Гиперстранная история Сергея Лобана о пионерах, выпавших из "Жёлтой субмарины".
Недавно, я около часа простоял на обочине Тверской, ожидая приятеля, попавшего в автомобильную пробку. И, - как итог близкой к летальной ингаляции выхлопных газов, - родился почти афоризм: – «Постой на Тверской – почувствуй себя проституткой». Прав классик – «Для того, чтобы узнать вкус борща не обязательно в нём вариться»...
Фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» надо смотреть, думаю, особо не заморачиваясь ассоциациями и аллюзиями, - приняв правила игры, которые режиссёром озвучиваются буквально с первых кадров и звучат, цитирую, - так: «Не стоит смешивать два мира: - реальный и вымышленный. Просто реши для себя какой ты предпочитаешь»...
На это есть несколько причин:
1. Фильм пересказать невозможно, да и не стоит этого делать.
2. Фильм – фантасмагория на тему нашего практически настоящего, сыгранная, спетая и снятая талантливыми и весёлыми людьми и вряд ли стоит серьёзно относиться к увиденному…
Тем не менее, мне кажется, что это, - в чистом виде арт-хаусное кино Сергея Лобана (сам режиссёр предпочитает определение артстрим - от арт-хаус и мейнстрим), - расколет аудиторию полярно (http://kprf.ru/otvet/94538.html - газета «Правда» уже отметилась – авт.) и гораздо сильнее, чем это сделали своими последними работами, к примеру, Звягинцев или Михалков....
И это обязательно произойдёт, - даже несмотря на то, что фильм очень весёлый, - в нём нет убийств, расчленёнки, тяжелой реальности современного бытия, «закидонов» подсознания, - и вообще всё это фантасмагоритическое кинодейство происходит на братской Украине - в Крыму, и даже в конкретно обозначенном городе Симеиз….
И ещё одно знаю точно, - режиссер обожает фильм «Асса» и прозу Хармса…
Фильм буквально нашпигован киноцитатами – и прямыми, и ассоциативными, - и визуальными и вербальными. Цитируются не только мировые кинохиты, но (что очень тронуло -авт) и советские – от классических комедий Гайдая и до классического уже соловьёвского фильма «Асса». Ловишь иногда при просмотре себя на мысли, что буквально знаешь тексты некоторых монологов, – ещё до их окончания на экране.
Если режиссер таким приёмом расписывается в уважении к родному кинематографу (а хоронили и хоронят до сих пор современное авторское российское кино все кому не лень – авт.) - то это просто замечательно…
«Шапито-шоу», повторяюсь, - очень крепко сделанная, и талантливо исполненная фантасмагория на тему жизненного манифеста и рефлексий современных тридцатилетних людей - детей поколения «Ассы». Детей очень странных, как, впрочем, - странно и всё то, что случилось с нашей страной после выхода «Ассы» на экраны...
Мальчик, - герой одной из новелл (а всего их четыре – авт.) уже не ночной сторож-альтруист с дон-кихотовским менталитетом, а продюсер-эксплуататор и краснобай Серёжа (Сергей Попов). Девочка Вера (Вера Строкова), при всей её интернет-зависимости, - чётко знает и понимает, что происходит в мире и чего она от этого мира хочет. Да и лилипуты-тетралы из «Ассы» у Сергея Лобана трансформировались дружескую тусовку глухих пекарей – завсегдатаев дискотек для глухонемых. Есть в фильме и Цой, - вернее его эрзац- легенда Рома Легенда (Сергей Кузьменко).
Но одна из самых весёлых сумасшедшинок фильма - отряд девиантных во всех отношениях «пионэров – переростков» им. Саманты Смит (хорошо, хоть не Саманты Фокс – авт.). Одна только их кричалка чего стоит...
Цитирую:
«Раз-два – Стэнли Кубрик,
Три-четыре – Дэвид Линч,
Солондз, Гас ван Сент, Полански –
Пусть услышат этот клич.
Раз-два – Элвис Пресли,
Три-четыре – Виктор Цой,
Леннон, Курт Кобейн, Высоцкий,
Майкл Джексон – песню пой!»;
В общем в кино Лобана тот ещё «списочек действующих лиц»…. Отдельное спасибо за сценарий Марине Потаповой – критики уже оценили – «Белый слон» за лучший сценарий получен.
Классно сделан сайт фильма - http://sh-sh.ru/ - рекомендую.
Лично мне очень понравился актёрский состав. Насколько я знаю, - профи актёров среди них действительно немного – Киберстранника играет практикующий врач-гастроэнтеролог, в ролях глухих друзей-пекарей действительно слабослышащие актёры. Это очень важно, думаю, - погружение в атмосферу фильма таким «кастинг-приёмом» достигается по-максимуму.
Одно немного озадачило, хотя понимаю, что не имею права на претензии (а вдруг это задумка режиссёра - авт.), – Алексей Подольский в роли Киберстранника всего лишь слегка повзрослевшее продолжение толстячка-инфантила из его же роли в фильме «Пыль»… Это я к тому, что "единожды сыгравши - кто ж тебе поверит в третий то раз"? (Пардон за невольный "библиоцинизм" - авт.).
Несомненная удача (а со слов режиссёра это ещё и ангел-хранитель) фильма – актёр Пётр Николаевич Мамонов.
Помню, - в те времена, когда и «небо было голубее и вода мокрее», - я довольно часто ездил на рок-концерты в Ригу, - приятель в ЦК латышского комсомола отвечал за их организацию. Там же впервые услышал и увидел Петра Мамонова и «Звуки Му». Был культ-шок, несмотря на мой, - к тому времени уже немалый, - опыт посещений концертов питерского рок-клуба и проживания в городе Тарту, где рок-фестивали проводились регулярно и собирали рокеров и их фанов со всего СССР.
Мамонов сейчас один из тех немногих рокеров, кто за эти годы не «забронзовел», не умер, - обдолбавшись или заработав алкогольный цирроз, и не скурвился, - продавшись или обгламурившись…. Пётр Николаевич превратился в драматического актёра огромного творческого потенциала – иногда просто отторопь берёт от его ролей. Но в «Шапито-шоу» в роли отца он ещё и от души похулиганил, за что ему отдельное спасибо…
Ну, а исполнителю роли его сына, - Степану Девонину, - отдельные "респект и уважуха" ещё и за то, что актёрски не спасовал на фоне такого «кино-папули»…
А раз речь пошла о сыновьях, уверен, - надо отметить и шикарную операторскую работу (навороченные камеры не в счёт - я в них ничего не понимаю - авт.) реального сына Петра Николаевича - Ивана Мамонова.
Но самое большое впечатление в этом кино на меня произвёл начинающий актёр Алексей Знаменский, который играет глухого пекаря Лёшу Знаменского. Практически играет своё «альтер эго» и делает это грандиозно. В предыдущем фильме Сергея Лобана «Пыль» он снялся в эпизоде и потрясающе, - буквально до мурашек по коже, - исполнил (вернее пластически прожил - авт.) в титрах сурдоперевод песни Цоя «Перемен» http://www.youtube.com/watch?v=wcyQrCLDwp8 Сейчас Алексей учится на режиссёрском факультете ВГИКа – заканчивает дипломную работу, и работает в театрах «Синематографъ» и «Недослов». Думаю, этого парня ждёт блистательное будущее – дай ему Бог режиссёрских проектов, актёрских ролей и хороших сценариев.
Радует, что режиссер Сергей Лобан не зацикливается на стандартных нравоучениях, и имеет смелость обозначить на экране темы, которые в молодёжном андеграунде времён «Ассы» конечно же существовали, но которые так и не рискнул обозначить в те времена режиссёр Сергей Соловьёв. Я имею в виду тему секс-меньшинств и ТАКТИЧНОГО - ПО ДЕЛУ употребления на экране ненормативной лексики….
Очень понравился саундтрек – музыка и зонги Жака Полякова на слова сценаристки Марины Потаповой, композиции «Karamazov Twins». Для меня они были открытием и откровением, и очень по делу смотрелись и слушались.. Для того чтобы не быть голословным - вот ссылка саундтрек можно абсолютно легально скачать - это подарок музыкантов зрителям накануне премьеры - http://www.afisha.ru/article/shapito_ost/ И за это авторам спасибо... Тем более это неплохая возможность решить для себя идти или нет смотреть кино - просто послушайте и решите. Песни эти не простые - их поёт каждый главный герой в момент практически апокалиптический для его киножизни. Авторы выталкивают героя на авансцену Шапито буквально и он так исповедуется перед зрителем. Это очень важные песни - ну мне так кажется.
«Рождённый летать, - улетит в космос. Рождённый ползти, - доползёт до края Земли. Возможности есть – реализовывай их по-полной» (это цитата из фильма – авт.).
Думаю, фильм разберут на цитаты, хотя судьба у него будет нелёгкая ...
А кому сейчас легко?...
Рекомендуемая литература
http://www.izvestia.ru/news/511483 - Сергей Лобан — о «Шапито-шоу», «голубой» столице Советского Союза и готическом сериале с участием Михалкова
P.S. Фото "нарыл" в фейсбуке. Чьё оно не знаю и выяснить не удалось - поэтому заранее прошу у автора прощения и обязуюсь при его (автора) появлении обозначить фамилию.
P.P. S.S. Ссылки в тексте даны реальные и по делу. Жаль, что возможности сайта ограничены и они не активированы в тексте...