Царская сельдь залом

Вадим Прохоркин
               
ЦАРСКАЯ СЕЛЬДЬ ЗАЛОМ

 
Вы когда-нибудь слышали, что есть такая сельдь – залом?  Я впервые услышал это слово от своей бабушки. Она рассказывала,  что была такая дорогая и очень вкусная селедка, которая называлась заломом, и которую из-за её высокой стоимости покупали только к большим праздникам.  Я знал, что есть тихоокеанская, атлантическая, норвежская, иваси, еще какая-то сельдь, а вот залом?... В общем, слово это крепко засело у меня в памяти,

Чтобы выяснить, что это за сельдь, при первой же возможности заглянул в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, но, к моему удивлению, никаких упоминаний о заломе в словаре не оказалось.  И всё же много позже, из различных источников, я выяснил, что это за такая сельдь залом. 

Залом - проходная рыба семейства сельдевых. Латинское название залома — сельдь Кесслера . Такое название сельдь получила в честь Карла Кесслера, описавшего её в своей книге «О сельдеобразных рыбах, встречающихся в Волге», изданной  в 1870 году. Еще залом называют бешенкой или черноспинкой.

Водится эта рыба в Каспийском море и является  самой крупной из каспийских сельдей, достигая длины до 52 см и веса 2 кг. В отличие от других каспийских сельдей (малоценных по вкусовым качествам), она имеет очень нежное мясо, содержит до 20 % жира и хорошо просаливается. За отменные вкусовые качеств её назвали «царской сельдью».

Что залом  действительно являлся царской сельдью свидетельствует тот факт, что на Высочайшем обеде в  честь коронации императора Александра III, данном  27 мая 1883 года в Грановитой палате Кремля для членов царствующего дома и правительства, наряду с такими рыбными изысками, как копчёные и солёные лосось, осетр, белуга, севрюга, нельма, белорыбица, сиг, сосьвинская и жупановская сельдь,  байкальский омуль, муксун и др. на столах стояли и блюда с заломом.

Засол этой сельди ведет свое происхождение еще из средних веков, когда на Руси появилась голландская сельдь. Тогда  способ ее засолки особенно пришелся по вкусу нашему народу и оказал влияние на засолку русских видов азовской и каспийской сельди, в том числе  и залома.

Бешенкой же эту сельдь называют по той причине, что во время нереста она сильно плещется в воде, а отдельные особи, как бы взбесившись, даже выбрасываются на берег - отсюда и народное название «бешенка». Эту сельдь легко можно узнать и по черной спине, поэтому её иногда называют «черноспинкой».

А откуда взялось название залом? Есть несколько версий происхождения этого названия. Первая версия заключается в том, что название залом произошло от понятия «заломный купец», то есть богатый, денежный, в переносном смысле – дорогостоящий, дорогой.   Вероятно, только такие купцы имели дело с дорогим, не всем доступным заломом.

Вторая версия -  название связано с размерами сельди. Обычная длина этой рыбы превышает расстояние от кончиков пальцев до локтя, и из-за своего размера сельдь не вмещалась в бочку, и её хвост приходилось заламывать. Отсюда и могло произойти её название – залом.

Интересную версию подсказал мне один из моих читателей. По его версии, селедку перед продажей измеряли ломом - так назывался деревянный брусок определенной длинны. Если размер сельди от головы и до кончика хвоста  выходил за лом, то есть превышал его длину, сельдь считалась качественной, и её отправляли на продажу. Такую сельдь и называли заломом

Залом постигла та  же участь, что и осетровых рыб. Косяков залома
на Каспии становилось всё меньше и меньше. Причиной тому были не только загрязнение моря и Волги, но и построенные на ней плотины. На нерест залом входит в Волгу и Урал, а до массового строительства гидротехнических сооружений огромные его косяки поднимались на нерест до Оки и Вятки.

Однако редкой рыбой залом стал еще в позапрошлом веке. Вот что писали «Московские ведомости» от 10 марта 1858 года: «Каспийская сельдь распространяется в России все больше и больше: она нашла себе дорогу даже в Петербург, где уже второй год находится в продаже. Вот про «залом» пока ничего не слышно. Теперь (увы!) настоящий каспийский залом — редкая рыба».

Каспийское море, славившееся не только заломом, но и осетровыми рыбами, всё больше и больше скудеет, и надежды на то, что если не мы, то наши дети и внуки будут лакомиться «царской сельдью», становится всё меньше и меньше. Однако где-то промелькнуло утешительное  сообщение, что в Саратовское водохранилище зашла селёдка "залом", которая  успешно ловится на любительские снасти. Дай-то Бог! Может и в Каспии появится залом, и тоже будет ловиться хотя бы на любительские снасти.

Долгие годы о заломе я ничего не слышал и в продаже залома нигде не видел. Возможно, залом где-то и появлялся, например, в Москве. Там залом могли поставлять в Елисеевский магазин, в котором отоваривалась партийная и советская элита. Возможно, хотя и мало вероятно, что в Елисеевском магазине залом появлялся и в свободной продаже.  Я в Елисеевском никогда не отоваривался, и, если заглядывал в него, когда работал   и учился в столице, то только для того,  чтобы полюбоваться его роскошным интерьером. В общем, эта сельдь была для меня чем-то вроде фантома, призрака. Вроде она есть, но вроде её и нет.

И всё же мне довелось увидеть наяву эту экзотическую сельдь и познакомиться с её непревзойденным вкусом.

Осенью 1958 года, я служил тогда в Йене в 29 танковой дивизии, входившей в состав 8 мехармии, меня послали в командировку сопровождать эшелон уволенных в запас военнослужащих срочной службы. Эшелон был сформирован из «телячьих» вагонов. Лишь много позже солдат станут возить в пассажирских. Из разных гарнизонов на станцию отправления привозили военнослужащих. Никаких нарушений дисциплины не было и не предвиделось, поскольку  все воины, отслужившие срочную службу, рвались домой,  и никто из них не хотел, чтобы за какое-то нарушение его сняли с эшелона и отправили назад в часть. Так что в этом отношении командировка была совсем не обременительной.

Штабной вагон находился в середине состава, рядом – вагон с кухней. Там, перед ужином,  открыли бочку с селедкой, в ней оказалась очень крупная и жирная сельдь, - как потом выяснилось, тот самый залом, о котором я когда-то слышал от бабушки. Так вот, когда нам, в штабной вагон, принесли эту самую  сельдь, и мы смогли оценить ее непревзойденный вкус, а я рассказал командиру эшелона о том , что мне о заломе когда-то рассказывала бабушка, он заинтересовался, как же такая сельдь, явно не предназначенная для солдатского брюха, могла попасть в эшелон, и  на первой же остановке вызвал для объяснений старшину хозвзвода, ехавшего в вагоне с кухней.

Старшина  доложил, что бочка с сельдью вместе с другим продовольствием была получена с армейских продовольственных складов, согласно выписанной накладной. Тогда мы решили, что «царская сельдь» была, очевидно,  предназначена для высшего командования армии или даже ГСВГ, а в наш эшелон попала по ошибке. Так или иначе - не нам разбираться, и если бочка попала к нам в эшелон, значит, нам повезло.

Выслушав доклад старшины, командир эшелона тут же распорядился, чтобы нам в вагон принесли столько залома, сколько хватило бы на все дни нашего следования в эшелоне. И  всю дорогу мы лакомились заломом, не забывая и «zu hundert», что в переводе с немецкого на русский означает «по сто граммов».

Это было мое первое и последнее знакомство с заломом. Больше такого везения не случалось, и отведать залом  еще разок не доводилось.

***
Залом (сельдь Кесслера)  удостоился чести быть изображенным на азербайджанской почтовой марке стоимостью в 10 манат.
Видимо и в Азербайджане эта сельдь хорошо известна и очень любима, если  её изобразили на почтовой марке. Снимок марки, взятый из Интернета, предваряет рассказ.




Январь 2012 г.

См.также: http://www.proza.ru/2012/03/06/1707