Ротник

Сергей Лифантьев
- Скажи ротник, что ты после боя делаешь?

- Товарищей раненых перевязываю да рассказами боль им утишаю. Бронь да оружие правлю, в новый поход готовлюсь. Да еще – убитых хороню и что сказать их семьям думаю.

- А добычу брать?

- На то купцы обозные да тиуны княжьи охочи. Налетят как муравьи на падаль – голые кости после себя оставят. А говорят люди, будто рать их пограбила.

- А славу принять?

- То князьям да их ближникам сподручно: доспехи у них злаченые, в битвах несеченые, стяги алые, да кони сытые. Им, сияющим, хвалу удобней воздать. А нас -–поди разбери, кто герой, а кто простой: у всех бронивороненные биты, у всех лица обгорелые, у многих алым стягом на ранах повязки. Глянуть на нас страшно.

- А пиры богатырские.

- То князьям потеха. Им трупье не собирать, раненых не таскать, бронь не чинить – на все слуги есть. Нам не до того.

- Может сам ты кого из врагов ненавидишь?

- Да я ж из них-то никого и не видал ранее!Ваську-вора с нашей улицы знаю, за что под лед бы пустил, а в чем у этих предо мной вина?

- За что же вы, ратники, бьетеся?

- А за то, чтоб на своей земле без опаски жить да с туда своего все своей семье нести. Да за то, что рабами наши дети не были, чтоб никто без опаски их обидеть не смел. Да за то еще, чтоб знала иноземщина, что рождает Русь свободных воинов,а не рабов для чужих детей! А еще за то, чтобы на могилы дедовы внуки беспамятные помои не лили, чтобы совесть свою сохранить нетревоженной, чтобы по смерти моей с моего тела русской земли пополнилось. А еще – чтоб сказал про нас враг: «вот, русских воинов позвала на бой их Родина», а не «вот, князь холопов нагнал – дубинками нас пугать».