2011 год -- особенный для миллионов почитателей творчества одного
из гениальнейших архитекторов за всю историю человечества – АНТОНИО
ГАУДИ. 85 лет назад перестало биться мятежное сердце этого великого,
абсолютно самобытного зодчего. Его шедевры потрясают своей дерзновенностью
даже сегодня, когда реальное время наконец-то догнало новаторское мышление пламенного барселонца, опередившего свою эпоху на многие-многие десятилетия.
МАГИЯ ХРАМА
Припоминаю своего приятеля, человека весьма неглупого и немало поколесившего по свету. На заре российского капитализма он сделал хорошие деньги на торговле лесом и как-то очень быстро уехал в Испанию, где купил дом на морском побережье и небольшой легальный бизнес. А потом увидел в Барселоне главную архитектурную жемчужину Антонио Гауди – собор САГРАДА ФАМИЛИА. Проходив вокруг этого восьмого чуда света несколько дней, он извел не один километр фото- и видеопленки. Но так и не смог уразуметь, чем именно пронзила его искушенное сердце эта немыслимая и пленительная помесь готики, барокко, модерна и еще чего-то невыразимого -- как бы дуновения Божьего! Повествуя мне об этом, он преображался: не особо нежный герой таежных горизонтов, одним своим рыком способный подавить бунт лесосечной бригады, начинал говорить чуть ли не стихами...
КАК ПРЕКРАСНО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ !
…Архитектор начал возводить храм всей своей жизни в 1882 году. Поначалу все шло прекрасно : муниципалитет Барселоны исправно выполнял свои финансовые
обязательства, жертвовать на строительство Саграда Фамилиа считалось хорошим то-
ном среди богачей всей Каталонии. А когда слава о необыкновенном храме, прославляющем божественное начало в человеке, разнеслась по Европе, денежные взносы пошли из многих стран Старого Света. Но денег все равно катастрофически не хватало! Антонио, глаза которого горели пламенем творческой и религиозной одержимости, по вдохновению заменял традиционные строительные и отделочные материалы какими-то немыслимыми, ему одному известными сочетаниями несочетаемого. Например , достаточно крупное пожертвование герцога Медина- Сидониа целиком ушло на длительные , дорогостоящие эксперименты по созданию небывалого, отродясь никем не слыханного «вещества Млечного Пути». Ругая «чокнутого архитектора» во всю мощь пролетарских глоток, рабочие отливали какие-то странные формы, похожие сразу и на звезды , и на струи водопада. А «чокнутый» раз за разом приходил в ярость при виде конечного результата и беспощадно калечил все кувалдой. Они терпели, пока Гауди хорошо платил. Но как только рука дающего оскудела, пролетариат в лицо высказал нанимателю всё, что о нём думает, и разошелся по своим текущим классовым
делам .Однако даже это не смогло остановить Антонио! В кровь сбивая пальцы,
ломая интеллигентскую спину мешками с песком и цементом , упрямец в одиночку отлил-таки «вещество Млечного Пути». Эти невыразимо прекрасные и
загадочные объемные композиции, как будто прилетевшие из другой Галактики, украшают портал собора. Но чего эта провидческая находка стоила самому зодчему,
его близким!
ОТДАЛ ВСЕ, ЧТО ИМЕЛ
В конце 19-го века Гауди был преуспевающим архитектором, баловнем судьбы и
общественного мнения. Он находился на вершине признания. Храм Саграда Фамилиа— не единственное его гениальное сооружение. Сегодня толпы туристов со всего мира приезжают в Барселону посмотреть и на другие жемчужины его творчества -- Дом Батльо , Парк Гуэль , Дом Педреро. Но ведь и при жизни гениального барселонца этими шедеврами восхищалисъ! И гонорары за их возведение были выплачены по тем временам просто баснословные. Почему же общепризнанный талант умер в полной нищете?
Спешу успокоить читателей: происки темных сил здесь ни при чем. Антонио Гауди
добровольно, по совершенно осознанному выбору вступил на этот мученический
путь и прошел его до конца. Все личные средства он не колеблясь вложил в строительство храма, завершение которого считал своим главным религиозным и
человеческим подвигом .Именно поэтому он на глазах превратился в неряшливого бедняка, целыми днями рыскавшего по городу в поисках денег, необходимых для продолжения строительства. Он просил буквально у всех, поэтому сограждане, завидев его на улице, перебегали на другую сторону : боялись, что Гауди начнет клянчить у них «хотя бы песету-другую».
БЫЛ ОЧЕНЬ ПОХОЖ НА БРОДЯГУ…
Слава отшумела, газеты давно не пестрели портретами Гауди. Поэтому когда в 1926 году городской трамвай сбил человека, очень похожего на бродягу, никто не признал в нем знаменитого архитектора собора Саграда Фамилиа. Сердобольным прохожим с немалым трудом удалось отправить раненого в бесплатную клинику для бедняков.
Друзья Антонио почувствовали недоброе к вечеру этого дня, когда он впервые за
многие годы не вернулся к скудному ужину. Охваченные тревогой, они начали систематические поиски в полицейских участках и больницах Барселоны . Один из
друзей был известным в городе врачом, и ему буквально на пороге клиники рассказали о сбитом трамваем бродяге, в кармане ветхого пиджака которого на-
шли библию в дорогом переплете. У пострадавшего был полуголодный вид и туго перебинтованные колени ( Гауди страдал артритом ). Сомнений не было : это Антонио! Войдя, друг обнаружил архитектора в убогой палате, на постели
с грязной простыней…
Опознанную знаменитость перенесли в лучшую палату , окружили заботами и комфортом. Весть о его плачевном состоянии мгновенно облетела город. Прелаты католической церкви во главе с архиепископом, почитатели таланта
Гауди,среди которых было немало надменных грандов и финансовых воротил,
заполонили больничные коридоры. Раздавались призывы перевезти больного в
самую дорогую частную клинику, но архитектор, придя в сознание, категорически
отверг этот план: он хотел умереть среди народа .
ВСЯ ИСПАНИЯ ПРОСИТ ПРОЩЕНИЯ
На следующий день газеты не только Каталонии, но и всей Испании вышли с аршинными заголовками , которые буквально вопияли гражданским гневом и
скорбью: как могли не уследить, почему не сберегли национальную гордость?
С искренним стыдом и раскаянием нация признавалась в тяжкой ошибке и просила
прощения у подвижника. Но Антонио ничего этого уже не увидел:
он скончался, сжимая в правой руке святое распятие…
В знак признания его трудов, сравнимых с подвигами Геракла, зодчий был удостоен
грандиозных похорон. Его тело было забальзамировано, Папа Римский разрешил по-
хоронить Гауди в крипте собора Саграда Фамилиа, который был не только его лучшим творением, но и смыслом всей жизни. На траурную церемонию собралось
такое множество народа, что уличное движение в Барселоне на много часов было
парализовано. И практически сразу же началась борьба почитателей этого великого
таланта за канонизацию Антонио Гауди, то есть за причисление его к лику святых…
ПОСТСКРИПТУМ ОТ ВЕЛИКОГО НИМЕЙЕРА
Через много лет после этих печальных событий 1926 года большой группе признанных в мире журналистов давал интервью несгибаемый коммунист и один
из крупнейших архитекторов 20-го века Оскар Нимейер. И напоследок живой
классик сказал: « Всю жизнь пытался сопоставлять себя с Антонио Гауди и только недавно понял, что все мы по сравнению с ним сущие младенцы!!!»
Сергей ЗАХАРОВ 3