Психоакустика и психи

Стриж
  Существует такой профессиональный анекдот: "Звукорежиссер обращается к  певице, имеющей опыт общения своих ушей с медведем: - Дорогуша! Спой алфавит, как получится... А я уж потом как-нибудь без тебя обойдусь."
  В каждой шутке есть доля шутки, не так ли? Ведь каждый, кто знаком  с некоторыми плагинами к звуковым редакторам согласится, что выправить фальшивое пение не является проблемой. Однако, в этой статье я не собираюсь конкурировать в шутках с Петросяном :-) Речь пойдет о двух аспектах: мифы и реальность.
  Мифы.
  Музыканты, особенно из среды так называемого "русского рока" (кстати, одна моя подруга сказала, в чем отличие русского рока от западного: в первом случае конкретная "клиника" - непременно надо донести народу истину в первой инстанции и плевать на качество, во втором случае ...) Однако, у русских рокеров хороший тон - прописывать барабаны в Англии. На "Эбби Роуд" . Типо, там только это и возможно.  Вопрос от лоха, такого, как я: "Ребся на моциках без безика, а кто поймет, где там ваши кастрюли прописаны? У меня обычная аппаратура для слушания обычных звуков "Wharfedale" (сорри за понты! У меня банальный "Sven" на хате ...)  И что я пойму, вот интересно? Разве что, если в припеве очередной песенюшкё прозвучит задом наперед текст: "А мы барабаны в Инглише писали, бе-бе-бе!" 
   Как тут не вспомнить случай в моей студии! Приходит на мне на лейбл чел на рюмку английского чая с мажахедским брендом. И косит так подозрительно на энцифолограмму, что на мониторе: А зачем ты, друг, подрубил частоты свыше 18 кГц? Я ему - а тебе не все равно на частотный диапазон мастеринга? Он: ну ты ведь ограничиваешь людей... Я решил, что может быть на самом деле ограничиваю и включил генератор. Тест начался! Ставлю 7 кГц. Спешиваю товарища: слышишь? Тот: Слышу! Потом ставлю 12. Опять, зараза такая, слышит! 16 кГц... Слышит. Незаметно вывожу на пульте генератор в ноль. И что же? Гендальф отдыхает! Слышишь? Слышу...
  Вывод: проблема  называется "бутылочное горлышко". Это как в компах. Продавцы заманивают покупателей количеством ядер в процессоре. А то что материнка по шине едва угонится за одноядерником ... об этом я вам ничего не сообщал!! А то подошлют звероящера из одноименной песни гр. Крематорий.
  Разворот сюжета. Если ты пишешь звук, создай систему, где все элементы будут адекватны. Намного важней делать мастеринг в дискретизации 48 или 96, чем пить эль в английском пабе. Соло-гитара, прописанная в сельском клубе на фоне "инглишь-драм" звучит как древнее искусство народа Майя в свете квантовой физики.
  Реальность. Человеческие возможности в плане восприятия окружающей действительности ограничены естественным желанием не сойти с ума. Мы не слышим и не видим практически ничего. Жалкий диапазон звуковых частот: 20 Гц - 20 кГц с перепадом в 0,5 дБ, чем славились советские усилители звука типа "Бриг" - превосходят возможности восприятия растаманов с Ямайки. Но есть один существенный момент. Природа (конечно же - Создатель: Кришна, Яхве, Аллах и другие Тутанхамоны) прикололась. Человек легко определяет расстояние от источника звука от безопасного до не очень безопасного. Например, далекий вой волка определяется, как не близкий безошибочно. А близкое тихое рычание сковывает ужасом! В чем дело? А дело в гр. Rammstain!
  Если кто слушал эту группу, названием обязанную авиакатастрофе в аэропорте городка Раммштайн, заметил, что саунд концертных выступлений вялый, но студийная запись пробирает до костей. А тут весь фокус! Психоакустика. Расстояние до излучающего звук объекта нервная система определяет задержкой между низкими и высокими частотами. Это понятно, что 10 кГц быстрее доползет в отдавленные медведем уши, чем 40 Гц. Да и в любые органы слуха, кроме ушей звукорежиссеров , про уши которых ходят слухи, что у них там все как у змеи, укусившей себя за хвост. Что делают в студии Раммштайн. Грубо говоря, сносят диапазон низких частот в отдельную дорогу и на 0,2 миллисекунд перетаскивают в опережение основному треку. От того и ощущение, что  "Du hust" в центре твоей головы.
  Вокалистам. Поющий чел слышит себя двояко. С одной стороны - через уши. А с другой через черепную коробку. О резонансных зонах я распространятся не буду, хотя меня удивила одна преподавательница сценической речи в Челябинском "кульке": она умела говорить... спиной! Так вот... Во времена отсутствия "костылей" в виде микрофонов и наушников люди учились узнавать свой истинный голос, делая звуки в раскрытую Библию. Раньше эти книги издавались явно в формате А3... Слушали отроженку. ... Впрочем, в наше время "пузочесы", то есть барды или как их там, "избит гитарой желтой я улыбаюсь нежно" или "лыжи в печке горят...", уж точно не помню, настраивают гитары в полевых условиях таким образом. Подходят к дереву, извиняются. Потом настраивают свои в принципе не настраиваемые инструменты, слушая отраженный от дерева звук...
 Тук-тук... Тук-тук...  Проснись, Нео...

Сергей Стриж