В чем ошибся Эрик Берн? Научно-популярная статья

Жанна Кусмеш
  В чем ошибся Эрик Берн? Авторская интерпретация трансакционного анализа Э.Берна.


      
           Всемирно известный американский психотерапевт Эрик Берн предложил анализировать мотивацию поведения человека при помощи трансакционного анализа (ТА). 

           Эта теория изложена в книге Эрика Берна «Игры в которые играют люди». СПб., Специальная литература, 1995.
         
           По Эрику Берну, человек в каждый момент времени может находиться в одном из трех Эго-состояний: Родитель (Р), и Взрослый (В) или Ребенок, Дитя (Д) и реагировать в соответствии с этими программными установками.
          
 
           РВД-теория предполагает, что поведение человека, находящегося в состоянии «Я-Родитель» напоминает поведение ответственного родителя, который опекает ребенка и контролирует ситуацию с позиций морали.
          
           Реагирование человека из состояния «Я-Взрослый» характеризуется рациональным поведением, основанным на чистой логике и чётком анализе фактов.

           Что касается, «Я-Дитя», то, по мнению, Эрика Берна, - это презентация эмоциональной сферы человека, которая выражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности его потребностей.

           Поведение человека в Эго-состоянии «Дитя» («Ребенок») Берн сравнил с поведением ребенка, который действует спонтанно, без учёта морали и логики.

           В целом, эта знаменитая теория Эрика Берна великолепна, и она хорошо работает на практике в части выявления конфликтов для общения.

           Однако я не могу согласиться с тезисом Берна о том, что человек в конкретный момент бытия находится в каком-то одном из этих Я-состояниях (РВД), когда одно из них берёт верх над остальными. 

           По моему наблюдению, личность оценивает поступающую информацию об окружающей среде одновременно и одномоментно сразу из этих трех активных Эго-состояний – и как Родитель, и как Ребенок, и как Взрослый.

           То есть, реагирование на конкретную ситуацию происходит путём  одновременного оценивания её на предмет удовлетворения потребностей на всех РВД-уровнях в форме взаимодействия этих форм самосознания.
         
          Человек как целостный и разумный индивид реагирует комплексно на конкретную информацию сразу на уровнях своего эмоционального, рационального и  нравственного Я.
            
           Если бы эти реакции были только из какого-либо одного Эго-состояния, то поведение человека не было бы целостным и адекватным, поскольку интеграция логики, морали и чувств создают единство человеческой личности. 
       
           По моему мнению, отличному от Берна, не только «Я-Ребенок» выражает эмоциональное состояние человека, но и «Я-Родитель».

           Я считаю, что «Я-Родитель» воплощает в себе отрицательные эмоции субъекта (страх, гнев, вину, обиду, стыд), которые он транслирует на уровень «Я-Ребенок» в необходимых случаях.

           Напротив, «Я-Ребенок» содержит положительные эмоции (удивление, радость, интерес), благодаря которым и создается мотивация к действию. 

           «Я-Родитель» (аналог СуперЭго и совести у Зигмунда Фрейда) – это искусственная подструктура личности, которая содержит негативные эмоции как санкции на случай невыполнения моральных норм и предписаний общества.

           Эго-состояние «Родитель» символизирует культурный слой личности, а также сознательные и бессознательные установки родителей и прародителей индивидуума относительно поведения в социуме.
         
           Эго-состояние «Родитель» содержит также предостережения, связанные с безопасностью ребенка во внешней среде, которые передаются «Дитя» через эмоции страха и тревоги.

           Эти негативные эмоции считываются уровнем «Дитя» на бессознательной основе, поскольку в силу отсутствия достаточного опыта ребенок полностью доверяет своим родителям.

            Что касается психической инстанции «Я-Взрослый», то на этом уровне сознания сосредоточена только бесстрастная логика человека, без каких-либо чувств, фактически - математика мозга.

            Говоря о сущности этих подструктур личности, РВД-уровни можно интерпретировать как:
            
            Я-Дитя – «хочу/не хочу» (потребности);
            Я-Взрослый– «могу/не могу» (возможности, польза);
            Я-Родитель - «надо», «можно/нельзя» (мораль, угрозы).
          
            Постоянное желание и всеобщий интерес «Ребенка» - это ответ «да» на конкретное предложение другого человека, а неуверенность, подозрения и опасения его «Родителя» - это ответ «нет», «можно» или «нельзя» на то же самое предложение. Если на этих уровнях сознания (Р-Д) не достигнуто согласия, коммуникации людей (взаимной трансакции) не будет.

            «Родитель» должен разрешить «Ребенку» этот контакт, это действие, а «Взрослый» одобрить его с позиции пользы и продуктивности.
               
            Таким образом, «Я-Дитя» (положительное мировосприятие) и «Я-Родитель» (негативный опыт коммуникаций) – это конкурирующие подструктуры личности, которые постоянно конфликтуют друг с другом.   Это часто ощущается как борьба мотивов.
          
            Эго-состояние «Я-Дитя» (положительные эмоции Я) можно вызывать через формирование интереса (ответ «да, хочу»), когда удаётся найти неудовлетворенные потребности индивида.

            Основная проблема – преодолеть волнение «Родителя» за безопасность и нравственность «Ребенка», которая выражается в общей оценке  возможного поведения «Ребенка» через внутренние ощущения «можно/нельзя».
 
            Моральная оценка «Родителя» выражается также через диаду «уважаю/не уважаю», поскольку это связано с репутацией человека и соблюдением социальным норм общества. 

           «Я-Родитель» - это оценочная функция психики, с тем, чтобы принцип удовольствия (желание) и принцип реальности (отсрочка удовлетворения) не вступали в излишнее противоречие, поскольку фрустрация потребностей приводит к потере мотивации.

           Оценочная подструктура личности - «Я-Родитель» совместно с позитивной частью психики - проницательным и искренним «Я-Ребенок» через интуицию «Ребенка» и опыт «Родителя» совместно решают важный вопрос о достоверности поступающей информации -  «верю /не верю, доверяю/не доверяю». 

            Какое всё сказанное имеет значение для использования в психологической практике?
             
           Я уверена, что для получения удовлетворения от контакта с внешней средой и получения продуктивной обратной связи надо одновременно удовлетворять все уровни сознания (Р-В-Д) партнера по взаимодействию. 

           Итак, чего же хочет человек на уровнях «Ребенок», «Родитель» и «Взрослый»?

           На уровне «Я-Ребенок» мы хотим получить эмоцию радости, интереса, получить поддержку и похвалу («Молодец, классно!»).  Самооценка – вот что важно для «Дитя».

           На уровне «Я-Родитель» человек хочет, прежде всего, уважения и благодарности («Спасибо!») за заботу и труд.

           «Я-Взрослый» стремится к материальной выгоде, пользе для себя («Выгодно!»). 

           Чтобы коммуникация состоялась, и другой человек вступил с Вами в конструктивное взаимодействие, нужно сделать 3 действия:
            
           1) Похвалить (его «Ребенка»);
           2) Поблагодарить (его «Родителя»);
           3) Дать что-то материальное (его «Взрослому»).

           Одновременное удовлетворение этой группы Я-состояний через триаду – «Классно! Спасибо! Выгодно!» позволяет побудить другого человека к совершению действия, которое Вы от него хотите. 

          Человек принимает положительное решение вступить в продуктивный контакт с другим (дать что-то своё взамен) на уровне «Я-Взрослый»  только в том случае, если его «Родитель» и внутреннее «Дитя» согласованы и удовлетворены («Ребенка» похвалили, а «Родителя» поблагодарили).

           Когда Вы говорите о выгоде, пользе, Вы обращаетесь к «Я-Взрослый» человека, чтобы он логически оценил Ваше предложение.

          Однако, эта идея будет воспринята адресатом только в том случае, если его «Я-Родитель» оценит её как приемлемую с точки зрения морали и своего опыта, а «Дитя» почувствует удовольствие и радость, предвкушение удовлетворения своих потребностей, исполнения желаний.

           «Взрослый» хочет заработать. Но желание получить выгоду, материальную пользу должны сочетаться с удовлетворением потребности «Родителя» в уважении и самоуважении, а также с ощущением «Дитя» заботы о себе как проявлении любви.

           Итак, когда человек хочет контакта и вступает в контакт?

           Когда он получает удовлетворение сразу на всех трех уровнях своего сознания (РВД-уровни) в форме поддержки («Дитя»), уважения («Родитель»), выгоды («Взрослый»).

           Контакт с другими человеком будет продуктивен, то есть,  он даст что-то своё взамен, если он почувствует доверие, поддержку, уважение и пользу от этого контакта.

           Если хотя бы одна из трех инстанций не будет удовлетворена в предлагаемой коммуникации, контакт не состоится.

           Например, человек чувствует выгоду, но оценивает способ её достижения как аморальный.

          Либо человек чувствует уважение к себе, но не видит смысла тратить своё время на пустое времяпровождение (без извлечения практической пользы).

           Либо человек не чувствует возможности получить положительные эмоции в форме любви и заботы о нём, и поэтому готов воздержаться даже от выгодного предложения.

           В этом и состоит подлинная трансакция – когда идёт продуктивный обмен ресурсами, поскольку стороны заботятся об удовлетворении потребностей друг друга.

          Мне представляется, что Эрик Берн не доработал свою теорию в части практического применения по мотивированию людей к достижению общих позитивных целей.
         
          У Берна в основном описаны негативные коммуникации – как не надо общаться, как потратить жить впустую на психологические игры - это пересекающиеся трансакции, когда стороны не дают удовлетворения друг другу хотя бы даже на одном из уровней РВД.

          Такова моя личная интерпретация теории трансакционного анализа Эрика  Берна, которого я глубоко уважаю как выдающуюся личность и блестящего ученого-психолога. 

         
          Январь, 2012 год