Дневниковые записи. 1938 год. Часть 93

Михаил Ильич Суббота
Часть 93


ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА. Лето 1938 года. Продолжение. (Начало записи о практике с Части 83).



16 августа 1938 года. Усолье.
Сегодня закупил ящики для образцов, ходил с Варюшей (ей стало гораздо лучше) в техникум насчёт тёса (досок) для крепления шурфов. Дома завёртка образцов то и дело прерывалась горячими объятиями и поцелуями. Но много кушать Варюше я ещё не даю. Она сейчас очень слабая. Решили сделать оладьи, заказали бабке.  А сами пошли купаться на Данилово озеро (Варюша сегодня не купалась). Очень весёлая дорога. Моя Варюшечка! Нас теперь все считают мужем и женой. Это ещё не так, но я горжусь этим слухом. Хороший слух!
    
После оладий со сметаной и сахаром, бесконечно долго сидели с Варюшей на кровати у неё в комнате, разговаривали о чём-то очень хорошем.

 17 августа. Усолье.
Сегодня Варюша с Галей решили сделать вареники, поэтому с работы надо приехать раньше. Поехал описывать все шурфы в верховьях Шоркина оврага, по всему Гришкину оврагу и на Караульной горе. В Гришкином овраге по просьбе Варюши набрал ей орехов, она хочет взять их в Москву сестре Ане.
    
Приехал домой часов в шесть вечера. Варя с Галей делали на кухне Вареники. Варюша сказала, что получила письмо от какого-то знакомого по поезду Володи. И смеётся надо мной, издевается. После вареников Варюша стала злая, сердитая, заносчивая, и вечером произошла первая ссора после её приезда. Она сказала мне, что я ей надоел, что она никогда меня не любила, а просто «брехала», обманывала «так просто». Я ей сказал, что из её слов выходит, что она хуже самой последней девки. Варюшка стала плакать, говорить, что она завтра уезжает от меня. Меня она прямо чуть с ума не свела. Но, в конце концов, как всегда бывало, — быстрое примирение с горячими объятиями и поцелуями. Прав Козленко, когда говорит, что женщина — самое противоречивое создание. Всё же Варюша самая лучшая девушка. Плохо только, что противоречивые приливы проходят у неё так резко.

18 августа. Усолье (Белый камень).
Завтра день рождения у моей Варюши. Ей исполняется 21 год. Утром завёртывали образцы. Митрич чертил карту. Я купил мёду и сливянки (вина). После обеда пошли лугами на Белый камень. Варюша весёлая, всю дорогу поёт, я подтягиваю: вчерашнее недоразумение навеки забыто. Погода пасмурная, но это нам не мешает. Галка идёт злая, Митрич же нейтральный. Подъём по скалам на Белый камень. Оттуда (открывается) замечательный вид на старицы Волги и вдалеке — на Волгу. Грядой прошли до 4-го камня, хотели идти до Кабацкого оврага, где можно спуститься вниз, но Варюша испугалась чащи и густого леса на вершине горы (вечерело) и пришлось спускаться раньше. Я не ожидал (увидеть) в Варюше в таких случаях трусишку. Это от непривычки, не больше. Хоть и считает она меня своим хорошим защитником, но всё же чего-то непонятного боится.

Внизу, у коряги, Варюша наградила меня 48 горячими поцелуями (4 километра до Белого камня и столько же обратно — по 6 поцелуев за 1 километр) и многими внеплановыми, пока не пришли Галя с Митричем. На Воложке у Кабацкого оврага купались, и в сумерках пошли домой. В скалах масса ужей, выползающих на дорогу — хоть и безвредные, но неприятные животные.
    
Вечером — небольшая компания с вином в честь Вари. Со сладким мёдом. Я хотел бы, чтобы вся её дальнейшая жизнь была медовой.
    
Немного посидели на скамейке, наблюдая за звёздами, за их зигзагами (Варюша сказала, что свою дочь назовёт Зигзагой, и подмигивает мне). Пошли проявлять наши фото. В перерыве между проявлением — самые горячие поцелуи. Проявляли до самой полуночи, многие фото получились вполне приличные.

19 августа. Усолье.
Поехали с Митричем работать в Кабацкий овраг. С утра с собой взяли Варюшу с Галей и оставили их в Гришкином овраге собирать орехи, откуда обратно они вернулись пешком.
    
Вечер был замечательным. Окончательно договорились с Варюшей быть вместе всю жизнь. Через два года мы женимся. Это будет замечательно. Длительный срок ожидания — из-за учёбы Вари, она раньше не хочет.
    
Неожиданно Варя сказала, что она едва не вышла замуж до моего приезда (после её плохого письма от 19 июня) за сына одного приятеля отца. Этот молодой человек хорошо зарабатывает, и мать Вари всё время старалась Варюшу пристроить за него, чтобы тот кормил их семью. Я был удивлён и неприятно поражён. Могло ли это случиться? Варя меня успокоила — этого не случилось, и она всегда только моя. Я напомнил ей о её словах 17 августа, и спросил, где больше правды? Варя сказала, что правда в её сегодняшних словах. Я предложил перенести срок нашей женитьбы на один год, то есть до будущего года. Она согласилась. Если всё будет в порядке и без осложнений, через год я буду ещё более счастливым человеком. Мечтали с Варюшей о будущем, о нашем сынке и так далее. Надо сделать так, чтобы к тому времени у меня в Москве была комната. Мы должны жить хорошо, очень счастливо. Не хотелось даже на одну ночь расставаться с Варюшей, моей будущей женой.

20 августа. Усолье.
С утра пасмурно, немного моросит дождь. Я ещё вчера договорился с Варюшей ехать на работу вместе с ней. Галя немного больна, поэтому будет дома. Рано утром зашёл к Варе и разбудил её. Она быстро встала и собралась.
    
Цель моей поездки — картирование(1) всего района за рекой Елшанкой для окончания работ на Усольском планшете.
    
Варюшка была замечательной. На остановках, пока я делал пешие боковые маршруты, она немного поспала. На обратной дороге намёками разговаривали о нашей будущей жизни, о наших «рыженьких» («...они будут лучше») и т. д. Весёлая замечательная поездка. С Варей можно теперь ехать в любое путешествие — более надёжного спутника найти трудно. А я в этом отношении на Варю как раз-то и не надеялся. Она оказалась бесценной находкой... Лучше девушки не найти.
    
Ближе к вечеру на машине геологоразведки  все поехали на рыбалку к Усинскому кургану. Рыбу ловили бреднем в речке Усе. Я и некоторые другие загоняли её в самых глубоких местах. Варюша собирала рыбу в корзину, засучив платье. Смелая Варюшечка!
    
Рыбы много, хоть и мелкая: щурята, ерши, окуни, плотва. Ловили до самой ночи. Наловили целых две корзины. На фоне скал Усинского кургана, на фоне ив и блеска воды от луны — моя Варюшечка казалась героиней! Неужели скоро я снова останусь без моей Варюши? Нас здесь все считают супругами, но ведь это пока не так.

21 августа. Усолье.
Сегодня опять день картирования в районе Тёплого и Большого леса. Поехал один, но домой приехал рано: ведь сегодня Варюшечка меня уже покидает. Она рада остаться ещё до первого сентября, но Галя тянет и не соглашается дальше оставаться... Варе приходится мириться. Как жаль. На будущий год этого уже не будет.
    
Сначала пошли сниматься во фруктовый сад, затем на Данилово озеро, где съели арбуз и купались. Варюша показала полученное сегодня письмо от своей мамы и от двоюродной сестрёнки Ольги, которое обещала дать мне прочесть. На обратной дороге она сказала, что наврала о том, что получала письмо от какого-то Володи.
    
Теперь стала задача — добиться от Тихона разрешения проводить мне Варюшу с Галей до поезда в Куйбышеве. После длительных разговоров Вари и Гали с ним и короткого моего, разрешение получено.
    
Вечером собрали все вещи и почти всю ночь с Варюшечкой разговаривали о будущем, о том, что нет надобности заводить лишние знакомства среди людей другого пола; разговаривали о верности, и я впервые за всё время получил от Варюши прямой и ясный твёрдый ответ о её верности, таковой дал и я. Не верилось, что это последний вечер перед долгой разлукой с Варюшечкой. Ночью почти не спали.

22 августа. Усолье — Климовка — Новодевичье — Куйбышев.
Лошадь Маруся с молодой неопытной возницей, тоже Марусей, пришли на рассвете, в четыре часа утра. Это было уже очень поздно и можно было опоздать на пароход (сказали, чтобы лошадь пришла в 2 часа, а не в 4). Утро холодное. Лошадь плохая, её всё время приходится хлестать. Митрич проводил нас до околицы.
    
Дорога в Климовку шла лугами; слева — ровные меловые горы, справа — старые ивы и озёра. Варюша восхищалась красотою этих мест. Как жаль расставаться! Поднялось солнце. Вот и Волга. До Климовской пристани ещё 2 километра, а пароход уже ушёл. Я сильно обозлился на нашу возницу за опоздание. Галя набросилась на меня, Варя же стихла и про себя злится за опоздание. Но уехать надо сегодня. Решили сразу же двинуть в село Новодевичье за 20 километров, где можно сесть на большой пароход, а не местный. Узнали расписание — оно подходящее.
    
Купили большой арбуз и дыню «колхозницу». Проехали Климовку и по-над Волгой двинулись в Новодевичье. Съели дыню. Настроение у Варюши быстро изменилось к лучшему, особенно когда попали в красивые места с видом на Волгу. Она даже потом радовалась, что мы опоздали на пароход и поехали в Новодевичье. Не обошлось и без происшествий. У какой-то деревушки Маруся (наша возница) решила сократить путь и поехала не через мост, а через ручей и трясину. В результате лошадь по самое брюхо залезла в трясину, и её всё глубже и глубже стало затягивать. Маруся растерялась и убежала.
    
Лошадь спешно распрягли и вытащили на берег с её же помощью. От грязи из белой кобыла стала чёрной. Теперь из трясины надо вытаскивать и телегу. Провозились долго, сильно измазались, но, в конце концов, труды наши увенчались успехом. И смех и горе. Подкачали обе Маруси.
    
В селе Новодевичьем базар прямо на пристани. Но всё дорого. Пароход придёт в два часа. Билеты давали только в 4-й класс, по решению Вари решили взять. Сделал фото на фоне парохода. В начале третьего на большом пароходе «Карл Маркс» (Рыбинск — Астрахань) выехали в Куйбышев. Варюша на пароходе ехала первый раз. Я объяснял ей дорогу и наслаждался последними часами с ней. Она сожалела, что пароход идёт так быстро. Сложно насмотреться на Варюшу на два месяца вперёд. Нас и здесь принимают за мужа и жену. А Галка всё злится. Как она не понимает?
    
Наконец, Куйбышев. Он показался слишком близко, сократив счастливое время совместного с Варюшей пребывания. Ведь Варюшечка уезжает в Москву моей невестой.
    
В Куйбышеве на вокзале вещи сдали на хранение, и пошли в город. Билеты в кассе на поезда были, но ждать долго. В городских магазинах пусто, кое-как набрали на дорогу. Зашли в молочную поесть на дорогу и выпить кофе. На вокзале началось изнурительное ожидание билетов на скорый поезд № 15. Ходили с Варюшей по вокзалу, сидели на лавочке перед вокзалом. Слёзы как-то сами собой навёртывались на глаза. Родная бесценная моя Варюшечка, как я её люблю!


*****
(1) Картирование – процесс нанесения объектов на географическую или звёздную карту, изготовление карт.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/17/2065