Гауди тернистый путь гения

Сергей Захаров 3
2011 год --  особенный  для  миллионов   почитателей  творчества  одного
из  гениальнейших  архитекторов за   всю  историю   человечества – АНТОНИО
ГАУДИ. 85  лет   назад  перестало  биться  мятежное  сердце  этого   великого,
абсолютно  самобытного   зодчего. Его  шедевры  потрясают  своей  дерзновенностью
даже  сегодня, когда  реальное  время  наконец-то  догнало новаторское  мышление пламенного    барселонца, опередившего   свою  эпоху   на  многие-многие   десятилетия.

МАГИЯ  ХРАМА

Припоминаю своего приятеля, человека весьма неглупого и немало поколесившего по   свету. На заре российского капитализма он сделал хорошие деньги на торговле лесом и   как-то очень быстро уехал в Испанию, где купил дом на морском побережье и небольшой  легальный бизнес. А потом увидел в Барселоне главную архитектурную жемчужину Антонио Гауди – собор САГРАДА ФАМИЛИА. Проходив вокруг этого восьмого чуда света несколько дней, он извел не один километр фото- и видеопленки. Но так и не смог уразуметь, чем именно пронзила его искушенное сердце эта немыслимая и пленительная   помесь готики, барокко, модерна и еще чего-то невыразимого -- как бы дуновения  Божьего! Повествуя мне об этом, он преображался: не особо нежный герой таежных горизонтов, одним своим рыком способный подавить бунт лесосечной бригады, начинал  говорить чуть ли не стихами...

КАК  ПРЕКРАСНО ВСЕ  НАЧИНАЛОСЬ !

…Архитектор  начал  возводить  храм  всей  своей  жизни  в  1882  году. Поначалу  все  шло  прекрасно : муниципалитет  Барселоны  исправно  выполнял  свои   финансовые
обязательства, жертвовать  на  строительство Саграда  Фамилиа  считалось  хорошим  то-
ном  среди богачей всей  Каталонии. А когда слава о необыкновенном  храме,   прославляющем божественное начало в человеке, разнеслась по Европе, денежные  взносы пошли из многих стран Старого Света. Но денег все равно катастрофически не  хватало! Антонио, глаза  которого  горели  пламенем   творческой  и  религиозной  одержимости, по  вдохновению  заменял  традиционные  строительные  и  отделочные  материалы  какими-то  немыслимыми, ему  одному  известными сочетаниями  несочетаемого. Например , достаточно  крупное  пожертвование  герцога  Медина- Сидониа  целиком  ушло  на  длительные , дорогостоящие     эксперименты  по  созданию  небывалого, отродясь  никем  не   слыханного «вещества Млечного Пути». Ругая  «чокнутого  архитектора»   во  всю  мощь  пролетарских  глоток,  рабочие  отливали какие-то   странные  формы, похожие  сразу  и  на звезды , и  на   струи  водопада. А «чокнутый»   раз  за  разом  приходил  в  ярость  при виде  конечного  результата и  беспощадно  калечил  все  кувалдой. Они  терпели, пока Гауди хорошо платил. Но как  только  рука дающего  оскудела, пролетариат  в  лицо  высказал нанимателю всё, что о нём  думает, и разошелся  по  своим  текущим  классовым
делам .Однако  даже  это  не   смогло  остановить  Антонио! В  кровь  сбивая  пальцы,
ломая  интеллигентскую  спину  мешками с  песком  и   цементом , упрямец  в  одиночку  отлил-таки  «вещество  Млечного  Пути». Эти  невыразимо  прекрасные и
загадочные  объемные  композиции, как  будто  прилетевшие  из  другой  Галактики, украшают  портал  собора. Но  чего  эта  провидческая  находка  стоила  самому   зодчему,
его  близким!

ОТДАЛ  ВСЕ, ЧТО  ИМЕЛ

В  конце  19-го  века  Гауди  был  преуспевающим  архитектором, баловнем  судьбы и
общественного  мнения. Он  находился  на  вершине  признания. Храм  Саграда  Фамилиа— не  единственное  его  гениальное   сооружение. Сегодня  толпы  туристов  со  всего  мира приезжают  в  Барселону  посмотреть и на другие  жемчужины  его   творчества -- Дом  Батльо , Парк  Гуэль  , Дом  Педреро. Но  ведь  и  при  жизни гениального  барселонца  этими  шедеврами  восхищалисъ!  И  гонорары  за  их  возведение были выплачены    по тем  временам  просто   баснословные. Почему  же  общепризнанный талант  умер  в  полной  нищете?

Спешу  успокоить читателей: происки  темных  сил  здесь  ни  при чем. Антонио  Гауди
добровольно, по  совершенно  осознанному   выбору  вступил  на  этот  мученический
путь  и  прошел  его  до  конца. Все  личные  средства  он  не  колеблясь  вложил  в  строительство  храма, завершение  которого считал  своим  главным  религиозным и
человеческим  подвигом .Именно  поэтому  он на глазах  превратился   в  неряшливого бедняка, целыми   днями рыскавшего  по  городу  в  поисках  денег, необходимых  для  продолжения  строительства. Он  просил  буквально  у  всех, поэтому  сограждане, завидев  его  на  улице, перебегали  на  другую  сторону  : боялись, что Гауди  начнет  клянчить  у  них «хотя  бы  песету-другую».

БЫЛ  ОЧЕНЬ  ПОХОЖ  НА  БРОДЯГУ…

Слава  отшумела, газеты  давно  не  пестрели  портретами  Гауди. Поэтому  когда в 1926  году  городской  трамвай  сбил  человека,  очень  похожего  на  бродягу, никто  не  признал в  нем  знаменитого  архитектора  собора  Саграда  Фамилиа. Сердобольным  прохожим  с немалым   трудом  удалось  отправить  раненого в  бесплатную  клинику  для  бедняков.

Друзья   Антонио  почувствовали   недоброе  к   вечеру  этого  дня, когда   он  впервые  за
многие  годы не  вернулся  к  скудному  ужину. Охваченные  тревогой, они начали  систематические   поиски в  полицейских  участках  и  больницах  Барселоны . Один  из
друзей  был  известным   в  городе  врачом, и  ему  буквально  на  пороге  клиники  рассказали  о  сбитом  трамваем   бродяге, в  кармане  ветхого  пиджака  которого  на-
шли библию в  дорогом  переплете. У  пострадавшего  был  полуголодный  вид и туго перебинтованные   колени ( Гауди   страдал   артритом ). Сомнений  не  было : это  Антонио! Войдя, друг  обнаружил архитектора  в  убогой  палате, на  постели
с   грязной   простыней…

Опознанную знаменитость перенесли  в лучшую  палату , окружили  заботами и  комфортом. Весть  о  его  плачевном  состоянии  мгновенно  облетела город. Прелаты  католической  церкви во  главе  с  архиепископом, почитатели  таланта
Гауди,среди  которых  было  немало  надменных   грандов  и  финансовых  воротил,
заполонили  больничные   коридоры. Раздавались  призывы  перевезти  больного в 
самую   дорогую  частную   клинику, но  архитектор,  придя  в  сознание, категорически 
отверг  этот   план: он  хотел  умереть  среди  народа .

ВСЯ  ИСПАНИЯ  ПРОСИТ  ПРОЩЕНИЯ

На  следующий  день   газеты  не только  Каталонии, но  и  всей  Испании  вышли  с  аршинными  заголовками , которые  буквально  вопияли  гражданским  гневом  и
скорбью: как   могли   не  уследить, почему  не сберегли  национальную  гордость?
С искренним  стыдом  и  раскаянием  нация  признавалась  в  тяжкой  ошибке и  просила
прощения  у  подвижника. Но   Антонио  ничего  этого  уже  не  увидел:
он  скончался, сжимая  в  правой  руке  святое распятие…

В знак  признания  его  трудов, сравнимых  с  подвигами  Геракла, зодчий  был  удостоен
грандиозных  похорон. Его  тело  было  забальзамировано, Папа Римский  разрешил  по-
хоронить  Гауди в  крипте  собора  Саграда  Фамилиа, который был  не  только  его лучшим  творением, но  и  смыслом  всей  жизни. На  траурную  церемонию собралось
такое  множество  народа, что  уличное  движение  в  Барселоне  на  много  часов  было
парализовано. И практически  сразу  же  началась   борьба  почитателей  этого  великого 
таланта  за   канонизацию  Антонио  Гауди, то  есть  за  причисление   его  к  лику  святых… 

ПОСТСКРИПТУМ  ОТ  ВЕЛИКОГО  НИМЕЙЕРА

Через  много  лет  после  этих  печальных  событий  1926  года большой  группе  признанных  в  мире  журналистов  давал  интервью несгибаемый  коммунист и  один
из  крупнейших  архитекторов 20-го  века  Оскар  Нимейер. И  напоследок  живой
классик  сказал: « Всю  жизнь  пытался  сопоставлять себя  с  Антонио  Гауди  и  только  недавно  понял,  что  все  мы  по  сравнению  с  ним  сущие  младенцы!!!»
 
                Сергей    ЗАХАРОВ 3