9. Древо

Тамара Брославская-Погорелова
(На фото я с сыном, на Севере)

Моя семья, это мы с мужем и семьи наших детей, наши внуки, о которых написано много стихов. В них мои переживания и мои радости, мои мечты и мои надежды. Дети выросли, стали на ноги, а внуки только крепнут, Юля работает фармацевтом и учится в институте заочно, Егор отслужил в армии и учится в юридическом колледже, а Ксюша еще учится в школе. У каждого из них уже были свои маленькие взлеты и падения, когда, так же, как их отцы и матери, они выбирали свой правильный путь, а мы старались их поддержать, помочь и словом, и делом. В целом, моя ветвь, это ветвь большого, громадного древа, на котором есть цветущие ветви, есть и увядшие ростки. Вот об этом мои заботы и думы, чтобы наше древо не пропало, а зеленело и разрасталось, в этом я вижу смысл нашего пребывания на земле. Об этом пишу стихи.

ДРЕВО

Рифмуя состояние души, свои я на бумаге пишу строки,
Они просты, сердечны, иль жестоки, но, что-то мне велит: бери, пиши…
И я пишу, страдаю, иль смеюсь… сейчас я размышляю об истоках,
Нет, глубоко проникнуть не берусь, не докопаться, с запада ль, с востока,
Откуда родом я? Откуда ведет счет семья моя? (Ну, разве мир – не чудо!..)
Кто предки у меня и кто родня, и весь мой род произошел откуда?
Не суждено дознаться никогда; из глубины ладони простирает
То древо, что дает семья моя, оно растет, Россию укрепляет.
Нас много так, что трудно перечесть, сплелись все ветви, как с устатку руки,
Чтоб род свой посчитать, ученье даже есть, до всякой отрасли есть дело у науки.
Быть может, замкнут круг, то не узнаю я, так много у меня в родне народу,
С годами древо наше больше и мощней, как будто из глубин оно черпает воду.
И я среди листвы на древе том, гляжу вокруг и радостно мне – люди!
Не унесет меня в безвестность снежный ком, не распылит песчинкой ветер, не забудут.
Покуда зелено оно, листочки есть, я верю, что мы держимся здесь прочно,
Мы – наше древо, мы – от корня до вершин, а ведь оно стоит не одиночно.
Растут кругом другие дерева, другая поросль от них произрастает,
Переплелась с ветвями их моя семья, и не пропасть нам, пусть и не мечтают.
Когда-то жизнь моя исчезнет, в никуда, но помнить будут наши дети, внуки,
Как помню я тебя, семья моя, я веточка – все точно по науке.
Ты слышишь, древо? Так же, как и ты, мы в снег и в дождь, под жарким летним зноем
Делами добрыми, как влагой напоим и, чтоб не высохло, в корнях тебя укроем.
С тобой мы дети нашей Матушки – земли; когда-нибудь и мы станем корнями,
И, дай нам Бог, чтоб листья сберегли, чтоб зеленела поросль над нами.

О своих ветвях я писала в отдельных главах, а вот о своих листочках я хочу поведать в этом разделе. Дело в том, что мои внучки от сына Виталия живут со своими родителями на Севере. Когда там родилась вторая внучка Ксюша, мы с мужем решили все же поехать на этот жуткий Север. Муж утверждал, что нам непременно нужно меньшую внучечку еще маленькой подержать на руках, что называется, прикипеть к ней душой, а то когда ее привезут на большую землю, она уже не будет такая маленькая и общение с ней может не быть столь тесным, как от рождения. Убеждать меня в этом долго не пришлось и мы, приодевшись потеплее, отправились в далекий путь. Хотя я жила ранее в Западной Сибири и знакома с сибирскими морозами, зима в районе Полярного круга оказалась далеко отличающейся от моего представления. Позднее мы еще не раз бывали в тех краях. Не так давно даже прожили зимой более четырех месяцев, но та, первая поездка глубоко врезалась в память.

Мы приехали туда в аккурат перед новым тысячелетием. Нам хотелось побыстрее как-то привлечь малютку к себе и, войдя в дом, поздоровавшись с Ларисой и Юлечкой, мы несмело приблизились к малышке. Ксюша, гуляющая в своей кроватке, увидала в проеме двери своего отца и мгновенно протянула руки к деду, сопровождая эти движения возгласами из одной буквы: «У-у!». Ошарашенный дед быстро вытащил её из кроватки, удивленный столь дружелюбной реакцией, но Ксюша, не обращая внимания на того, кто взял ее на руки, командовала дальше. «У-у!», - она протянула руки к отцу, указывая деду, куда ее следует немедленно доставить. Как же мы хохотали потом, когда эта маленькая хитрюша достигла желаемого, ловко управляя «подручными средствами».

Надо сказать, что она и в самом деле была необычайна. Когда ее взяли на елку, где показывали новогоднюю сказку, она вытерпела это, довольно долгое представление на одном дыхании. С интересом она наблюдала за происходящим действом, не пикнув, и не капризничая, словно взрослая, а ведь ей не было и года. Быть может, уже тогда в ней формировалась начинающая артистка. До недавнего времени она много лет участвовала в танцевальном ансамбле и даже в числе других ездила в Сочи на фестиваль, где их народные танцы заняли лидирующие места.

Следует отметить, что наступивший 2000-й год был также годом Дракона, как и нынче 2012 год (как быстро летит время), и не смотря на сильные морозы, жизнь на Севере просто кипела. Встретив за столом в 12 часов Новый год, жители этого небольшого городка дружно вышли на площадь, украшенную большой нарядной ёлкой и сказочными фигурами, выполненными из цветного льда и снега. В толпе людей было много костюмированных персонажей, особенно мне запомнилась композиция из нескольких человек, они несли на себе огромного красочного Дракона, который здорово развевался на ветру хвостом и всеми тремя головами. Зрелище на площади было дополнено фейерверками и затем тут же вручались подарки за лучший костюм, и это при сорокаградусном морозе. Мы с дедом мчались домой, быстрее дракона, потому что в санках, укутанная с головой с нами была и наша малышка Ксюша, вместе с нами отмечающая наступившее новое тысячелетие.

Дело в том, что у всех троих моих внуков день рождения выпал рядом: 6-го марта родилась Ксения, 7-го марта – Юлия и 8-го марта – Егор. В этом я тоже вижу промысел Божий. Может быть, они не очень тесно дружны между собой в силу разных причин: живут далеко друг от друга, мало видятся, мало общаются, но я всегда мечтала, что мои внуки будут любить друг друга только за то, что они веточки одного древа, и буду верить в это всегда.