Людмила Петровна после завтрака, когда малыши ещё находились за столами, спросила:
--- Дети! Вы знаете, что такое, долина реки, пойма и купа?
--- Не-е-ет! --- вразнобой, пискливыми голосами закричали крохи.
--- Сегодня мы, не доходя немного до речки, посмотрим всё это --- сообщила воспитательница и предупредила: --- Во время экскурсии не отставать и не отходить от группы, а то потеряетесь.
Детвора надела светлые панамки и вышла из здания. Наставница построила их по двое, сосчитала и повела со двора. Миновали крайние дома и ещё немного отошли от них. Она остановила группу и принялась объяснила:
--- По обеим сторонам от нас раскинулись роскошные луга и просматриваются дали. Запоминаем: долина реки --- это ровное пространство вдоль речного русла. Если кто-то из вас окажется в горах, то он от местных жителей узнает, что долиной называют удлинённую впадину между гор или холмами. Итак, мы вошли в долину нашей маленькой речушки. Теперь будем медленно двигаться и всматриваться в землю, чтобы обнаружить край, до которого весной разливается речка.
Группа медленно шагала и обратила внимание на кривую полосу из нанесённого водой мусора.
--- Внимание! --- обратилась к малышам воспитательница. --- Запоминаем: пойма --- это часть долины, которая наполняется водой при разливе реки. Слева мы видим, в метрах тридцати от нас небольшой участок поймы, заросший кустарником, а ещё дальше за ними --- словно гора в море, возвышается группа тополей. Мы идём к ним. Новое слово для вас: купа --- это группа густо растущих кустов или лиственных деревьев.
Людмила Петровна привела своих подопечных в купу тополей. Высокие деревья смыкались кронами и создавали приятную тень. Дети с удовольствием здесь находились и играли в весёлые игры. Пора возвращаться в детский сад. Маленьких мальчиков и девочек построили по двое и три раза пересчитали. Воспитательница спросила:
--- Кто запомнил, что означают слова «долина реки»?
Малыши задумались, глазёнками смотрели во все стороны. Полная, круглолицая Наташенька несмело пролепетала:
--- Долина --- это когда далеко видно.
Дима серьёзно возразил:
--- Долина --- это ровная земля, без холмов и гор у реки.
Воспитательница похвалила:
--- Молодец, Дима! Почти правильно сказал. Напоминаю: долина реки --- это ровное пространство вдоль русла реки. А теперь вспомним: что такое пойма?
Римма Жданкина поспешила раньше всех ответить:
--- Пойма --- это помойка!
У Людмилы Петровны от удивления вытянулось лицо, и молодая женщина сердито спросила:
--- Римма, скажи, пожалуйста, где ты видишь помойку?
Жданкина показала пальцем на серый пепел от костра и валяющийся вокруг него мусор: разбитые стеклянные бутылки, пластиковые бутылки из-под пива, пустые грязные консервные банки, обрывки газет и прочее.
Наставница возмутилась и высказалась:
--- Сами видите, дети, как плохо ведут себя некоторые взрослые: превращают в помойку нашу чудесную природу. Я надеюсь, что вы никогда не оставите после себя мусор, а унесёте с собой и отправите на общественную свалку. Мы отвлеклись. Так что же такое пойма?
Танечка Мохова бойко ответила:
--- Пойма --- это не вся долина реки, а там, где весной бывает вода.
--- Молодец! --- воскликнула воспитательница и задала третий вопрос; --- Что такое купа?
Олеся Вдовенко, зачарованно глядя на зелёные листья тополя, мечтательно ответила:
--- Купа --- это когда деревья растут группой и дружат друг с другом. Вон то, дерево, --- девочка показала пальчиком на него, --- касается своими ветками веток соседей и шепчет: «Как нам сегодня было весело потому, что у нас в гостях были дети и звонкими голосами разогнали летнюю, знойную скуку. Я хочу, чтобы эти малыши каждый день приходили к нам».
--- Прекрасно! --- Восхитилась Людмила Петровна и ещё раз объяснила: --- Купа --- это группа густо растущих кустарников или лиственных деревьев.
Дома дети объяснили родителям, что такое долина реки, пойма и купа.А Танечка Мохова ещё и бабе Нюре рассказала об этом.