Жертва продолжения ч. 165

Сергей Владимирович Жуков
                §165.  Жертва продолжения

   Жертва - понятие растяжимое, протяженное и продолжительно. Между тем продолжение есть не только дополнение к чему-нибудь, но и связующее звено в бесконечной цепи бытия.
Например, о человеке, призванном продолжить великое дело, часто говорят, что он пытается соединить несоединимое, а именно - прошлое с будущим.
Продолжение - это мост, проложенный над бездной, выплеск незаслуженно забытого прошлого сквозь затемненное настоящее к творимому будущему.
Продолжающего или наследующего культуру минувшего, часто не понимают, ибо он, исполненный былого, живет в настоящем, устремляясь в грядущее.
Родство эпох и близость людей прекрасно выразил поэт Леонид Мартынов, сказав о будущем «настающее настоящее».

  В то же время случаются такие эпохи господства псевдокультуры, когда все держится на какой-то ниточке или паутинке продолжения.
Такой жертвой продолжения вполне может быть назван великий русский философ А.Ф.Лосев, которой на протяжении почти столетия продолжал и всемерно обогащал линию развития русской классической философии, проведя ее сквозь мглу безверия.

   Осознавать себя продолжателем дела, видящим путь, наследующим знание - значит видеть себя жертвой. Без этого представления никогда не может получиться должного следования.
Истинное следование не просто вторение, удвоение, подражание, но какая-то тянущаяся с годами стыковка того, что было, с тем, что, возможно, не осуществится никогда.
Можно сказать так - продолжение есть связь познающего с непознаваемым. В таком случае расстояние от исходной точки до конечного пункта становится бесконечно далеким.
Продолжение не чтоиное, как история, ибо вся история, по мнению Н.А.Бердяева, есть отражение истории небесной. 1
 
   Отражение же некоторым образом является параллельным продолжением.
Меж тем с точки зрения теоретиков исторического материализма К.Маркса и Ф.Энгельса история предстает лишь совокупностью экономических отношений в их непрерывном развитии. Подобное положение отчасти не лишено оснований.
Конечно, в отличие от апологетов «рыночной экономики» основатели марксизма были романтическими материалистами и гуманистами.
Экономика 20-го и 21-го веков является извращенной всепоглощающей совокупностью потребностей человечества.
Родители говорят о детях - это мое продолжение.

   Может ли Господь сказать о нас, неразумных чадах своих, что мы его продолжение? Наверное, нет, и не только потому, что он Творец, а мы твари. Есть и до скончания веков будут появляться люди, которые продолжают Божье дело, явленное нам в безмерной любви и крестной жертве Иисуса Христа.

   Итак, продолжайте и будьте продолжаемы! Утрата национального соответствия, обеднение и во многом утрачивание родного национального языка и культуры лишает Славянство жертвенного продолжения. В самом слове «продолжение» присутствует корень «долг» и это не случайно. В продолжении заключается самоотдача или жертвенность.


1 Бердяев Н.А. Смысл истории.-М.,1990.-С.35