Дневниковые записи. 1938 год. Часть 87

Михаил Ильич Суббота
Часть 87


ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА. Лето 1938 года. Продолжение. (Начало записи о практике с Части 83).



27 июня 1938 года. Усолье.
Опять холодная дождливая погода. Сегодня я осмотрел шурфы в Заводском овраге, объехал всю Елшанку, где в долине обнаружил прекрасный торф толщиной до 60-70 сантиметров, а  по берегу выше — чистые кварцевые пески, вполне пригодные для бутылочного производства для нужд Куйбышевского пивоваренного завода и завода минеральных вод. Пришла идея получше их разведать и написать статейку в районную газету о возможном использовании торфа, и другую — в областную, о стекольном производстве.
    
Получил письмо из дому от отца, ничего нового не пишет. А я хотел бы получить письмо от Варюши. После отосланного ей вчера письма я чуть-чуть успокоился, но это не надолго.
    
Вечером все наши пошли на Усольскую Воложку ловить рыбу, я же занялся своими личными делами и подготовкой к фото-проявлению.

28 июня. Усолье.
Вся компания во главе с Сазоновым отправилась на Светёлку. Практиканта Митю я отвёз описывать шурфы на бугре Зверинец и составить его разрез; сам поехал по лесу в сторону Сытовки и осмотрел верховья Тёплого (Карловского) оврага и сейчас, пока пасётся лошадь, делаю записи: двинем вниз по оврагу на поиски плёнок «нефти» (были указания). В лесу у сторожки лесника глинистая карбонатная почва резко сменяется песчанистой, и вместе с этим лиственный лес сменяется сосновым. Очень наглядный пример зависимости растительности от горных подстилающих пород, создающих почву.
    
От Карловки поехал по берегу реки Тепловки. Напротив Карловки у моста  обнаружил карьер белого кварцевого песка. На реке Тепловке в роднике были признаки нефти (плёнки). Плёнки оказались железистыми.
    
Что-то сегодня я сильно устал. Приехал домой рано, в 5 часов. У Петра Фёдоровича несчастье: неожиданно при укладке инструмента понесла лошадь, раскидав весь инструмент и разбив все ящики; но кипрегель(1) случайно остался цел, разбился только его верхний уровень. Лошадь остановилась случайно — влетела в полевой сарай и со всего размаху прижалась к его стене. Отчего взбесилась лошадь — неизвестно.
    
От Варюши опять нет письма. Но у меня какое-то предчувствие, что оно будет завтра. Вечером с Сергеем занимались накопившимися образцами — их накопилось много и надо упаковать.

29 июня 1938 года. Усолье.
Сегодня изменился мой район работы: поехал описывать Шоркин овраг. Со вчерашнего вечера нас хинизируют — по два раза в день принимаем хинин (от малярии).
   
Устье Шоркиного оврага находится у Усольской Воложки. Овраг большой, поросший лесом. В его устье были обжигательные печи: лет 20 тому назад здесь один промышленник разрабатывал делювиальный известняк(2) (так как меньше затрат на его разработку) и обжигал. А во время половодья грузил известняк на баржи, которые в это время могли подходить к Шоркину оврагу, и отправлял в разные стороны.
    
Получу ли от Варюши сегодня письмо? Вчера она сдавала историю, наверно, на «отлично». Впрочем, это зависит от её душевного состояния. Мои письма она должна была уже получить. Сегодня у неё первый полностью свободный день. Наверно, будет сидеть дома и отдыхать. А с завтрашнего дня... Что будет она делать с завтрашнего дня?.. Я стал почему-то очень ревнивым. Хотя, впрочем, это понятно, почему.
    
Приехал с работы поздно; письма мне нет. Дело принимает плохой оборот.

30 июня. Усолье.
Сегодня обследовал Гришкин овраг. Отвёз рабочих и поставил их рыть шурфы на Караульной горе. Исключительно жаркий день, здорово изнуряет. В садах поспевает вишня. На обратной дороге при спуске к речушке неожиданно отлетела оглобля, и нашу телегу чуть не разбило, хорошо, что склон был не длинный, и один рабочий успел остановить лошадь.
      
Сегодня я с полной уверенностью ожидал письмо от Варюши, и опять не получил. Значит, на моё письмо от 22 июня она не ответила. Не мог ждать дальше и написал ей письмо. Она мне перед отъездом говорила, что она чересчур много любит: «Много любишь — избалуешь». Я ей ещё тогда хотел сказать, что это я её слишком сильно люблю и поэтому она недооценивает мою любовь. Сегодня я ей это написал. А потом сказал словами Алексея Толстого:

                Когда кругом безмолвен лес дремучий
                И вечер тих;
                Когда невольно просится певучий
                Из сердца стих;
                Когда упрёк мне шепчет шелест нивы
                Иль шум дерев;
                Когда кипит во мне нетерпеливо
                Правдивый гнев;
                Когда вся жизнь моя покрыта тьмою
                Тяжёлых туч;
                Когда вдали мелькнёт передо мною
                Надежды луч;
                Средь суеты мирского развлеченья,
                Среди забот,
                Моя душа в надежде и сомненье
                Тебя зовёт;
                И трудно мне умом понять разлуку,
                Ты так близка,
                И хочет сжать твою родную руку
                Моя рука.

    
Тоска невероятная. Работа её не заглушает, тоска мешает работе — какое-то унылое и приговорённое состояние.
    
Кончается июнь. Завтра Сазонов поедет в Шигоны в банк за деньгами, Салтыков — за семьёй. Поэтому весь вечер сидели за составлением ведомостей, отчётов и т. п.
    
Неожиданно выяснилось, что Салтыков не может работать с разбитым  кипрегелем (после аварии с телегой), поэтому кому-нибудь надо ехать в Куйбышев за новым прибором. Сазонов хотел послать Козленко, но я выразил своё желание ехать в Куйбышев. Этим я преследовал две цели: во-первых, в дороге очень много забот и новых впечатлений и немного забываешься, меньше думаешь о своих переживаниях, а во-вторых, хочу разведать ближайший путь на Куйбышев через Климовку по Волге, а в Куйбышеве в аэропорту узнать расписание самолётов в Москву, стоимость. Всё это на случай поездки в Москву, если с Варюшкой дело уладится. Если нет, в Москву я не поеду, там мне делать будет нечего.

1 июля. Усолье.
Жаркий день. Утром проводили Тихона Сазонова и Петра Фёдоровича Салтыкова в Шигоны. Потом поехал обследовать восточную часть Берёзовской гряды. Домой вернулся рано: надо приготовиться к отъезду в Куйбышев. Пошёл на почту. Опять нет письма. Ожидал, что Варюша всё же после сдачи истории (28.06) напишет мне, но она не написала. Впрочем, это ещё неизвестно: я получил письмо от матери, которое было написано 26 июня. Между прочим, мама пишет, что Варюша два раза была в Тарасовке, хотела приехать 30 июня. Приедет ли? По-видимому, нет.
    
Побрился, приготовил вещи. Темнеет. Сейчас уже 10 часов вечера. Через четыре часа надо выезжать в Климовку (12 км) и потом в Куйбышев. Спать буду в Куйбышеве. Заботы отвлекут от неприятных дум.

2 июля. Усолье — Климовка — Куйбышев.
В два часа ночи меня разбудил приехавший с подводой возчик. Ещё темно. Но уже потихоньку потухают звёзды. Сквозь лёгкий просвет выступают силуэты домов. Начинает светать. Холодно. Лошадь по холодку бежит быстро. Усолье позади. Спускаемся в пойму Волги. Сады. Старые ивы. На речке Тепловке небольшая запруда с водяной мельницей. Уже почти светло. Небо порозовело, потянуло холодком, а с реки тёплым воздухом как парным молоком. Старицы Волги.  Впереди меловые горы и за ними Климовка. Берега Волги песчаные, с большими пляжами. Вода прохладная, прозрачная, быстрая. У пристани виднеются меловые отложения, и дальше стоит меловой завод. Парохода пока нет.
   
Показался мой пароход «Кольцов» до Куйбышева. В 6 часов утра выехал. Билеты были только в каюты 3-го класса. Вниз по течению пароход плывёт быстро. Берега у Волги низкие. Справа песчаные берега, а дальше пойма, поросшая большими ивами и тополями. Вдали виднеется гора Светёлка и Усольско-Берёзовская гряда.
    
В одном месте появилась скала, живописно выдающаяся вперёд  с огромным портретом Сталина, нарисованным на ней и видимым за много километров. Наконец, Жигулёвские ворота. Я ожидал увидеть что-то необыкновенное, но ничего не заметил. Может быть, Жигулёвские ворота более эффектны, если ехать вверх из Куйбышева? Горы здесь сплошь изрезаны канавами Волгостроя (геологами). Ведь здесь будет построена крупнейшая гидроэлектростанция.
    
Порт Куйбышева. В городе несносная жара, пыль. В тресте получил новый уровень для кипрегеля, поговорил с Шитовым (из топографического цеха), затем зашёл в бухгалтерию, в секретариат. Кое-что осталось сделать назавтра. Ночевать буду в общежитии на ул. Володарского, 50. Поехал в город. С пивом пообедал.
    
В Художественном театре на Куйбышевской улице идёт картина «Маленькая мама» с участием Франчески Гааль. Решил посмотреть, Варюша советовала, да и сам я хотел увидеть её. Музыка в фойе меня расстроила, опять стал думать о Варюше — что она сейчас делает? А до кино написал на бульварчике у памятника Ленину длинное письмо Варюше и отправил. В письме я уже ничего не просил, просто написал, чтобы мне легче стало, не мог не писать. Не хочет она писать — не надо, а я всё же буду понемногу писать.
    
Картина хорошая, особенно игра. Смотрел и вспоминал рассказанное Варюшей. Глаза слипаются от бессонной ночи, но это всё ничего. Хочу завтра выехать в Усолье, пароход пойдёт в пять часов вечера.

*****

(1) Кипрегель (нем. Kippregel), геодезический инструмент для прочерчивания направлений и определения расстояний и превышений при мензульной съемке. Мензульная съёмка - вид топографической съемки, осуществляемой с помощью кипрегеля и мензулы; в процессе мензульной съемки план с горизонталями создается графически непосредственно при съемке местности.
(2) Делювий (от лат. deluo — смываю) (делювиальные отложения), скопления на склонах и у подошвы возвышенностей продуктов выветривания  горных пород, смытых талыми и дождевыми водами.

*****

Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2012/01/17/1934