Долина, пойма и купа

Леонид Аронов
   Людмила Петровна после завтрака, когда малыши ещё находились за столами, спросила:
   --- Дети! Вы знаете, что такое, долина реки, пойма и купа?
   --- Не-е-ет! --- вразнобой, пискливыми голосами закричали крохи.
   --- Сегодня мы, не доходя немного до речки, посмотрим всё это --- сообщила воспитательница и предупредила: --- Во время экскурсии не отставать и не отходить от группы, а то потеряетесь.

   Детвора надела светлые панамки и вышла из здания. Наставница построила их по двое, сосчитала и повела со двора. Миновали крайние дома и ещё немного отошли от них. Она остановила группу и принялась объяснила:
   --- По обеим сторонам от нас раскинулись роскошные луга и просматриваются дали. Запоминаем: долина реки --- это ровное пространство вдоль речного русла. Если кто-то из вас окажется в горах, то он от местных жителей узнает, что долиной называют удлинённую впадину между гор или холмами. Итак, мы вошли в долину нашей маленькой речушки.  Теперь будем медленно двигаться и всматриваться в землю, чтобы обнаружить край, до которого весной разливается речка.

  Группа медленно шагала и обратила внимание на кривую полосу из нанесённого водой мусора.
   --- Внимание! --- обратилась к малышам воспитательница. --- Запоминаем: пойма --- это часть долины, которая наполняется водой при разливе реки.  Слева мы видим, в метрах тридцати от нас небольшой участок поймы, заросший кустарником, а ещё дальше за ними --- словно гора в море, возвышается группа тополей. Мы идём к ним. Новое слово для вас: купа --- это группа густо  растущих кустов или лиственных деревьев.

   Людмила Петровна привела своих подопечных в купу тополей. Высокие деревья смыкались кронами и создавали приятную тень. Дети с удовольствием здесь находились и играли в весёлые игры. Пора возвращаться в детский сад. Маленьких мальчиков и девочек построили по двое и три раза пересчитали. Воспитательница спросила:
   --- Кто запомнил, что означают слова «долина реки»?
Малыши задумались, глазёнками смотрели во все стороны. Полная, круглолицая  Наташенька несмело   пролепетала:
  --- Долина --- это когда далеко видно.
 Дима серьёзно возразил:
  --- Долина --- это ровная земля, без холмов и гор у реки.
 Воспитательница похвалила:
  --- Молодец, Дима! Почти правильно сказал. Напоминаю: долина реки --- это ровное пространство вдоль русла реки. А теперь вспомним: что такое пойма?

  Римма Жданкина поспешила раньше всех ответить:
   --- Пойма --- это помойка!
  У  Людмилы Петровны от удивления вытянулось лицо, и молодая женщина сердито спросила:
   --- Римма, скажи, пожалуйста, где ты видишь помойку?
 Жданкина показала пальцем на серый пепел от костра и валяющийся вокруг него мусор: разбитые стеклянные бутылки, пластиковые бутылки из-под пива, пустые грязные консервные банки, обрывки газет и прочее.
  Наставница возмутилась и высказалась:
  --- Сами видите, дети, как плохо ведут себя некоторые взрослые: превращают в помойку нашу чудесную природу. Я надеюсь, что вы никогда не оставите после себя мусор, а унесёте с собой и отправите на общественную свалку. Мы отвлеклись. Так что же такое пойма?
 Танечка Мохова бойко ответила:
   --- Пойма --- это не вся долина реки, а там, где весной бывает вода.
   --- Молодец! --- воскликнула воспитательница и задала третий вопрос; --- Что такое купа?

 Олеся Вдовенко, зачарованно глядя на зелёные листья  тополя, мечтательно ответила:
  --- Купа --- это когда  деревья растут группой и дружат друг с другом. Вон то, дерево, --- девочка показала пальчиком на него, --- касается своими ветками веток соседей и шепчет: «Как нам сегодня было весело потому, что у нас в гостях были дети и звонкими голосами разогнали летнюю, знойную скуку. Я хочу, чтобы эти малыши каждый день приходили к нам».
   --- Прекрасно! --- Восхитилась Людмила Петровна и ещё раз объяснила: --- Купа --- это группа густо растущих кустарников или лиственных деревьев.

  Дома дети объяснили родителям, что такое долина реки, пойма и купа.А Танечка Мохова ещё и бабе Нюре рассказала об этом.