Дневниковые записи. 1938 год. Часть 78

Михаил Ильич Суббота
Часть 78


28 февраля. Москва.
Вечером встретились с Варей. Погода холодная, сырая. Чувствую себя неважно, грипп в скрытой форме.
    
Варюша рассказала, как её принимали в комсомол на факультативном собрании, как она потом удрала с собрания. Говорит: «Не правда ли — дура: с собрания удрала, сказала, что у меня температура и болит голова, а с тобой теперь шатаюсь по улицам». Ещё Варя рассказала, что собрание группы постановило организовать вечер смычки (а проще, вечеринку). Сначала хотели устроить у Вари, а затем решили у какой-то другой дивчины, живущей в доме правительства и имеющей большую площадь, и что вечеринка состоится 6 марта. Жаль, — следовательно, 6 марта мне придётся скучать. А главное не в том, что скучать, а в том, что я могу окончательно потерять Варю.
    
Опубликовано сообщение о том, что Бухарин, Рыков, Крестинский и другие (21 человек) будут осуждены Военной коллегией 2 марта. Следствие закончено. Даже судя по коротким строкам, от того, что сделано этими бандитами — волоса на голове становятся дыбом.

1 марта. Москва. 
Вечером иду к Варюше. Сначала сидели с ней, затем поехали в пединститут на вечер Руставели. Хороший содержательный доклад об этом великом грузинском поэте далёкого прошлого. Затем выступления артистов Большого театра: песни на грузинском языке, пляска, опять пение. Особенно мне понравилась грузинская песня «Сулико». Хорошо пела маленькая черноглазая грузиночка.
    
Сидели с Варюшей, тесно прижавшись друг к другу. Выслушивал Варино сердце, которое бьётся в её прекрасной груди. Когда шли в институт, Варя замёрзла, но на танцах согрелась. Танцевали почти до часу ночи. Так бы всё время быть с Варюшечкой!

3 марта 1938 года. Москва.

Сегодня экзамен по автомобилю инспекцией Центрального Автоклуба. Готовился я слабо и теорию автомобиля как будто завалил. В 9 часов вечера, когда отделался от комиссии, поехал к Варюше. Завтра у меня в институте предполагался диктант, и я с Варюшей сидели и повторяли правила. Варюша в таких случаях хорошая учительница. Как мне не хотелось уезжать домой, уходить от Вариной теплоты.

4 марта. Москва.

Вечером встретились у Универмага. Варюша только что возвратилась  с пропагандистской беседы. Пошли гулять по городу. Варя рассказывала разные любопытные случаи из своей жизни. Говорит, что у неё часто очень резко меняется настроение и моментально бывает такое, что она сама себе кажется никчемной последней девчонкой; временами наоборот. Да и со мной бывают такие вещи. Договорились встретиться 6 марта, так как вечеринка группы переносится на 9 марта.

6 марта. Москва.

Днём прочитал в газетах о процессе «правотроцкистского блока». Какая подлость может быть у людей! И ещё (пойманы) «врачи»-палачи.
    
Вечером поехал к Варюше. Дома, в соседней комнате, только один брат. Поэтому Варюша спокойно сидела у меня на коленях; как приятно прижаться к ней щекой! Забываешь все невзгоды жизни, всё кажется прекрасным. Милая! Когда ты будешь полностью и навсегда моей?!
    
Позже поехали в педагогический институт. Танцевали под оркестр в большом зале. После облазили все этажи. Наблюдая за танцующими сверху, сидя у колонны, Варюша тихо с тревогой сказала:
     — Миша, я хочу с тобой совершенно откровенно поговорить. Давай больше не встречаться, ты мне надоел.
     — Твоё предложение мне неприемлемо. Я без тебя не смогу жить. Но и заставлять тебя не имею права.
     — Ну, ладно. Всё равно, кода ты уедешь на практику, ты меня забудешь. А я сделаю всё для того, чтобы тебя больше не видеть. Я для тебя не буду существовать...
     Я был потрясён, холодный пот выступил у меня на лбу. Мне сказать нечего.    
     — Пойдём, Варюша, лучше танцевать!
    
Танцевали. Потом слушали рассказ старого партизана, матроса черноморского флота, героя гражданской войны Полуянова о том, как он организовал бронепоезд и брал Киев, как погиб бронепоезд и т. д.  Ещё рассказывал о Перекопе, а после — об организации Волжской военной речной флотилии.
   
 После доклада снова танцевали под рояль до полной усталости. От Вариного разговора не осталось и следа. На прощанье даже целовались. Договорились десятого марта сходить в кино.
    
Ехал домой за полночь, и тяжёлые гнетущие думы бродили в голове. Неужели я действительно надоел Варюше? Как-то не хочется этому верить. Я почти уверен, что если бы я сразу согласился с Варей и ушёл от неё, то не только бы я сам стал мучиться, но и Варе было бы не по себе длительное время. И, если верить Любе, Варя в конце концов всё же не выдержала бы, и всё снова пошло по-прежнему. Мне почему-то кажется, что здесь кроется другая, более глубокая причина. Наши с Варюшей отношения сейчас настолько близкие, что в ближайшем будущем выход мог быть только один. А Варюша вбила себе в голову, что до окончания института она не должна идти на это (она говорит, что ребятишки очень будут мешать учёбе и даже сделают учёбу невозможной). И Варюша решается на жертву (не знаю, насколько большую) расстаться со мной. Расстаться, чтобы не выходить замуж, — что, по её мнению, помешает её учёбе. Только в этом я могу видеть причины её поступков. Таковы были причины и в предшествующие конфликты (первые два, остальные — недоразумение, основанное на слишком самолюбивом характере Варюши).

7 марта 1938 года. Москва.
Утром работал в институтской лаборатории, работал автоматически, почти ничего не соображая. Какая-то апатия ко всему. К тому же действует небольшой грипп, отнимая много сил. Взял у В. Макарова (дипломника) геологическую карту и предварительный отчёт Гнедина. Между прочим, Гнедин сейчас в Москве, я его встретил в институте. Хотел зайти перед отъездом в Уфу. Говорит, что с Башнефтью почти всё кончил и хочет ехать на Камчатку на 3-5 лет: поднять свой авторитет и выяснить отношения с женой (они не из хороших).
    
 Соня Розовская начала обрабатывать под микроскопом шлифы известняков для изучения фузулин(1) карбона Среднего Урала (район Мракова). Решила специализироваться по части микрофауны, это и её дипломный проект.
    
Приехал домой. Спал. Читал газеты. Опять спал. Какая-то скука. Я почувствовал какую-то сильную усталость, нелепость жизни. Да, мне надоело жить. Я даже хотел бы так заболеть, чтобы умереть. Самому себя уничтожить сейчас было бы для меня трудно, но вынужденной смерти сегодня я был бы даже рад.
   
Завтра у нас в институте вечер, посвящённый Международному женскому дню. Приглашал Варюшу. Вечером звонил ей. Сначала резко отказывается прийти на вечер, говорит, что занятия кончаются в 8 часов вечера, после чего она пойдёт на участок агитировать, а потом она устанет, и будет поздно (по времени). Я долго уговаривал Варю, так как без неё оставаться не мог. Наконец, она сдалась, предложив приехать к Пироговке полдесятого вечера, где и встретимся.
    
Я немножко успокоился. Как нелепо построена жизнь! Чем больше думаешь, тем хуже получается.

8 марта. Москва.
После занятий в институте поехал домой привести себя в порядок и ждать Варюшиного звонка. В семь часов вечера, как условились, Варюша звонит и говорит, что перемен нет, и чтобы полдесятого я ждал её у Пироговки, на одну остановку дальше пединститута.
    
Варюша немного опоздала. Едем в институт. Художественная самодеятельность ещё не закончилась. После неё начались танцы. Сначала Варя танцевала плохо, нервничала, уходила с круга — её смущали «старые знакомые». Но к концу вечера так разошлась и повеселела, что с ней легко и весело было танцевать.
    
Возвращались пешком; Варюша весело болтала. Спросила, выполнил ли я её поручение?
     — Какое? — спросил я.
     — А помнишь, ты хотел посмотреть у себя в записях?
     — Конечно. Девятое марта. Это о дне нашего знакомства.
   
Уже целый год я знаком с Варюшей! Этот год был для меня самым счастливым годом, годом счастья и в то же время — годом несчастья. Любовь, действительно, не протекает ровно. Варюша интересуется этим днём, интересуется нашим знакомством. А позавчера? Кому больше верить — минутным чувствам или логике мозга?
    
*****


(1) Фузулиниды – одноклеточные отряда фораминифер с веретеновидными или шарообразными раковинами; обитали в морях каменноугольного и пермского периодов палеозойской эры. Фораминиферы – отряд простейших класса корненожек; одноклеточные животные длиной обычно 0,1-1 мм, тело которых заключено в склеенную из песчинок или известняка раковину; обитали в морях, начиная с кембрийского периода

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/16/1953