Великий фантаст

Феликс Рахлин
НА СНИМКЕ: двойной портрет младенцев.Справа наш двоюродный брат Виля Иванов (1924-1942) рядом с Марленой (1925 - 2010) - фотография конца 1925 года. Более поздних  снимков Вили у нас не сохранилось.


                *     *     *
Когда Маруся нас в Ленинграде покинула  (а, может, это было во время её отпуска), вместо неё поселилась старая бабка, вечно что-то ворчавшая себе под нос. В это время у нас жили   наш двоюродный брат Виля и его единоутробная сестрёнка Галя, которой он верховодил, - так же, как мною и Марленой. Виля подбивал нас троих подслушивать бабкины монологи.

Подкравшись ко  входу в кухню, мы прятались  под дверью, затаив дыхание, слушали  старушечью неразборчивую воркотню – и вдруг взрывались хохотом. Бабка пугалась, злилась и поднимала крик – мы бежали вон, продолжая громко  смеяться, а через минуту всё повторялось.

Других домработниц ленинградской поры не помню, Но знаю, что была (может, ещё до моего рождения) Сима, нянчившая  Марлену. .Потом она оставила нас, поступила на какую-то фабрику, завела семью, родилась у неё девочка, которую она назвала … Марленой!   В выборе   нашими родителями такого имени   сыграли роль идейные соображения: имя Марлена, как и его мужская модификация  (Марлен)  соединяет в себе память сразу о  двух  великих  революционерах: Марксе и Ленине… о существовании Марлен Дитрих  родители  вряд ли  в те времена  подозревали… Впрочем, немецкое  женское имя  Марлен  (есть ведь и песенка «Лили-Марлен)  имеет совсем иную этимологию: это сокращение, стяжка двух часто соседствующих у католичек имён:  Мари-Магдалена… Но папа и мама в такие дебри не вдавались, им, как я уже говорил, было присуще единство цели,  и, давая имя своему  первому ребёнку,  они имели в виду  только классиков диалектического и исторического материализма. Меня ведь Феликсом тоже назвали не просто так, а со смыслом:  в честь железного чекиста. Придумав мне имя, папа сказал маме: «Пусть растёт борцом». Домработница  Сима . скорее всего, до таких высот коммунистической идейности не поднялась  и  нарекла свою дочь  по новой моде лишь в порядке  подражания: «чтоб красившее» (1) …

Казалось бы, имея единственную родную сестру, я её и помнить должен  с самых ранних времён и более чётко, чем кого-либо, но вышло не так. По Ленинграду я её помню очень смутно. Зато великолепно отпечатались в памяти Виля и Галя. Это были дети маминой родной сестры Гиты – дети от разных отцов.

Гита – средняя из трёх сестёр  (мама была старшей). В юности комсомолка, бесшабашная голова, участница «весёлых и грозных»  (по Арк. Гайдару) событий, она  в Киеве дружила с Колей Островским, будущим слепым писателем, и с удовольствием поддерживала  потом версию, будто это с неё списана Рита Устинович  в   знаменитом его романе «Как закалялась сталь». Я-то сильно в этом сомневаюсь, но общее у неё с Ритой (кроме общих трёх букв в рифмующихся именах) всё же было: глубокие тёмные глаза, женственность и  отчаянная революционность. В первом браке она была замужем за крупным комсомольским деятелем (даже, кажется, он был секретарём ЦК комсомола  Украины)  Сергеем Ивановым.
В Ленинграде Сергей бывал у нас с гармошкой, играл на ней и пел. Это был крестьянский парень, попавший   в город  мальчишкой, он стал учеником повара и из поварят прыгнул прямо в революцию.   От него у тёти Гиты и родился в 1924 году, 22 января, на  другой день после смерти Ленина,  сын, которого они, естественно, назвали – Вилен  (В. И. ЛЕНин).

С Сергеем Гите жилось трудно: она хотела после рабфака или комвуза (2)  учиться дальше, но  муж,  которого, по окончании какого-то учебного заведения, направили  куда-то в центральную Россию – кажется, в Тамбов – преподавать диамат, настоял на том, чтобы она уехала с ним. Через некоторое время она его оставила,  вернулась в Москву и стала там учиться на инженера- химика в Менделеевском  химико-технологическом институте. Тут-то и познакомилась с молодым начинающим учёным Рябцевым  и, разведясь с Ивановым, вышла замуж за Ивана Иваныча… Родила ему дочь Галю… и вдруг узнала, что новый муж ей изменяет, что у него есть любовница.

Произошёл бурный разрыв. Муж женился на любовнице, а Гиту на почве всей этой истории  поразила тяжкая душевная болезнь  -  маниакально-депрессивный психоз.
У неё была мания самоубийства.   Родители наши забрали её  в Ленинград, организовав  квартирный обмен, в результате которого она стала обладательницей комнаты в коммуналке, но там её оставить одну было нельзя, и некоторое время она жила у нас с обоими детьми. Наши родители с нею буквально извелись: то  Гита хваталась за нож, чтобы зарезаться,  то выбегала  на улицу, чтобы броситься  под трамвай или же в Неву… Мама и младшая сестра Этя ходили за нею по пятам. Но долго так продолжаться не могло, и пришлось положить её в Бехтеревскую  психиатрическую больницу. А дети  на какое-то время остались у нас. Марлене было тогда  лет десять, Виле – одиннадцать, Гале – пять,  мне – четыре,. 

Галя как Галя. Была она на полгода старше,. но какого-либо влияния на меня  не имела.  А вот Виля – тот сыграл в моей жизни роль значительную и, я бы сказал, роковую. Это он заронил в мою душу первые зёрна страха,  конформизма, скрытности, тайной ненависти. Ещё тогда,  в четырехлетнем возрасте, я испытал на себе воздействие его болезненной,  изощрённой фантазии и злой, беспощадной воли.

Перед моими глазами – наша детская, тьма за окном, лампа без абажура в центре потолка – и Виля, почему-то лежащий на кровати. Мы с Галей  стоим перед ним и трепещем. Виля рассказывает.

На Солнце живёт Кап: великий, всемогущий колдун, личный друг и покровитель нашего Вили.  Он может всё!  И сделает всё, о чём только Виля его ни попросит.
У Капа есть Руки. Нет, не конечности его собственные, прилегающие к телу  Капа, а отдельно   существующие Руки – слуги великого колдуна, живущие на  Луне.  Руки без туловища и без ног. От человеческих они отличаются  тем, что на каждой не пять пальцев, а только три. Но этого им достаточно.

Если мы не будем слушаться Вилю, то он попросит Капа, чтобы тот забрал нас к себе навсегда.  И тогда явятся Руки и унесут нас из дому не то на Cолнце, не то на Луну..
А чтобы не огорчать «мамочку» (тётю Гиту), а также «тётю Бумочку и Додю»  (так Виля называл моих родителей),  Кап подложит на наше место  других детей, искусственных, которые будут так же, как мы, разговаривать, смеяться и плакать, будут в точности похожи на нас, так что   никто ничего  не заметит.

Но (что для меня было всего страшнее)  эти подложные дети  будут сами себя считать    настоящими!   Они будут думать, что они – это мы!  То есть и мы сами не заметим подмены!!!

Такая перспектива полного растворения моей личности в чужом существе  наводила на меня ужас и безысходную тоску. Я был готов самым добросовестным послушанием заслужить  благорасположение негодяя кузена. Я трепетал перед ним, боялся больше, чем смерти, и, как теперь понимаю, люто его ненавидел.

В то время я верил ему и его легендам беспредельно, как дикарь верит шаману. Однако Галя и особенно Марлена были старше, и он чувствовал необходимость предъявить  им  доказательства. За этим  у Вили остановки не было.

Мы стоим вечером в родительской спальне (ещё она называлась кабинетом), и Виля говорит, что ему сейчас Кап  будет бросать жереберь  (то есть, очевидно, жребий).
Виля, стоя сзади нас, приказал смотреть на средину комнаты. Вдруг откуда-то сверху брякнулась на пол какая-то металлическая штучка – на вид точь-в-точь пряжка от резинки для чулка.  Но это сходство мы почему-то игнорируем, охваченные мистическим трепетом.
- Письмо! – объявляет Виля и вытаскивает из «жереберя» крошечный клочок бумаги. Текста решительно не помню – читать ещё не умел, но хорошо знаю, что в конце стояла короткая страшная подпись: «КАП». Это означало:  «Колдун Александр Петрович»,

Вы улыбаетесь, взрослый, умный, солидный человек: какая  чушь!  И даже – весёлая чушь!
Но, уверяю вас, мне и теперь не смешно. Поставьте себя на место робкого малыша. Представьте, что вам ежедневно грозит опасность быть подменённым неким роботом, которого все, в том числе и он сам, примут за вас. Может быть, это уже произошло.  Вас нет, вы исчезли, испарились, высохли.  Вы – уже не вы, а  бездушный двойник, подменная кукла. И никто, никто на свете, даже мама и папа, даже Маруся, не знают об этом…
Какая дикая, чудовищная фантасмагория! Удивительно, что родилась она  в воображении не Уэллса, не Брэдбери, не братьев Стругацких, а  обездоленного соломенным сиротством десятилетнего мальчика (3) .

«Жереберь» не был единственным доказательством бытия Капа. Виля с готовностью демонстрировал нам Руки.

Он велит мне лечь на кровать лицом к стене и смотреть вниз, на пол, в промежуток между стеной и кроватью. При этом оборачиваться запрещено  под страхом смерти.   У меня и сейчас такое чувство, что если бы я  обернулся, он и впрямь убил бы меня. По счастью, мне не хватало смелости.

Терпеливо жду.  Слышу у себя за спиной  Вилину возню и напряжённое  сопение. Но вот у самого пола появляются две трехпалые светло-коричневые Руки,  извивающиеся, как змеи.  На коже этих Рук – продольные рубчики, как на моих детских чулочках.
Совершенно явственно осознаю, что кузен меня дурачит, что он надел на свои руки чулки, а ненужные ему по легенде  два пальца поджал под ладонь, что это он сам там возится у меня под кроватью. Но трезвую эту мысль гоню от себя прочь: нет, я вижу Руки, это слуги Колдуна, они прилетели с Луны  и в любой момент могут унести меня навсегда…

Даже сейчас во мне живёт глубоко затаённая мысль   - не мысль, а  ощущение, - что я всё-таки видел тогда … настоящие  Руки!

Слово Вили для меня свято, но  вполне  угодить моему повелителю невозможно, хоть стараюсь изо всех сил.  И вот  приходит наказание.  Оно ужасно.
В углу нашей детской есть дыра в  полу.  Может быть, когда настилали пол, оказалась чуть короче одна доска. Нам с Галей давно сказано:  «Кто не будет  меня слушаться, того поставлю ногой в дырку. Прилетят Руки – и заберут».

И вот я в чём-то согрешил, и возмездие неизбежно. Виля тянет меня за руку в роковой угол с дырой. Противлюсь изо всех сил, громко кричу, прошу пощады, кусаюсь, плачу. Но мой палач неумолим. Он тянет меня – и вот мы у этого входа в небытие!    …
Главное – не дать ему втиснуть туда мою ногу!  Борюсь с ним – но силы не равны. В последнюю минуту, когда роковой шаг уже сделан, малолетний монстр вдруг прощает меня. Но в мою душу уже закралось ужасное подозрение: а вдруг как раз в этот миг я был подменён?!

Может быть, Виле было мало одного лишь  «Александра  Петровича», а, возможно, то случилось ещё до «рождества Капа», только он придумал для нас и такое пугало.
В детской сверху отошли обои, и в том месте большой паук соткал паутину. Старшие, за всеми своими партийными страстями,  долго этого не замечали, а Виля и паука  выдал за колдуна – и, конечно, тоже за своего закадычного приятеля. И нарёк паука пугающим именем – не то «Фабзавуч», не то «Всевобуч» (4) .

Боже, что за фантазия  была у этого мальчика!  И как же он бывал жесток!

В  клетку-крысоловку попалась крыса. Он собрал нас, детей,  велел смотреть и вот  так, при свидетелях, выжег ей горящей  спичкой  глаза.

Приказывал мне помогать ему истязать кошку.  Я гнал нашу Мурку к нему, он её хватал и вязал узлом,. выкручивал, как тряпку. Несчастная, обезумев от страха и боли, царапалась, жалобно вопя,  а когда удавалось вырваться из его рук, лезла под кровать, роняя кал. Теперь у него был повод  мстить кошке за то,  что она его укусила,  да  притом и нагадила. Он брал длинную трость  с нанесёнными на неё  арабскими письменами, привезённую мамой с Кавказа, и  этой палкой выгонял бедное животное из его убежища для нового тура истязаний.  Снова жалобные кошачьи  вопли, у меня сердце разрывается от жалости, но – молчу: боюсь проклятого Капа.  Родители кричат из соседней комнаты:

- Виля! Ты что, кошку мучаешь? Перестань сейчас же!

- Нет, тётя Бумочка, это она сама! – врёт Виля. Никто не приходит проверить, но, на наше с Муркой счастье,  он уже успел струсить и оставляет её в покое.

Описанная сцена относится уже к более поздним – харьковским временам, но я хочу поскорее от неё отделаться, чтобы покончить с темой Вилиной жестокости, а вместе с тем понимаю, что это мне не удастся: впереди – рассказ о том, как Виля держал меня в узде, когда я перерос своё младенческое легковерие, и он был вынужден  пустить в ход другие методы запугивания и подчинения.  Вот тогда-то его жестокость и развернулась в полную силу… Впрочем, не будем забегать вперёд – вернёмся в Ленинград 1934 – 1935  годов.

В то время у Вили была любимая игра:  тузить что есть силы свою подушку, воображая, что это – враг.

Врагом №1 был Иван Иванович – его недавний отчим. Виля долго и подробно рассказывал, смакуя детали, как он будет с ним расправляться, и принимался  ожесточённо месить и мять подушку. Он её расстреливал из пистолета, рубил саблей, резал ножом…  Кажется, тут же доставалось и разлучнице -  новой жене Ивана Иваныча…

Годом-двумя позже, в Харькове, подушка заменила моему двоюродному брату  Михаила Тухачевского.  В то время славный маршал только что был оболган и отдан под суд. Виля   лупил и мял  этот мешок с пухом и перьями, приговаривая:  «Вот тебе, тухлый Тухач!»  Кому в тот год  больше досталось: грозному полководцу или нашей безответной подушке – мы, видно, никогда не узнаем. (5)

Впрочем, подушку хотя бы не продырявили.


-----------------------
Примечания к разделу (главке) "Великий фантаст:

(1)2005 г. Интересно, что за 60 лет своей жизни еа родине, в СССР, ни одной другой Марлены, кроме своей сестры, не встречал. Но прибыв в Израиль и устроившись на работу в редакцию тель-авивской русской газеты, застал там в должности "маскиры" (технического секретаря)молодую женщину, которую звали именно так.Прожив потом лет 14 в г. Афула, прочёл в местной газете о местной спортсменке, занимающейся греблей, которая носит имя Марлена Ткаченко. Феликсов сюда съехалось ещё больше, хотя за всю свою советскую жизнь я повстречал лишь троих-четверых.

(2) Рабфак (рабочий факультет), комвуз (коммунистическое высшее учебное заведение, комуниверситет) - подготовительные курсы, решавшие задачу общеобразовательной учёбы активистов новой власти для их подготовки к поступлению в высшее учебное заведение или к командной организационной работе в партийно-советских органах.

(3) Уже написав эти слова, узнал от своего тогдашнего сотрудника, а ныне писателя Юры Милославского, читавшего эти записки, что у какого-то зарубежного фантаста есть рассказ или повесть со сходным сюжетом. Тем больше чести Вилену: он изобрёл этот велосипед вполне самостоятельно!

(4) Фабзавуч - школа фабрично-заводского ученичества, всевобуч - всеобщее военное обучение.

(5) Писано задолго до сенсационных разоблачений времён "перестройки".

Читать дальше "Именное оружие" http://proza.ru/2012/01/17/36


УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! В ГРАФЕ "РЕЦЕНЗИИ" НАПИШИ НЕСКОЛЬКО СТРОК О ПРОЧИТАННОМ: МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ ТВОЁ МНЕНИЕ И ЗАМЕЧАНИЯ! Спасибо.