Сказка о трёх сестрах и их отце

Ольга Шамшурина
Случилось это в очень давние времена, когда на земле из фруктовых растений рос один лишь виноград. Владел тем виноградником богатый, умный, но злой человек.
Многому он научил людей. Научил их строить хорошие жилища, которые защищали от непогоды, изготовлять всевозможный инвентарь для работы. Хозяин виноградника научил людей шить добротную одежду, на всякую погоду. Всё бы хорошо, но научил он так же делать из ягод винограда вино, и тем посеял семя зла в сообществе людей.
Кажущаяся с первого взгляда благодетельность хозяина виноградника, на самом деле была маской. Человек этот был зол и мечтал весь мир подчинить себе, так, чтобы люди чтили только его одного, служили только ему, и всё в этом  мире принадлежало ему.
Жило в этом виноградном государстве одно семейство: отец, мать и три дочери красавицы. Много в округе было красивых девушек, но эти превосходили красотою всех. Волосы у них были золотистого цвета и сияли в солнечных лучах. Кожа на лице и руках была белоснежная. Из-под тёмных бровей смотрели на всех ярко-голубые, как небесная синь, глаза. Но самое привлекательное было то, что щёки у девочек имели цвет утренней зори, а губы такие алые, что и сравнить было не с чем. Изумлялись люди красоте сестёр. Девочки вскоре стали понимать это.
Старшая сестра возвеличилась в сердце своём, так, что смотрела на всех свысока. Средняя, напротив, была отменная кокетка и любила, чтобы люди кланялись ей. Младшая же оставалась доброй и ласковой, и всякому старалось помочь, чем могла.
Стали на девочек женихи заглядываться, подарки в дом приносить. Но не долго радость продлилась. Умерла их мать, изнурённая непосильной работой. Остались девочки на попечении отца, который целыми днями пропадал на винограднике, так как пристрастился, как и многие в тех землях, к вину, которым зачастую хозяин расплачивался за их труд. И так хитро хозяин дело поставил, что приходилось работникам всё больше и больше работать, чтоб заработать на вино. Зависимость от зелья затягивала (на это собственно и рассчитывал злой хозяин).
И вот, за долги хозяину, отец девочек отдал всё своё имущество. Потом отнёс приданное дочерей, которое с великим трудом собрала их мать. И когда уже платить было совсем нечем, подошёл к отцу-неудачнику хозяин виноградника и напомнил о неуплаченных долгах.
-Нечем мне платить, - взмолился отец. - Ты же знаешь. Я отдал всё. На прошлой неделе к тебе перешёл мой дом, и мы с дочерьми живём в амбаре.
-Врёшь ты всё, глупый старик, - расхохотался хозяин. - Ты очень богат, у тебя есть несметные богатства, это твои девочки. Они дороже всякого золота и драгоценных камней. Продай их мне.
-Зачем тебе мои девочки, они ещё маленькие. В работницы не годятся, в жёны тем более. Да и стар ты для моих дочерей.
-Глупый ты человек! Глупый! - воскликнул хозяин. - Я не могу быть старым. Ты говоришь такое, а сам даже не знаешь, кто я. Запомни, я вечен, и лучше не спорь со мной.
Он, взмахнув своим тёмным плащом перед лицом изумленного отца, тут же стал юношей с прекрасной внешностью.
-Ну, чем я не жених, - рассмеялся юный хозяин, - а вот твоя старшая дочь, уже годится в жёны. Ты просто не внимательный и не разумный отец. Но если ты примешь моё предложение, я прощу тебе все твои долги, и новых долгов у тебя никогда не будет. К тому же, я открою тебе тайну, очень важную для тебя и для меня. Ну, что, согласен?
-Да я... Это...- промямлил несчастный человек, не зная, что и сказать.
-Значит согласен. Прекрасно. Так вот слушай. Твой род не простой, в твоих дочерях проявилась могучая сила почина. То есть через каждую дочь в мир должно придти что-то новое. Такое иногда случается в природе. Верь мне, я давно живу на земле, от самого начала её, и много знаю. Я хочу, чтобы через твоих дочерей пришли в мир новые вина, которые, изведав однажды, невозможно было забыть. И жажда новых наслаждений заставляла людей искать эти вина. Мы вместе с твоими девочками обретём умение изготовлять эту радость.
-Зачем тебе это, хозяин, - взмолился отец, - ты и так поработил вином всё царство виноградных земель.
-Что мне моё царство, я хочу захватить весь мир. Чтобы отовсюду ко мне за нектаром счастья спешили.
-Счастья?! О чём ты! Вино приносит сплошные несчастья.
-Несчастья? Глупый ты человек. Несчастье, когда этого нектара нет, а когда есть, когда его употребляешь, это истинное наслаждение. Наслаждение - это и есть счастье. Запомни это! И не за этим ли ты пришёл сюда ко мне?
Я пришёл работать, а ты сам начал со мной разговор, хотел, было возразить отец, но промолчал. Он вдруг осознал всю ту угрозу, которая теперь зависла над ним и его дочерьми. Он думал, как спасти своих дочерей, как спасти мир, который ещё не знает зла, охватившего их земли - царство хозяина виноградника. И зло это планируется быть ещё более страшным.
-Ну, что молчишь? Я жду ответа, - проговорил хозяин-колдун, приняв свой прежний облик.
-Не могу я сразу дать ответа, - уклончиво проговорил отец, - я должен с девочками своими поговорить.
-Что ж, ладно. Я милостив. Даю тебе сроку три дня. Иди, работай, - хозяин стукнул тростью о свой сапог, повернулся и ушёл в свой дворец.
Озабоченный отец работать не стал. Потихоньку пробравшись мимо пьяных стражников, он ушёл в город, добежал до старого амбара, где теперь жили его дочери, и, не дожидаясь прихода посланников царских, вывел тайно дочерей из города, рассказав им всё, как есть.
К вечеру первого дня они дошли до границы владений хозяина виноградника и, поразмыслив немного, пошли в разные стороны.
Старшая дочь пошла на восток, и попала в горную местность. Там по склонам гор росли красивые леса и жили весёлые, умные люди.
Средняя пошла в западном направлении и попала в равнинные степи, где цвели прекрасные травы и жили задорные, слегка своенравные люди.
Младшая пошла на север и попала в края, где росли непроходимые леса, голубели озёра, величаво текли реки. Жили там добродушные и немного грустные люди.
Отцу досталось идти в южном направлении, то есть назад. Но не пожелал он возвращаться к злому хозяину, сел на камень у перекрестка четырех государств, и стал ждать своей участи.
Долго ждать не пришлось. К вечеру следующего дня явился в облике коршуна сам хозяин виноградника. И, обернувшись человеком, сказал.
-Глупый ты человек, хотел спрятаться от меня, и спрятать своих дочерей. Ты даже не представляешь, какой силой я обладаю. Со мной бороться бесполезно. Ты мог стать счастливейшим человеком, но отныне вечно будешь умываться горючими слезами.
Царь-колдун махнул своим плащом, и из глаз несчастного отца полились слёзы, невыплаканные слёзы страданий народных. Были эти слёзы сначала горьки и солоны, но от добросердечия отцовского, которое всегда было живо в нём, они посветлели, и серебристыми каплями потекли по щекам. Потом, эти капли превратились в поток, который захватил и поглотил человека. И образовался на этом месте родник, ставший истоком реки, которую назвали Ганг, по имени этого человека, что означало чистый сердцем, светлый, несущий жизнь.
Разозлился злой хозяин, что не удалось превратить отца трёх дочерей в источник зла, в новое зелье. Вернулся он в своё царство, намереваясь со временем отыскать и дочерей.
Весной нового года нашёл хозяин старшую из сестёр. Она находилась в окружении девушек-подружек, которые водили хоровод. Их весёлые голоса эхом разносились с горного плато, покрытого нежной весенней зеленью. Жители села отмечали праздник первого дождя и пели ему хвалебные оды.
Разгневался царь-колдун, хозяин виноградника, налетел на них чёрным вихрем. Сокрушил селения, повалил деревья, росшие на склонах гор, пустил лавины, погубил всех людей. А на старшую сестру налетел чёрным смерчем, поднял её высоко в воздух и бросил оземь, в надежде открыть в месте её гибели источник зловредный, дурманящий. Да только и здесь у колдуна ничего не получилось.
Гордая, но добрая девица, сердцем своим любившая весь мир, превратилась в яблоньку цветущую. Созрели на ней тут же яблоки и упали с ветвей, раскатившись вниз по горам, и выросло в тех местах множество яблонь. Было это в горах Алатау.
И по сей день, там произрастают прекрасные яблоневые рощи, послужившие родоначальницами многих известных сортов.
Рассердился царь-колдун, да ничего изменить не может, слаб он против доброты сердечной. Вернулся он в своё царство, ибо не доверял даже самому преданному управляющему, боялся, что тот даст поблажку людям, и урожай винограда небольшим будет.
На следующую весну полетел царь-колдун искать среднюю сестру. Та жила в прекрасных долинах, что раскинулись среди гор. Вместе с весёлым и жизнерадостным народом отмечали они праздник «Бартишор», что означало пазник цветов, пазник первого ландыша. Закончив первые полевые работы, посеяв злаки и многие огородные культуры, нарядные и счастливые люди праздновали и веселились.
Не терпел злой колдун веселья, не переносил радости. Гнев его в такие минуты становился неуправляемым и творил страшные дела. Вот и здесь, обрушился он на цветящуюся долину шквалистым ветром, ливнем и градом. Помчались по холмам и склонам селевые потоки. Смыли все посевы. Снесли на своём пути селенья, погубили всех людей. В среднюю из сестёр метнул колдун молнию огненную. Ударилось злое пламя о своенравное, но доброе, ласковое и любвеобильное сердце девушки и рассыпалось миллионами ярких искр.
Где упала такая искра, там вырос кустик низенький с белоснежным цветком, с золотистой, как волосы девушки, серединкой, которая потом превратилась в сладкую, красную ягодку, как алые губы девицы. Клонится спелая ягодка на тоненьком стебельке к земле, но не от слабости клонится, а от щедрости к земле никнет. От того стали её люди именовать земляникой. В разные места залетели искры, всюду эта ягодка растёт, но самая прекрасная на альпийских лугах в горных долинах вызревает.
Вновь вернулся колдун ни с чем в свои владения. Стал за виноградом следить, людей непосильным трудом изнурять. На следующую весну, полетел искать младшую сестру.
Та ушла в далёкие, северные земли. К тому времени узнала она от зверей лесных, птиц небесных про то, что случилось с отцом её и сестрицами родимыми. Поняла, что и её злой колдун не оставит в покое. Не пожелала девушка, чтобы люди, приютившие её, пострадали. Ушла она в дальние леса дремучие.
Зацветали в ту пору цветы, зазеленели леса и поляны. Наступило время силы проявленной, всякой: и злой, и доброй. Знал про это колдун и именно в такие дни пытался осуществлять свои замыслы коварные. В поиски сестёр он так же пускался в такие великие дни. Хотел он обратить девиц, имевших силу природную в злые источники. За долгую, вечную жизнь много раз ему удавались подобные коварства. Высчитывал колдун людей, с даром активного начала и обращал во зло: в травы ядовитые, несущие в себе тайные зелья, в мертвые источники, в руды, убивавшие всё живое. И тем коварнее получалось, чем злей и завистливей был человек в сердце своём.
После трёх неудач со старшими сёстрами и их отцом, колдун теперь надеялся на младшую сестру. В отличие от своих старших сестёр она была не такая красивая. Худощавая, маленького роста, она не шла в сравнение с изящным станом её средней сестры и прекрасной стройной фигурой старшей. Волосы у младшей сестрицы были обычного светлого оттенка, глаза серо-голубые. Только вот губы и щёки алели так же, как у её старших сестёр.
Отыскал колдун девицу в глухой тайге. Сидела она на поваленном дереве рядом с бурой медведицей и держала в руках маленького медвежонка, почёсывая того, как ручного котёнка, за ухом. Медвежонок урчал от удовольствия, и медведица тоже была довольна.
Разгневался хозяин виноградника и метнул в девицу огненную стрелу. Но, почуявшая недоброе, медведица, всполошилась, кинулась на защиту своего детёныша и перехватила стрелу. Вспыхнув голубым пламенем, медведица упала наземь, и из этого места стал бить родничок, вскоре заполнивший лесную  лагуну, именуемую в последствии «Медвежьим озером». Там, по сей день, плещутся целебные воды.
Рассерженный неудачей колдун, выпустил множество огненных стрел. Загорелся лес и выгорел весь в одночасье. Только девица возле родничка живой осталась и рядом с ней медвежонок малый. Подхватил их колдун на своё крыло и превратил в алую и чёрную грозди винограда. Затем раскрошил по ягодке и раскидал их по всему пепелищу.
Но и здесь ничего у злого колдуна не вышло. Выросли из зёрен алого винограда небольшие, гибкие кустики со скромными, неприметными цветочками, с алыми, сладкими ягодками, чем-то отдалённо напоминавшими гроздья винограда. Малиной прозвали люди эти вкусные дары леса, за маленькие ягодки, собранные в единою гроздь. В самых же чёрных, погорелых местах, где колдун медвежий, чёрный виноград раскинул, выросли кустики гибкие, когтистые, как лапки медвежонка, и ягоды чёрные, тоже на виноград похожие. Ежевикой именуют люди эту ягодку.
Ходят люди по лесу, собирают малину и радуются. Не надо  вверх  тянуться, когда яблочко срываешь, не надо и к земле кланяться, когда земляничку собираешь. Надо просто протянуть руку, и малинка тут как тут, спелая и сочная. Ведь характер у младшей сестры, по сравнению со старшими сёстрами, был самый добрый и любвеобильный. От того ягодки собирать просто, от того много их, а вкусом они другим не уступают.
Благодарят люди природу за дары такие, в малинниках песни распевают. И медведи любят малиной лакомиться, но и от ежевики не отказываются. И мало кто помнит, кто подарил им такое лакомство.
Вернулся после очередной неудачи хозяин в своё царство, в свой виноградник, а гнева унять не может. Испепелил он, в запале, зноем и засухой свою гордость, свой виноградник. Раскинулась на том месте пустыня Сахара. Все живительные родники и источники под землю ушли. Ждут своего часа, когда человек с большим, добрым сердцем воскресит их.
Люди, оставшиеся в живых, ушли с этих земель, унесли уцелевший виноград с собой, рассеяли его по всей земле, но и виноделие не забыли. Празднуют праздники с напитком хмельным, а когда меру забывают, то колдуна недобрым словом вспоминают. А ему только это и надо, не захотел он больше царствовать, привязываться к одному месту. Летает он, повсюду свои козни строит, то ураган, то пожар, то наводнение устроит. Особенно там он в злобе своей крепнет, где люди злые и завистливые живут, где сердятся друг на друга. А в местах, где люди с чистым сердцем обитают, ничего вечный колдун сделать не может. Все его козни, как лёд весенний в реке тают. Да и боится он добрых людей, ведь им все силы земные помогают.