Мари Бракмон

Улексия Миссосупова
Marie Bracquemond, 1 декабря 1840, Арджентон – 17 января 1916, Севр.
Французская художница-импрессионистка, жена художника Феликса Брекмона.
Мари Куворон родилась года в местечке Арджентон в Бретани. Отец, капитан дальнего плавания, умер вскоре после рождения дочери. Мать повторно вышла замуж за М.Паску (М. Pasquiou), и у Мари появилась сестра Луиза. Семья часто переезжала - из Бретани в Швейцарию, затем в Оверни, и, наконец, поселилась в Этампе, городке к югу от Парижа. Там Мари и начала заниматься искусством.
Сначала девушка училась живописи у пожилого художника-реставратора (имя которого история не сохранила), который давал уроки рисования именно девушкам. Бракмон никогда так и не получила профессионального обучения, но в 1957 году рискнула показать свою картину, на которой изобразила мать с сестрой и старого учителя, жюри официального парижского Салона. К удивлению всех, картина была принята на выставку, и на девушку обратил внимание бельгийский художник-академист Альфред Стевенс.
Альфред Эмиль-Леопольд Стевенс (Alfred Emile-L;opold Stevens, 11 марта 1823—29 августа 1906) в
1844 году приехал в Париж, где учился в мастерских Камиля Рокплана и Жана Огюста Энгра. Он прожил в Париже много лет, вернувшись на родину за несколько лет перед смертью.

Именно Стевенс представил Мари своему учителю Жану Огюсту Доминику Энгру (Jean Auguste Dominique Ingres, 29 августа 1780— 14 января 1867), у которого девушка стала брать уроки. Естественно, девушка усердно перенимала стиль мэтра. Критик Филипп Бюрти называл Мари одним из «самых интеллектуальных учеников студии Энгра». Кроме того, Энгр рекомендовал Бракмон своим ученикам – французским художникам Эмилю Синьолю (;mile Signol, 1804 – 1892) и Жану-Ипполиту Фландрину (Jean-Hippolyte Flandrin, 23 марта 1809 – 21 марта 1864).
Мари, посещая студию Энгра, стала получать заказы на свои картины, один из которых был от императрицы Евгении. Картина, очевидно, понравилась коронованной особе, поскольку вскоре директор французских музеев граф де Ньевенкер предложил молодой художнице государственный заказ – сделать копии с хранящихся в Лувре произведений старых мастеров.
Именно в Лувре в 1867 году, во время копирования одного из полотен Рембрандта, Мари познакомилась с художником и гравером Феликсом Бракмоном.

Феликс Огюст-Йозеф Бракмон (F;lix Auguste-Joseph Bracquemond, 28 мая 1833 - 27 октября 1914) - французский художник и писатель, график, гравер и дизайнер.
Феликс был выходцем из бедной семьи, учился у Йозефа Гишара, ученика Энгра и Делакруа. С 1852 года выставлялся в Салоне, его работы были, в основном, портретами в стиле Энгра.
К концу 1860-х Феликс уже сделал карьеру литографа и гравера, после 1869 года он вообще отказался от станковой живописи. В 1863 году гравюры Бракмона были показаны в Салоне Отверженных.
Кроме того, он был близким другом импрессионистов (самого Мане он учил технике гравюры) и постоянным участником их собраний в кафе Гербуа, хотя как живописец особо не симпатизировал их идеям и методам.
Ко времени знакомства с Марией Бракмон работал художником по фарфору на знаменитой фабрике в Лиможе, в 1871 он был назначен художественным руководителем фабрики фарфора в Севре.Друг Бракмона, критик Монтросье, вспоминал, что Феликс влюбился в Мари с первого взгляда, и с тех пор они были неразлучны. 5 августа 1869 года Мари и Феликс поженились, несмотря на возражения матери Мари, а в следующем году у них родился сын Пьер. Из-за голода и нехватки медицинской помощи во время войны франко-прусской войны 1870 года и Парижской Коммуны, здоровье Мари после рождения сына ухудшилось.
Мари Бракмон. На террасе в Севре
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/01/2746
Летний день ярок,
свет - оранжад ветерка -
воздуха ряби!

Сада прохлада.
Тень кружевная террасы,
аромат яблок.

Часто молчанье понять
легче, чем слово.
Душ единенье терять
мы не готовы.

В мире эмоций покой -
штихель и кисти,
холст  загрунтован - покрой
образом мысли.

Нужен миг, чтоб в тишине
выбрать шаг нужный -
е2-4?

Трое, но каждый в себе,
нежная дружба
триада мира...

Marie Bracquemond On the Terrace at Sеvres 1880 г.
В 1871 году супруги перебрались в предместье Парижа и поселились в Севре. Во-первых, Феликс получил новое назначение, а во-вторых, Пьер родился слабым, и врачи рекомендовали ему свежий воздух.
Живя в отдалении от бурлящей жизни Парижа, Мари помогала мужу в его работе. Они вместе создавали эскизы для фарфоровой посуды и керамической плитки для Севрской и Лиможской фабрик. Мари принадлежат эскизы для сервизов и большое фаянсовое панно с изображением Музы, которое экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.
Кроме того, муж научил Мари технике офорта, она пыталась работать в этом жанре и добилась небольшого успеха. Девять офортов Бракмон были показаны на второй выставке Общества художников-офортистов в Галерее Поля Дюран-Рюэля (Durand-Reul) в 1890 году. При этом, Мари не прекращала заниматься живописью, она рисовала пейзажи и натюрморты, давала уроки рисования в школе. В 1874 и 1875 годах Бракмон экспонировалась в Салоне. Одна из работ художницы, представленных на выставке парижского Салона в 1874 году, обратила на себя внимание Эдгара Дега. Мэтр познакомился с художницей сам и познакомил ее с Ренуаром и Моне. Их яркие и полные света полотна произвели на Мари неизгладимое впечатление. Постепенно, к концу 1870-х годов, Мари пересмотрела свои взгляды на живопись. Очарованная возможностями, которые открывает перед художником живопись на пленэре, Мари отказалась от своего прежнего академического стиля и стала работать в импрессионистской манере. В ее работах стал ярче колорит, изменилась техника мазка и сам стиль. «Импрессионисты изобрели... не только новый, но и очень полезный способ смотреть на вещи. Это, как если бы вдруг открылось окно и... потоками ворвался солнечный свет и свежий воздух» - писала она.
К неудовольствию супруга ее негласными наставниками стали Моне и Дега.Бракмон приняла участие в трех выставках импрессионистов - четвертой (1879), пятой (1880) и восьмой (1886), показав на них в общей сложности 11 работ. На первой своей импрессионистской выставке - Четвертом Салоне (1879), художница показала эскизы панно «Муза», представленного годом раньше на Всемирной выставке.
Дега, увидев эти эскизы, пришел в неописуемый восторг.
В 1876 году художница приняла участие в Выставке декоративного искусства, в 1879 и 1880 годах ее рисунки были опубликованы в журнале «Современная жизнь» (La Vie Moderne), в 1881 году Мари выставила пять работ в галерее Дадли в Лондоне.Жизнь в провинции наложила на творчество Бракмон отпечаток камерности и душевности. Многие из ее самых известных работ - «Леди в белом» (The Lady in White, 1880), «Послеобеденный чай» (Afternoon Tea, 1880), «На террасе в Севре» (On the Terrace at S;vres, 1880), были написаны в саду ее дома в Севре.
Кстати, историки считают, что на картине «На террасе в Севре» художница изобразила свой автопортрет.
В 1886 году Феликс Бракмон при содействии Альфреда Сислея познакомился с Полем Гогеном.
Для Гогена это были не самые счастливые времена – он влачил нищенское существование. Жена его бросила и уехала с детьми на свою родину, в Данию. Сестра Мари постоянно упрекала брата в том, что он упрямо занимается живописью, а не хочет зарабатывать деньги. С другом Сезанном отношения тоже были вконец испорчены.
Вот в такой ужасный период Феликс приютил Гогена у себя в доме, о чем потом, наверное, жалел.
Поскольку Гоген оказал решающее влияние на Мари, окончательно убедив ее писать только в новой манере. Он давал художнице советы, научил, как подготовить холст, чтобы достичь интенсивных тонов. Вскоре, поблагодарив семью за приют, он рванул в путешествие, чтобы открыть для себя волшебный мир Таити.

Как ни прискорбно, но живопись Мари вызывала внутреннее раздражение ее мужа Феликса.
Одной из причин того, что имя Мари Бракмон менее известно любителям живописи, чем ее современниц Берты Моризо, Мери Кэссат или Евы Гонзалес, и было ревнивое отношение мужа к ее импрессионистским экспериментам и успеху. Это более, чем странно, поскольку Феликс был дружен со многими импрессионистами. В числе его друзей были те же Мане и Дега, Фантен-Латур и Огюст Роден. Но при этом, как пишут историки, Феликс Бракмон отличался деспотичным характером и придерживался довольно консервативных взглядов на искусство (для него были превыше всего гравюры и офорты). Он, например, с большим предубеждением относился к пленэрной живописи Ренуара, Моне, Писсарро и Сислея, отвергал технику пуантилизма (альтернативное название - дивизионизм или точечная живопись), разработанную Жоржем Сёра и Полем Синьяком.

Сын Мари - Пьер, бывший одним из самых верных ее поклонников и сторонников, вспоминал позже, что отец отрицательно относился к участию матери в выставках импрессионистов, хотя сам тоже выставлялся на них трижды. Он вообще ревновал жену к ее успехам, часто препятствовал показу ее работ друзьям, обижался на любую критику своих работ с ее стороны.
При этом, нельзя назвать Феликса домашним тираном и самодуром. Он был тоже успешен, в 1889 году стал Кавалером ордена Почетного легиона, в 1900 году был награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Бракмон вообще сыграл большую роль в возрождении искусства гравюры во Франции, создав более восьмисот гравюр.

Друзья пытались поддерживать художницу, но видимо, муж стал вообще противником ее карьеры, как живописца. Хотя, знаменитый художественный критик Гюстав Жеффруа, много писавший об импрессионистах, называл Марию «одной из трех гранд-дам импрессионизма», ставя ее в один ряд с Бертой Моризо и Мери Кэссет.Но факт остается фактом, Мари вела почти отшельнический образ жизни, иногда писала картины в собственном саду для частных заказов и периодически организовывала музыкальные вечера, на которых блистала своим вокалом. В 1890 году, измученная постоянными придирками мужа и, как следствие, отсутствием интереса к своим работам, Мари совсем оставила занятия станковой живописью, целиком посвятив себя эскизам для Севрской мануфактуры. Одна из ее последних картин «Сын художницы и ее сестра в саду в Севре». Художница тихо умерла в 1916 году, пережив мужа всего на два года, и была похоронена на кладбище в Севре.
Художественное наследие Мари Бракмон невелико. Ретроспективная выставка ее работ, которая состоялась в 1919 году в парижской галерее Бернхайма, включала 90 полотен (большей частью, этюдов), 34 акварели и 9 гравюр.

По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post148725256/