Дневниковые записи. 1937 год. Часть 70

Михаил Ильич Суббота
Часть 70


5 декабря 1937 года. Москва.
Вчера у нас в институте был вечер. Ожидал Варю, она обещала приехать после коллоквиума. До начала вечера разговаривал с Пустоваловым. Он сейчас пишет учебник по петрографии осадочных пород. Хочет увековечить своё имя. Варю ждал долго. Выступали артисты. Понравилась артистка Мария Миронова со своей говорящей куклой. Варя не приехала. Танцевал с Марусей, студенткой третьего курса технологического факультета.
    
Сегодня договорились с Варей идти на каток. Заехал за ней. Она злая, не в настроении. Спрашивает, почему поздно приехал, хотя сама предупреждала, чтобы раньше не приезжал. На мой вопрос, почему она вчера не приехала в институт, ответила, что я приглашал её только из-за приличия, и она не хотела мне мешать танцевать с другими девчонками. Какая Варя странная!
    
На каток не попали. Это ещё больше разозлило и расстроило Варю. Она сказала, что едет домой заниматься. И предложила следующее:
     — Миша, я уезжаю на два месяца. Ты уезжал на три, а я — на два. Через два месяца увидимся.
     — Как, почему?
     — Я должна заниматься, иначе я провалю сессию, меня выгонят из института. А для этого я не должна видеть тебя. Сейчас я уезжаю домой, и ты тоже поезжай.
     — Но как? Я хочу сегодня с тобой поговорить. Пройдём немного пешком.
     — Не хочу.
     — Варюша...
     — Ну, хорошо, пойдём.
     — Когда это ты надумала, — спросил я.
     — Сегодня.
     Что мне было говорить? Её решение обоснованное, не глупое. Она теперь не предлагает расстаться вообще (!), а только на два месяца. И то с оговорками: увидеться 23 декабря на дне рождения у её подруги Любы Кондратьевой, и при встрече Нового года. Это ещё ничего. Я должен был согласиться.
    
Дошли пешком до Калужской площади, а потом и до её дома. Пригласила зайти к себе, прибавив «если хочешь...». Как часто она боится показать свои чувства... Дома никого не было. Но всё же поминутно вбегали то её младшая сестра, то братишка. Мешали. Но какие страстные объятия... Этого я не ожидал. Варюша вся ослабела, заплакала, крепко, изо всех сил прижавшись ко мне... Как жаль, что тут посторонние. Варюшенька, моя милая. Да. Варя любит. Не верить этому я не могу.
    
Ввёл поправку в расписание. Сказал, что у меня есть билеты в театр на 12 декабря, и что она уже раньше соглашалась идти. Сначала возражала, но потом сдалась... Да и вообще, можно ли устоять против любви? Расстались хорошо. Обещала часто звонить, но редко видеться. А зато на каникулах будем вместе все десять дней. Нескоро я теперь увижу свою любимую.

6 декабря. Москва.
Сильный снег, особенно вечером, перешедший к ночи в метель с бураном. Днём с Сашкой Кучапиным занимался сейсмикой(1). Вовсю развёрнута предвыборная агитация. Каждый день приносят открытки, в коридорах и на лестницах развешивают десятки плакатов, каждый день приглашают на митинги.
    
Вечером с Варей был на катке. Получилось совершенно случайно. Я уже почти смирился с мыслью, что нескоро увижу Варю. А тут вдруг в четыре часа она звонит и говорит, что сегодняшний план занятий она перевыполнила и решила идти со мной на каток. Какая Варя молодец! После катка долго гуляли, и за всё я Варю наградил бесчисленным количеством поцелуев, впрочем, взаимных. Теперь-то уж Варя будет заниматься, и увидимся мы не раньше 12 декабря в театре.

7 декабря. Москва.
Проводы Володи Леонтьева в армию. Пьянка, гармошка, братья... гармонист пьян вдребезги... Не очень приятная компания. Сижу у Володи, а думаю о Варе. Вообще я всё время ловлю себя на том, что думаю о Варе постоянно. Она всё время у меня перед глазами... Не жениться ли?.. Но боюсь, что Варя откажет до окончания ею института...

12 декабря. Москва.
С утра разбудили громкоговорители на улицах: оркестры вперемешку с агитацией. Сегодня голосование, выборы в Верховный Совет СССР. Голосовал. Хорошая организованность на пункте. Вечером с Варей был в театре ТРАМ(2) на спектакле «Ночь в сентябре». Борьба стахановцев со старыми предрассудками и вредителями. Старая тема.

15 декабря. Москва.
Днём с Лёшей Михайловым и Сашей Кучапиным занимались геологией нефтяных месторождений мира. По телефону меня вызвали в институт: демонстрация по поводу результатов выборов. Демонстрация довольно скучная и быстрая. Холодно, метель. Всю дорогу нёс плакат, и побалагурить не пришлось.
    
Вечером звоню Варе. У неё в квартире дочь двоюродной сестры при смерти (два года). Что-то вроде менингита. Настроение у Вари плохое. Она попросила достать ей книгу Лапидуса по политэкономии. А у нас её не дают (нашли какие-то ошибки). Звоню ей: «Книгу не достал». Отвечает: «Жаль. Ну, всего». Но вижу, что «не всего». По голосу Варюши чувствую, что ей не по себе. Говорю:
     — Подожди, Варя, не всего... хочешь погулять?
     — Хочу.
     Коротко и ясно. А говорила, что до 23 декабря не увидимся. Сейчас же еду к ней. Как мне хотелось видеть её, как её недоставало. Этого нельзя описать словами, это надо чувствовать. Варя, как я тебя люблю! Какая она сегодня родная, хорошая...

17 декабря. Москва.
Сегодня день Вариных именин. Встретились у Любы. Захватил фотоаппарат. Варюша получила, наконец, советский паспорт. Я вроде не писал, что Варя и её семья были греческими подданными с греческими паспортами, хотя и жили в СССР с момента революции. Теперь Варюша равноправная советская гражданка. А как я боялся, как бы её не попросили удалиться в Грецию. Это было бы для меня самым большим несчастьем.
    
Долго гуляли по сырым мокрым улицам: оттепель.

18 декабря. Москва.
Днём занимался геологией нефтяных месторождений мира. Вечером звоню Варе. Говорит, чтобы я приезжал к Любе: у неё никого не будет, Люба ей оставила ключ и мы посидим вдвоём... Варечка! Какие страстные объятия...
     — Варечка, я тебя люблю, как никто...
     — Первый раз сказал...
     — Не первый. Сколько раз писал. Да ты и так видишь.
     — То всё не то.
     Для чего существуют соседи? И почему Люба так рано пришла и прервала наше счастье?
    
Долго гуляли по сырым скользким улицам. Сколько раз прощались, и сколько раз снова шли от трамвайной остановки! Сколько всё же радостей приносит любовь, сколько сомнений и, подчас, слёз.

20 декабря. Москва.
Снова с Варюшей встретились у Любы. Захватил фотоаппарат. Но Варюша сегодня не в настроении. Всё же умерла двухлетняя Оля, дочь Вариной двоюродной сестры. Варя сердитая, капризная. Чуть не поругались. Что она, издевается, что ли? А говорит, что любит. Говорит, что у неё плохой характер и советует мне её бросить. Расстались очень плохо. Сколько страданий она доставляет мне этим.

*****

(1) Сейсмология (от сейсмо- и -логия), раздел геофизики, изучает землетрясения и связанные с ними явления.
(2) ТРАМ — театр рабочей молодёжи.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/16/1235