Дневниковые записи. 1938 год. Часть 92

Михаил Ильич Суббота
Часть 92


ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА. Лето 1938 года. Продолжение. (Начало записи о практике с Части 83).



8 августа 1938 года. Сызрань — Шигоны — Усолье.
Встали рано утром, быстро умылись, поели и пошли на автобазу дожидаться автобуса. Автобус ремонтировался, должен был выехать не раньше 10:30 утра. До этого срока я с Варюшей и Галей ещё раз прошлись по городу.
   
Наконец, мы в автобусе. Едем быстро. Я с Варюшей сидим сзади. Объясняю ей дорогу и некоторые места вроде нефтепромысла, речек, деревень. К часу дня приехали в Шигоны. Здесь плотно пообедали, попили хорошей шигонской воды в бутылках. Тронулись в путь. Я предложил опять ехать через Муранку — дорога более дальняя, но красивая. Едем медленно. Я сижу с Варюшей. Варя всю дорогу пела, шутили, смеялись. Иногда я умудрялся с Варюшей поцеловаться. Часов в шесть вечера приехали в Усолье. Варюшечка в Усолье! Как я ожидал этого дня!
    
Нашёл для Варюши и Гали хорошую комнату у старухи (через несколько домов от нашего), отдал Варюше свою койку, а Гале — вторую, несколько поломанную. Купили яиц, принёс примус. Разложились, поели. С дороги устали, и поцеловаться мы сумели только при прощании в передней. Ночь звёздная, холодная.

9 августа. Усолье.
Рано утром зашёл поцеловать Варюшечку и поехал на работу (на Уркину гору за реку Усу). Вместе с Сергеем Козленко описывали правый крутой берег Усы. Домой прибыли к шести часам вечера. Девчата пошли в баню. Я также забрался туда после них, затем побрился и пошёл к ним есть яичницу со свининой.
    
Вечером сидели на скамейке перед домом и целовались. На завтрашний день договорились на Усинский курган ехать с ночёвкой вместе с Варюшей. А иначе нам приходится быть вместе очень мало. Варя сказала, что они сегодня лазили на гору Светёлку, загорали там, затем были в парке.

10 августа. Усолье — Усинский курган.
Утром нагрузились одеждой, инструментами, пищей и поехали с Козленко, Варюшей и Галей на Усинский курган (гору Лепёшку). Ехали скалистой нижней дорогой через Гришкин овраг, и попали в Берёзовку, купили яблок и лугами вброд через реку Усу доехали до Усинского кургана.
    
Дорога для меня была замечательной, Варюшечка такая нежная и хорошая. Все вещи с телеги сложили в живописную нишу в скале, скрытую небольшими деревьями. Под этой нишей нас никакой дождь не достанет.
    
Затем взялись с Козленко за подробное послойное описание Усинского кургана с подробным отбором образцов. Я предложил это проделать для того, чтобы потом материалы петрографическим способом обработать вместе, но основная часть работы будет лежать на Козленко, так как у меня и без этой научно-исследовательской работы много дел. Сергей согласился. Выдержит ли он?
    
Пока мы работали, Варя с Галей стирали бельё в Усе, спали, варили картошку. Галка невероятная лентяйка и ворчунья. С ней очень тяжело. А с Варюшей так хорошо и легко.
    
Обед состоял из картофеля с маслом и хлебом, и чая. После обеда опять с Сергеем до самого вечера занимались описанием доломитов и известняков. Перед заходом солнца пошёл дождь, приближалась гроза. Сначала хотели ночевать на лугу в сене, но, видно, придётся оставаться здесь. Варя немного боится ночевать в скалах. Гроза прошла мимо. Становилось прохладно.
     После чая на нас налетели тучи летучих мышей, не давая докончить кисель и яблоки. Варя их очень боится; я взялся «защищать» её от «зверья». Наш извозчик Витька вооружился палкой и сшиб трёх мышей. Одну я взял и показал Варе, доказывая её безобидность. Витьке же больше не дали убивать мышей. Появились комары, а летучие мыши, как известно, лучшие помощники по уничтожению комаров. Ночь звёздная и с жутким холодом. Слышно, как внизу у реки лошадь жуёт сено. От остывших скал несёт ледяным холодом. Но вначале нам с Варюшей было даже жарко: как только соседи заснули, мы вплотную приблизились друг к другу и горячо целовались. Настоящее даже превзошло мои мечты! Это больше, чем счастье.

11 августа. Усинский курган — Молодецкий курган (на Волге) — Усолье.
С восходом солнца вновь принялись с Козленко за описание Усинского кургана. Холодный свежий воздух и пока не греющее солнце способствует работе. Варюшу с Галей укутали всеми одеялами и дали им возможность выспаться. В семь часов завтракали, затем снова работали.
    
Варя с Галей забрались на самую макушку горы Лепёшки и у берёзки загорали. К 12 часам дня мы с Козленко описали всю 65-метровую пойму. Сделали последние фото на Лепёшке и поехали на Волгу к Молодецкому кургану. Сильно устали, жара действует изнурительно, и даже Волга не радует. Галка превратилась в зверя. Варя тоже капризничает. Не захотела сниматься. На Волге даже купаться не стали — не понравилось им каменистое дно. Поехали обратно.
    
На обратном пути Варюшечка опять стала прежней любимой Варюшей. В Берёзовке купили яблок. В Гришкином овраге, не останавливая телегу с лошадью, я на ходу для Варюшечки набрал немного лесных орехов и мелких диких ярко-красных яблок. Перед самым заходом солнца приехали в Усолье.
    
Поздно вечером до самой ночи я сидел с Варюшечкой в её комнате на кровати. Слов не надо было... было так хорошо...

12 августа. Усолье.
С утра пошли с Варюшей, Галей и Митричем в совхоз выписывать продукты. Провозились долго. На небе — палящее солнце, душно.
   
С утра собирались ловить бреднем рыбу, но Тихон под самыми различными предлогами оттягивает это мероприятие и пытается сорвать. Всё же Петру Фёдоровичу и Митричу удалось вырваться и наловить рыбы. Мы же с Сергеем и девочками пошли купаться на Данилово озеро купаться и сниматься. Варюшечка прямо совсем моя.
    
По поводу рыбалки выпивка с ухой и жареными карасями. Собралась большая компания. Варюшечка была за хозяйку. А к вечеру по всей деревне пошёл слух о свадьбе: нас с Варюшечкой женили. Варюша об этом слухе мне сообщила немного позже, на лугу у сена, куда мы с ней пошли. Сообщила, не протестуя против слуха. А я был бы очень рад, если бы это действительно был бы день моей с Варюшечкой свадьбы. Почти полночи провели на лугу у сена, крепко обнявшись и разговаривая о прошедших днях.
    
Тихон Сазонов предложил было мне ехать (он заболел) в Куйбышев на машине М-1 с проектом крелиусного бурения структуры. Я сначала согласился с тем расчётом, что я поеду с Варюшей. Но Варя наотрез отказалась — неудобно. Но потом сама захотела. К сожалению, было поздно. А то после «свадьбы» состоялась бы «свадебная прогулка» в Куйбышев.

13 августа. Усолье.
С утра поехал за речку Усу искать выходы от найденных высыпок между Уркиной горой и Лепёшкой. Район оказался очень трудным: сплошь покрыт кустарником. В одном месте через такой кустарник еле пробрался, к концу выдохся. Лошадь с возчиком должна была меня дожидаться у Лепёшки. Но сколько не искал, лошади не нашёл: Колька куда-то удрал. Заходил в пещеру-нишу, где мы ещё недавно ночевали с Варюшей и компанией. Перешёл вброд Усу и быстро пошёл домой.
    
С Варюшей ходили купаться на Данилово озеро, потом долго сидели дома на кровати. Галка немного занялась с Митричем, и нам не мешает, и меньше ворчит. Невозможный человек. Назавтра после работы договорились с Варей идти на Волгу.

14 августа 1938 года. Усолье.
С утра с Митричем осмотрели площади в верховьях Студёного оврага. Дали рабочим задание рыть шурфы и пораньше приехали домой. Собрались ловить рыбу, но потом раздумали и пошли на Волгу — Митрич взялся нас провести. Сначала шли лугами с озёрами-старицами, затем вброд (я с Митричем в сапогах) грязную вязкую Воложку, потом пошли ивняком. Вскоре дорога окончилась (по ней с лугов вывозят сено) и мы пошли наугад по указаниям Митрича.
    
Очень интересен песок для рукава Волги. Он здесь лежит в виде высоких волнообразных грядок, иногда со стенками до 1,5 метра высотой. А трёхметровый очень густой, ровный ивняк просто поражает.
    
Хоть и прошли четыре километра, Варюша и не думает об отдыхе. Стало вечереть. Митрич крутит по Ивняку и никак не найдёт дорогу до Волги. На одном озере спугнули двух уток, а летающих там  масса. То и дело в разных местах слышны выстрелы охотников. Наконец, вышли на край леса и увидели километрах в двух через огромное поле молодого ивняка Волгу с идущими по ней белыми пароходами и баржами. Солнце зашло, о Волге уже думать не приходилось. Поели яблок с хлебом, отдохнули и быстро в густых сумерках пошли обратно. Но начался лес, поросший внизу густой двухметровой крапивой. Мы с Митричем утрамбовывали эту крапиву для дорожки девчатам.
    
Настала ночь, дороги не видно. Деревья и кусты страшно и жутко глядят на путников. Варюша боится, жмётся ближе ко мне. Речку Воложку переходили с жутким смехом. В сапогах Митрича я перевёл через Воложку сначала Галю, затем Варюшу и третьем перешёл Митрич. Сапоги почти до конца (голенища) застревают в густой грязи, я поочерёдно вытаскивал одну ногу  за другой — и так мы дошли до берега. Отсюда лугами по прямой дороге пошли веселей. Варя стала громко петь все знакомые ей песни. Какой огромный у неё их запас! Я шёл и в глубине души гордился своей замечательной Варюшкой.
    
Дома, в постели, Варюша почувствовала себя плохо, говорит, что слишком много съела яблок, поэтому сильно болит живот.

15 августа. Усолье.
Рано утром зашёл к Варюше. Она серьёзно больна. Есть ничего нельзя, мутит, болит живот. Но слабительного упрямо не принимает. Попыталась, но вырвала. За Варюшей я ухаживал до 12 часов дня, поил её горячим чаем.
   
Поехал описывать шурфы в Заводском овраге. Возвратился домой уже к трём часам, торопился к больной Варюше. Не отходил от неё до тех пор, пока она не уснула. Весь вечер опять нахожусь с ней. После поцелуев она сказала, что ей стало намного лучше. Пила чай. Долго меня не отпускала, чему я был очень рад. Не вовремя Варюша заболела, надо скорее поправляться. Если завтра утром лучше не будет, позову врача.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/17/2046