Часть 2. Романтика дальних и трудных дорог

Светлана Ивановна Обрезкова
Фото из Интернета

А где-то в тайге, в комарином гуде,
Почти у дьявола на рогах,
Сидят у костра небритые люди
В брезенте и стоптанных сапогах.
Эдуард Асадов

Романтика дальних и трудных дорог...
Часть вторая

А кругом тайга - красивая и могучая. Многовековые деревья окружали лагерь со всех сторон.  Одна особенность:  совершенно не помню той фауны и флоры, которая была вокруг нас, и которая присутствовала в самом лагере. Удивительно, но факт.

Я настолько была поглощена тем, зачем мы сюда приехали, что сейчас, спустя столько лет, ловлю себя на мысли, что не могу ничего определенного  вспомнить, не говоря  уже о том, что что-либо рассказать. Очень обидно. Нет, есть  все-таки одно воспоминание - комары! Эти маленькие монстры, которые были всюду и днем и ночью…

Мы продолжали продвигаться вперед, отмахиваясь от комаров, но это оказалось бесполезным занятием. Наконец мы вступили на территорию лагеря. С правой стороны находилась кухня, мы сразу это поняли, как только ее увидели.  Срубленная  бревенчатая изба. Из трубы шел дым. Двери, кажется,  не было. А может быть была? Два открытых окна, вернее  просто проема, очевидно для раздачи и большой длинный стол со скамейками. 

На столбе около стола висел почтовый ящик. Возможно, было еще что-то, но я не помню. Должна заметить, что сама изба и стол находились на большой платформе, которая покоилась на сваях, вырубленных из дерева. Хотя,  как знать. Может быть, я ошибаюсь. Это было сделано в целях безопасности.

С левой стороны на земле покоились небольшие бочки, как выяснилось потом, с горючим. Кажется, там была солярка.  Потом  мы этой соляркой разжигали по утрам нашу печь. И однажды чуть не устроили пожар. Вернее, он все-таки случился. Недалеко от кухни еще находилась емкость с водой.

Пройдя чуть дальше, мы увидели  нашу палатку, она стояла отдельно от остальных, и была достаточно близко к кухне. Все ребята  сделали своими руками. Палатка была большая. Внутри посередине стояла  приличных размеров деревянная кровать.

И еще один важный атрибут: прямо над кроватью висел огромный  белый марлевый шатер - балдахин,  ну прямо как в «Тысячи и одной ночи». 

«Балдахин над кроватью — ткань, подвешенная на карнизе или колоннах, которая прикрывает кровать. Изначально балдахин над кроватью был предназначен для защиты от сквозняков и помогал укрыться от любопытных глаз».

В нашем случае, так мы спасались от нашествия комаров и мошкары. Чуть в стороне от нашего жилья, находились  палатки ребят. И еще одна палатка, в которой располагался штаб отряда. 

Да… почувствовав себя принцессами, мы быстро разложили вещи и направились на кухню, чтобы уже сразу приступить к своим прямым обязанностям. Хочу добавить, что настроение у меня было приподнятое, можно сказать я была счастлива. Это было именно то, чего я так хотела…. 

Итак, прибежав на кухню,  мы стали с ней знакомиться. Кухня была тоже  достаточно большая. Посередине стояла огромная печь, на которой важно восседали такие же огромные кастрюли, литров так,  на 50. Ну а вокруг небольшие  разделочные столы.  С левой стороны находилась кладовка: мешки с  продуктами, коробки, консервы. В общем, все то, что необходимо нам для нормальной работы.
 
Покрутившись на кухне, мы выслушали массу наставлений от комиссара, потом спустились по лесенке на землю и обошли нашу кухню со всех сторон, одновременно изучив местоположение нашего лагеря. 

А находился он на небольшом бугре, внизу которого вдоль неглубокого оврага протекала небольшая речка, или пруд. Склон был достаточно пологий. До сих пор помню, как  я в одиночестве тащила 40-литровый бидон с компотом в речку, чтобы остудить его.

Но прежде надо было спустить его по лестнице на землю…  Да…. Вот она моя романтика! Моя напарница была в это время на кухне, там надо быстро заканчивать  работу. Ведь скоро придут ребята!  А мне надо было срочно охладить компот!  Но я не грустила.  Больше переживала за то, что он не успеет охладиться к их приходу.

Добросовестно пыхтя и поворачивая бидон с одного бока на другой,  я дотащила его до обрыва. Посмотрела вниз. С горем пополам, я стала медленно спускаться с обрыва, опять совершая небольшие шаги и повороты с самим бидоном. До сих пор не понимаю, как я с ним не покатилась по склону!

Естественно я его не поднимала. Просто крутила.   В конце концов, бидон был погружен в воду. Помогала мне подружка  на склоне  обрыва или нет, я не помню, скорее всего, нет. Но  однозначно утверждать не буду.  Возможно, она ко мне все-таки подбежала.

Со всех сторон лагерь был окаймлен огромными вековыми деревьями. Назвать их поименно я не могу, к сожалению. Наконец, покончив с осмотром лагеря и прилегающих окрестностей,  мы  приступили непосредственно к своим прямым обязанностям. 

***

Отряд насчитывал человек 50. Я боюсь сейчас ошибиться. Но, судя по тем кастрюлям, так оно и было. Главная наша задача в момент приезда: правильно рассчитать количество продуктов, чтобы приготовить первое, второе, третье и даже четвертое блюдо на всех. И главное, чтобы всем хватило.

Мы очень старались, и с большим энтузиазмом приступили к работе. Вставали  где-то в районе 3-х часов утра, чтобы успеть приготовить завтрак. Завтрак, как обед и ужин, состоял из трех блюд. Обязательно было первое второе и третье.  Ребята поднимались в районе семи часов. Совершив утренний ритуал, они завтракали и спешно уходили на работу.

Мы тоже не сидели, сложа руки, надо было убрать все, вымыть посуду и готовить уже обед. Тоже первое, второе, третье. Еще мы очень часто пекли торты, наверно жарили и блины. У нас были: сухое молоко, сухие дрожжи, сухой яичный порошок. Поэтому достаточно легко мы замешивали тесто, разбавляя все теплой водой, и занимались выпечкой.

Очень часто делали и квас. Дрожжи были, сухари тоже! Сахар - пожалуйста!  В первый раз, когда ребята пришли с просеки и попробовали нашего кваса,  охнули. Квас больше смахивал на брагу, нежели на приятный прохладительный напиток. Но  все-таки они его допили!  Боюсь, и захмелели немного. Но виду не подавали!

Да! Не рассчитали  с дрожжами. В следующий раз мы действовали более осторожно с пропорциями. И у нас дальше все получалось нормально.

Потом обед, небольшой отдых у ребят и опять поход в тайгу. Возвращались они поздно  вечером. Ужин  у нас был  уже готов!  И опять первое, второе, третье… Сил у ребят уходило много, уставали они очень сильно, работая по 13часов в сутки, а может быть и больше, поэтому и питание  должно было быть полноценным и в большом количестве.

После ужина ребята разбредались по палаткам, занимались своими делами, и вскоре засыпали. А мы продолжали трудиться, надо было помыть всю посуду,  навести порядок в кухне и подготовиться к завтрашнему дню.

Набрать воды в кастрюли, возможно, почистить картофель. Чтобы утром его отварить.  Уставшие мы покидали кухню в районе 12 часов ночи. Когда как.  Иногда чуть раньше, иногда чуть позже. Забирались под шатер и проваливались в глубокий  сон, чтобы потом подняться в 3часа утра и начать все заново. В итоги мы спали 3-4 часа в сутки. 

По истечении некоторого времени  у нас началось  хроническое недосыпание. Такого темпа мы долго выдержать не могли и однажды просто проспали, за что нам сильно влетело от комиссара. Ребят - то будили мы!  В итоге мы с космической скоростью приготовили завтрак, а ребят пошли будить позже.

Но «благодаря нам» они немного дольше поспали! Помимо недосыпания,  я уже в это время чувствовала сильное недомогание.  Что со мной было, я узнала гораздо позже. Видно дал знать тот злополучный день, когда я тащила бидон в речку.

***

В конце концов, мы приспособились.  Решили: рано подниматься будем по очереди. По утрам, сначала вставала одна из нас, а другая спала вплоть до того времени, пока не просыпались ребята. И  потом мы вместе уже начинали колдовать на кухне. Это первое.

Второе. Комиссар, понял, наконец, что нам нужен помощник на кухне, то есть крепкие мужские руки, чтобы таскать тяжести, подносить дрова.  Он выделил такого помощника. Но он был с нами не целый день. Помогал пару часов, а потом уходил в тайгу. В обед и ужин опять немного помогал и потом опять возвращался к ребятам. Это очень облегчило нашу работу. Возможно, он был с нами с самого начала? Но почему я тащила бидон одна? Не знаю.

День проходил за днем. Состояние моего здоровья стало ухудшаться.  Хотя  я старалась виду не подавать. Но комиссар человек наблюдательный. Однажды он меня вызвал к себе и долго меня пытал, а я молчала как партизан. В итоге мне пришлось сказать. Он даже пытался отправить меня домой. На что я категорически отказалась. Буду работать.

В общем,  мы продолжали  трудиться.  Я старалась тяжести не поднимать. А потом постепенно мы втянулись в работу, у нас уже был помощник, и это облегчало наше с подружкой колдовство вокруг незатейливой печки, которую  по утрам обязательно разжигали соляркой, да так наловчились, что этот процесс стал занимать у нас  очень мало времени.  А главное,  мы быстро   готовили завтрак!

Но однажды, произошел случай, от которого мне до сих пор становиться страшно. Не знаю, кто из нас плеснул солярку в печку. Но случилось то, чего мы опасались больше всего.  Плита стояла посередине избы, позади  и чуть левее был  небольшой стол, а на нем что-то лежало.

Солярку в этот раз плеснули неудачно.  Пламя с катастрофической скоростью переметнулось на этот маленький столик, все в секунду было охвачено огнем, и еще через секунду огромные языки пламени  уже лизали  потолок. Наталя, от отчаяния и безысходности,  в порыве  схватила  пятидесятилитровую кастрюлю с водой, которая стояла на  плите, подняла ее  и выплеснула  всю воду на огонь. Она держала кастрюлю на уровне своей груди. 50 литров!  Раздумывать просто было некогда. За нас работала интуиция и еще что-то такое, что нас заставило молча  производить именно эти действия. На все это ушло каких-то  несколько секунд!

А я орудовала другими предметами и поливала оставшиеся языки пламени компотом, приготовленным на обед. Пожар был ликвидирован, оставив после себя запах гари и черный обугленный угол позади печки. А было только раннее утро. Ребята продолжали спокойно спать, они ничего не слышали. Мы очень надеялись на это. Наверно боялись, что нас будут ругать. У нас еще было время, чтобы кое-как замести следы от пожара и приготовить завтрак….

После этого случая, мы долго не могли придти в себя.

Спрашиваю: «Наташа, как ты смогла поднять кастрюлю?» - «Не знаю…, наваждение какое-то…».  Она находилась в шоковом состоянии. Долго еще мы не могли понять, как это получилось. Словно какая-то сила проснулась в ней и заставила сделать то, что она, наверно, в обычных условиях не сделала бы. Главное, мы не растерялись.  И времени на то, чтобы принять решение, просто   не было.

А страх мы испытали гораздо позже, когда подумали, что могло бы произойти, если бы на плите не было этой вот кастрюли с водой и компота, которые мы с вечера уже приготовили…  Огонь быстро бы распространился по всей кухне и никакая сила уже не могла бы его остановить.  Ну а что было бы дальше, трудно даже представить….  Кругом  тайга…,  на сотни километров одна тайга….

Потом мы пошли будить ребят. Они, кажется, в первый момент вообще ничего не поняли и не заметили. Хотя запах гари еще стоял,  и тоненькие струйки дыма поднимались вверх. Да и некогда им рассматривать кухню, были дела и  более важные…. Мало ли чего там приключилось.  Ну, обгорело немного.  Хотя, видно было здорово. Но они больше в этот момент смотрели на нас и на тарелки, которые мы им подавали…

Дальше мы с большой осторожностью действовали с этой соляркой. Я, первое время, после этого случая, вообще боялась даже до банки дотрагиваться, не говоря уже о том , чтобы разжигать   дрова таким вот способом.    Да...,   тяжелый случай….

Нижневартовск-Сургут
Январь 2012года

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/01/16/1198