Война план покажет

Григорий Пономарчук
      
        Из серии автобиографических мини-очерков «КАМНЕПАД»

        Среди деловых людей в ходу поговорка: «Главное – ввязаться в бой, а там – война план покажет». Корни этого «девиза смелых»  в далеких-предалеких временах, когда  полки защитников и захватчиков выходили друг против друга с палицами, топорами и просто с кулаками. Первыми на бой выходили командиры, и от исхода этой схватки зависели дальнейшие планы и действия сторон. А всяких штабных премудростей еще  не знали. Но, поговорка осталась. И ею часто пользуются, когда уговаривают соратников, или подчиненных идти «в бой» без надлежащей подготовки, «надежных разведданных» и прочих гарантий успеха. Уповая только на смелость и сообразительность «по ходу дела».

          Хочу на этот счет поделиться опытом. Столетиями живет  поговорка - как заклинание перед боем. Как главный аргумент поступка. Как последний выдох перед смертельным броском: война план покажет! Ситуации, когда, что называется, «не до планов и размышлений», возникают в нашей  жизни нередко и, едва ли, не с пеленок.  Про пеленки я может и перегнул, но, вот Вам случай из моего отрочества.

        Седьмой класс. Весна. Накануне экзаменов. Выходим  из школы: солнце высоко, жара. Что Вы хотите? Темрюк. Внизу, под горкой Кубань – как на ладони... И, вдруг, всех, как электричеством: с криком «Ураааа!», не сговариваясь, всей ватагой ринулись вниз. Подхваченный общим вихрем, я тоже качусь под горку. На ходу пронзает: это ж все - купаться…    А я? Я-то куда? Страх и стыд мгновенно меня накрывают. Но я продолжаю бежать... Рядом -  друг  Женька. Я всего-то с зимы в этом классе, но мы уже успели тесно сдружиться. И даже такой близкий друг понятия не имел о том, что я совершенно не умею плавать. Не говорить же ему об этом сейчас, на бегу. И не поймет, и не услышит, и вообще… 

        Для принятия решения - секунды. Я, как и все, по дороге сбросил  лишние одежды и уже ничем от остальных не отличался… внешне. А что делалось внутри?! Сей час могу с уверенностью сказать, что «точку не возврата» я проскочил волевым путем, а дальше – автопилот.

       На первый взгляд, ничего особенного. Что волноваться? Прыгнул себе в речку, побултыхался со всеми… Я, ведь, до этого только в прудках и «бултыхался», где помельче.  А, здесь судьба неожиданно приготовила мне сюрприз. Супер-сюрприз. Широкая и полноводная Кубань  в своем самом полноводном месте. Берег, на который  мы набегаем – крут не в меру. И, в довершение картины: все бегут прямо на причал. Они здешние – знают, что делают. Летят все, как на крыльях, как сумасшедшие. Мне просто было бы не остановиться в этой массе – они бы все об меня…

        …В моем сознании успела мелькнуть откуда-то сбоку информация: раньше здесь ходил паром, значит глубина – самая-самая! Вот такой был последний импульс. Я вместе со всей компанией - на дебаркадер и… Кто как! Подпрыгивают, и - в воду! Ещё успеваю «подумать», как лучше, с  меньшими потерями для здоровья сложиться и… ныряю солдатиком...

        Сейчас, когда много лет прошло, я заново переживаю те  -  несколько минут кошмара. Как мне удалось не  утонуть? Задним числом я разбираю всё по секундочкам: и прыгнул солдатиком, чтоб скорее до дна дойти, и, сгруппировавшись,  резко оттолкнулся от дна, и выбирался наверх, загребая руками, как настоящий дайвер…  Все эти действия были. Но были такие мысли? Скорее, нет. Всё на интуиции. Как мне хватило воздуха? Говорят, глубоко там было – метров семь-восемь, а, может, и глубже.

        Но, этим дело не кончилось. Выскочил я на воду. И, кому там до меня дело? Все плескаются, бесятся…  Природный инстинкт меня выталкивал из воды, я кричал, размахивал руками, но не успевал набрать воздуха и, захлёбываясь, уходил под  воду…  А река несётся, как самолёт. Меня  проносит мимо всех друзей.  Ещё пару нырков, и меня уже никто не увидит. Может быть, никогда.

        Если бы это случилось со мной сегодня, не дожить бы мне до спасения –  умер бы от ужаса. Не могу сказать, в чём тут собака зарыта, но, спас меня, именно,  друг Женька…
      
        Как потом выяснилось, все видели мои выкрутасы на воде, но никому и в голову не могло прийти, что человек, ныряющий в такую глубину и быстрину, может не уметь плавать. И только  Женьке стукнуло такое в голову. Почему? Телепатия? Жаль, судьба  раскидала нас сразу же после экзаменов. Это была короткая, но настоящая дружба. Когда всё хорошо закончилось, и Женька пришвартовал меня к берегу, далеко вниз по течению от злополучного дебаркадера, мы с ним долго отходили от всего этого. Он спросил меня: «О чём думал, когда прыгал?» В ответ я неопределённо пожимал плечами:  мол, не знаю…

         Сегодня  могу с полной уверенностью сказать - ни о чём я не думал. Но, моё подсознание говорило мне: «Прыгай! Война план покажет!». Из этой истории я сделал вывод – бой без  тщательно продуманного плана может закончиться катастрофой.

        Хочу добавить: планы – планами, но на войне неплохо бы иметь поблизости  хорошего друга.