственные наклонности, коренящиеся в теле, как части материи. Чем больше в человеке «плотского», унаследованного от материи, тем слабее его связь с Небом. В победе духа над телом, в одухотворении личности  состоит высшее земное счастье. Избавляясь от наваждения вещественности, дух поднимается в светлую область надмирного, обретает свободу и богопознание. Полное блаженство достигается праведником после смерти, когда душа вырывается из телесных оков и возвращается в сонм отвлеченных творческих сил, откуда была взята.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Культура Древнего Рима   http://www.proza.ru/2010/07/27/1457