Дневниковые записи. 1936 год. Часть 53

Михаил Ильич Суббота
Часть 53


20 ноября 1936 года. Москва.
Зима. Утром -9.
Сегодня после общеинститутского комсомольского собрания был очень приличный концерт. Познакомился со студенткой второго курса общетехнического факультета (будущие технологи) очень игривой и весёлой евреечкой Ривой, подругой Тамары Вишняковой. Надо воспользоваться этой новой тропой для приятного времяпрепровождения и отдыха. Странно, почему мне больше везёт на евреечек? Рива (номер два) держит себя очень свободно и весело. А я пришёл к выводу, что мне нужно знакомиться с девчонками весёлыми (но не очень легкомысленными) и с некоторыми причудами: такие никогда не наскучат и не будет происходить недоразумений, как с Ривой Аронс (Рива номер один).

29  ноября. Москва.
Погода стоит зимняя и очень ровная. Два прошедших дня шёл снег. Снегу уже много. 25 ноября по радио вечером слушал доклад Сталина на VIII Чрезвычайном Съезде Советов по утверждению новой конституции. Интересный доклад по содержанию; но говорит Сталин с сильным грузинским акцентом, что делает не всё разборчиво.
    
В прошлый выходной после долгого промежутка времени зашёл ко мне Володя Леонов и удивил новостью: он уже почти женился на студентке параллельной группы своего института Ольге Гренивицкой. Сейчас он занят поиском комнаты, чтобы уже окончательно оформить женитьбу.
    
Несмотря на то, что группа наша стала за последнее время слишком серьёзной, иногда ребята здорово дурачатся. Как-то Стоцкий немного опоздал на урок теплотехники. Сейчас же у проекционного аппарата появился Талдыкин, зажёг свет (окна были затемнены) и вставил разрез коленчатого вала в коробку, наведя изображение на экран доски. Там же появился Быховский и начал плести такую чушь, что нельзя было удержаться от смеха. «Вот это головки штырей, — говорил Быховский, водя рукой в неопределённом направлении по экрану, — на которые надевается...» — «Эй! Быховский! — кричит ему Крылов, — что же это такое? Там две головки, а у тебя всего одна... седай на место!» В кабинете стоит хохот. Девчата делают непонятливые рожицы, но сами рады. А тут ещё воспользовавшись темнотой и замешательством, поднимается Крылов и кричит во весь голос: «Внимание! Сейчас Белов объяснит, как попасть через эн-же (Ng) в эн-ли (Nl)». Тут уж никто не может удержаться от хохота. Сначала многие не поняли, в чём дело, но, разобравшись, хохотали форменным образом до слёз.
    
Сегодня в институте вечер по поводу предстоящего 100-летия со дня смерти  Пушкина. Я не хотел ехать на вечер, так как вечера самодеятельности редко бывают хорошими. И поэтому поехал к Алле. Но дома никого не было, волей-неволей пришлось ехать на вечер. И не напрасно. Вечер вышел очень приличный. В институте оказалось много хороших певцов, танцоров и артистов. А главное, совершенно для меня неожиданно познакомился с одной девушкой. Когда она вошла, все места уже были заняты. На неё многие обратили внимание: высокая, стройная, хорошо одетая, с красивыми рыжими волосами (а рыжие волосы редко бывают красивыми), очень свободно себя держала.
    
Такие птицы редко заглядывают в наш институт, а потому и видеть их очень необычно. На вид ей можно дать лет 17-18, но по своему довольно свободному поведению она уже совершенно самостоятельная девушка. Мог ли я рассчитывать на знакомство с ней? Над этим я не задумывался и не пытался: я таким девушкам не доверяю.  Но получилось так, что она оказалась возле меня, я с ней заговорил, затем впереди занял места... Она оказалась очень весёлая и неглупая.  Внутреннее её содержание выше, чем я мог ожидать по внешним признакам. Рассказала, что она сейчас на практике в акушерской больнице. Учится на последнем курсе в медицинском техникуме (там срок обучения три года) на акушерском отделении. Жалуется, что в техникуме почти одни девчата. Зовут её Аней Егоровой.  Дала свой адрес и телефон. Проводил её до дома (район Крестьянской заставы), договорились 5 декабря идти вместе на каток. Могу ли я доверять моей незнакомке Анечке? И да, и нет. Но если она обманет — пусть, я не буду жалеть. Это случайное знакомство, я не рассчитываю на его долговечность. С таких девочек большего требовать нельзя. Из всего этого я делаю лишь один практический вывод: у меня способов знакомиться гораздо больше, нежели я когда-либо от себя ожидал.  Я почти до самых последних дней находился в положении Льва Толстого в молодости, который стеснялся своей «безобразности» и избегал девочек.

3 декабря. Москва.
Вчера пришла оттепель, +1, сегодня даже дождь. Катки «ЦДКА» и «Динамо» открылись 24 ноября, но сейчас они испортились. Анне Егоровой я пока не пытался звонить. Мало времени, а если с ней свяжешься, трудно будет видеться редко. Сегодня в институте для любителей было кино «Коллежский регистратор»(1). Пошёл я с надеждой увидеть Риву (номер два). Но опоздал, она была в весёлой компании. Неожиданно меня усадила одна девчонка с общетехнического факультета второго курса. Среднего, или несколько ниже, роста, круглая; иных примет нет; она очень нравится Хаджи Миндзаеву, но мне безразлична. Когда началось кино, неожиданно для меня она стала ко мне прижиматься. Что мне оставалось делать? Она ещё крепче прижалась своей пышной грудью... вот чудеса! А в конце концов я даже не узнал её имени, когда провожал до трамвая (зачем дальше?). А затем у трамвайной остановки меня «прокатила» Рива (номер два): она видела, наверное, меня в кино. И вообще: за двумя зайцами погонишься... Заходил вечером Володя Леонов. Хочет завтра окончательно оформить свою женитьбу: Ольга требует идти в ЗАГС.

5 декабря. Москва. 
На факультете уже почти официально говорят о том, что из нас сделают промысловых геологов. Это мне очень не нравится. В группе начинается буза в полном смысле этого слова. Декана Карасёва крыли так, что он не знал, куда деваться. К нашему несчастью за него заступился Пустовалов. Я вначале писал, что мне очень понравились лекции Н. Н. Смирнова. Я поспешил с выводом. Может быть, потому что время очень ограниченное, и он слишком уж спешит. Много повторяет, делает лишние вступления «для школьников». По мнению профессора Смирнова кварцевые люберецкие пески являются дюнными песками. Кварциты являются явлением вторичным, зависящим от циркуляции холодных растворов кремнезема.
      
Практика у нас будет, по-видимому, на Урале. Перед практикой полагается двадцатидневная экскурсия для получения навыков. У нас агитируют за экскурсию по Крыму.
    
Вечером моросит дождь, на улице слякоть, холодно. Позвонил Ане Егоровой. Катки закрыты. В кино — поздно. Решили сегодня не встречаться. А завтра у неё в техникуме маскарад. Приглашать к себе в институт её не хотелось, на меня совсем тогда девчата обидятся. Договорился с ней, что завтра вопрос будет выяснен.
    
А сегодня последний раз поехал к Алле. У неё надо было забрать книги. Алла оказалась, в конце концов, всё той же странной своенравной «девочкой». Ей замужество не помогло, кажется, что Алла совершенно не обладает женским чувством, а есть какое-то болезненное бесполое существо, много о себе думающее. Пора с ней расстаться. Аня в сотню раз лучше Аллы, хоть и она далека от моего идеала. Алла звала к себе, звала на каток, и я как будто согласился... согласился из вежливости... А может быть, и она звала меня только из вежливости? Алла не имеет искреннего чувства. И несмотря на то, что учится она на отлично, мне она кажется глупой «женщиной».

6 декабря. Москва.
Сыро, 0. С утра сегодня демонстрации по поводу утверждения VIII Съездом Советов СССР новой Конституции. Демонстрация мощная. После демонстрации по пути домой я поехал до метро с Ирочкой Кок (она недавно вышла замуж). В спутницы сначала набивалась мне Аня Пронина. Говорит, что если я думаю о том, что она замужем, то это не верно: она наболтала. Но меня это не трогает, так как с Ирочкой я договорился раньше. Странно — ведь у неё нашлось бы много попутчиков, а она приглашает меня. Я же ведь с ней совершенно ничего не имел, а многие ребята пытались к ней присоединиться.
    
В пять часов, как договорился, звоню Ане. Видно, что она ждала звонка. Спрашиваю, приедет ли она к нам в институт? «А у вас будет что-либо?» — спрашивает она. «Да», — отвечаю. «Приеду обязательно, жду подружку», — говорит она. Спрашиваю: «За вами заехать?» «Нет, не надо, мы сами с подружкой, а когда начало?» и т. д.
    
В институте выступают делегаты Съезда Советов, председатель Совнаркома Азербайджана и др. Аня с подружкой приехали позже. Несмотря на то, что без билетов не пускали, они прошли. Сначала прошла Аня. Когда её стали останавливать, она сделала удивлённое лицо, закатила глаза и невинным образом сказала: «А вы закройте глаза, и я пройду!» Выручить её подружку помог прохвост Грумо. Он и в прошлый раз пытался было приставать к Ане, но получил отпор.
    
Вначале они были с Грумо, но во время перерыва перед художественной частью подошли ко мне. Познакомила меня со своей подружкой Люсей. Я в свою очередь познакомил их с Лёшей. Вечер был хороший. Но больно уж не нравится мне идиотское лицо артистки Рины Зелёной(2).
    
Ну и горяча же Аня. Ведёт себя совершенно свободно. С ней никогда не будет скучно. Во время танцев мы сидели в уголке. Оказывается, Аня учится ещё на первом курсе кинотехникума (актриса). В техникуме она почти всегда выступала на вечерах. В третьем часу ночи пошли домой. Трамваи уже в парках. Аня решает ночевать у Люси, куда я их проводил. Аня пригласила меня на завтра к себе учиться танцевать.

7 декабря 1936 года. Москва.
Днём занимался с Лёшей электротехникой, затем поехали к Ане. Люся уже была у неё. К сожалению, у патефона лопнула пружина, и нам пришлось идти в кино. Анечка... Одно плохо: она слишком высокая. Опять поздно пришёл домой. Теперь дело будет.

*****

(1) «Коллежский регистратор» («Станционный смотритель»), СССР, МЕЖРАБПОМ-РУСЬ, 1925, ч/б, 90 мин. Драма. По повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
(2) Зелёная Рина (Екатерина) Васильевна (07.11.1901, Ташкент — 01.04.1991, Москва), актриса, сценарист. Народная артистка РСФСР (1970). С 30 гг. выступала с рассказами о детях («О маленьких для больших»), своеобразно имитируя детскую речь. Снималась в кино.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/15/988