Репортаж. И ветер принял наши паруса

Юрий Комболин
«Гринда» не выдержала первой: в матовых северных сумерках «летучим голландцем» выскользнула с акватории Архангельского яхт-клуба за мол, прицепилась к буксирному теплоходику и ушла за Кегостров. Потом, звонко застучав маломощным подвесником,  отвалил от стенки дебаркадера «Орион» и, неожиданно шустро, побежал в том же направлении. А «Соловки» всё никак не могли собраться. Наконец, и у нас объявили отход. Спрыгнул на берег мастер международного спорта, известный своими победами, яхтсмен В. Ружников, провожавший сына Андрея, вчерашнего десятиклассника, на первую гонку.
Глухо заурчал дизель, и тринадцатиметровые «Соловки», легко развернувшись, взяли курс к месту старта одиннадцатой стомильной гонки – соревнования, открывающего сезон крейсеристов.
Инициаторами этого состязания в 1959 году выступили северодвинцы. Гонка завоевала популярность среди спортсменов и стала традиционной. Были времена, когда она собирала на старт более двадцати экипажей крейсерских яхт, когда, кроме судов общества «Водник» и спортклуба «Север» и «Беломорец», в ней принимали участие и парусники «Труда». Но, несмотря на разную представительность, интерес к ней был неизменным.
В этом году у острова Питер, что в Никольском рукаве, собралось только 12 крейсерских яхт, тринадцатая – новичок гонки яхта «Архангельск», заявленная на соревнование, участия в нём так и не приняла. Не вышли на старт и участники прежних гонок: крейсеристы «Труда», экипажи «Борея», «Аси», «Гренады», «Анзера» (все – «Водник»), некоторые северодвинские яхты. Объясняется это, прежде всего, затянувшейся из-за погодных условий подготовкой яхтсменов к сезону. Но другие-то подготовились, значит надо было просто напрячь силы, не жалеть времени.
Прекрасны крейсерские яхты, их можно сравнить на ходу с чайками в полёте. Ещё без парусов они стояли на якорях у острова Питер и в предстартовом напряжении подрагивали на речной волне.
От «Руси» отвалила юркая резиновая лодочка и принялась сновать от парусника к паруснику, развозя капитанов с судейского совещания. Загремели цепи поднимаемых якорей, затрещали лебёдки, захлопали не взявшие ещё ветра поднимаемые паруса.
- Грот поднять! Геную поднять! Бизань поднять! – раздались команды капитана «Соловков» мастера спорта В. Степаненко.
И наша яхта ожила. К парусам, лебёдкам бросились вахтенный помощник В. Филимонов, матросы В. Орлов, С. Ушаков, В. Филимонов (младший), П. Петров, юнга А. Ружников. Минута – и белые ножи парусов вспороли мокрый ночной воздух, и ветер принял их.
В 2 часа 30 минут 30-го июня третья ракета, шипя, раскалённым шилом вошла в мокротень редкого дождя, и одиннадцатая стомильная гонка крейсерских яхт началась. Парусники затолкались на старте, мешая друг другу, три из них сделали фальстарт и теперь отвалили в сторону для нового разворота, остальные, накренясь, вышли на трассу. И тут, как прорвало: дождь полил крупно и плотно. Глухо, но сильно застучал по мокрым уже парусам, рассыпался дробью по палубе и каюте, высекая брызги. Будто не только яхтсмены ждали этой третьей, особенно звонкой ракеты, а кто-то ещё там, наверху, и дождался, и, невидимый, дёрнул за шнурок, и разверзлись низкие облака, исторгнув водопад дождя.
Тяжело набирали скорость «Соловки», всё-таки двенадцать тонн водоизмещение. Юркие «Драконы», переделанные энтузиастами в крейсера,  оторвались от остальных и уже чертили парусами небо впереди, а мы только сделали один галс, но вот сделан поворот на ветер, и наше тяжёлое судно ходко рванулось вдогон.
Легко обходили мы соперников. Вот уже и основной конкурент – яхта нашего класса «Возвращение» осталась позади. Впереди была только чистая вода, когда случилось непредвиденное: яхту тряхнуло, ещё раз, и она стала, подвернула и заполоскала парусами – мы сели на мель.
Нет ничего неприятнее для гонщика, чем видеть, как тебя обходят соперники. Благо, что у нас не было времени и возможности наблюдать это: все работали в крайнем напряжении сил – убирали паруса, запускали дизель, готовили надувную лодку для заводки якоря, толкались спинакер-гиком с носа, заваливали судно то на правый, то на левый борт.
Сорок минут прошли как мгновение. Уже последняя яхта, из тех, что сделали фальстарт, ушла к горизонту, когда мы вывели «Соловки» на чистую воду.
Итак, всё надо начинать сначала.
Всю ночь и до полудня работали с парусами, и к первому поворотному бую Унской губы в районе Пертоминска мы подошли, опережая яхты почти на два часа.
Поворот – и ветер во все паруса! Сразу поставили спинакер – громадный красно-белый пузырь, доведя площадь рабочих парусов до 200 квадратных метров.
Трудно нести спинакер на неустойчивом ветру, но мы удерживали его больше часа, значительно увеличив отрыв от преследователей. Капитан, вахтенный помощник В. Филимонов, матрос В. Орлов – опытные яхтсмены – использовали малейшее усиление ветра для новых и новых подъёмов этого гигантского паруса. Работа это трудоёмкая, но гонка тем и живёт: кто больше поработает – тот и лидер.
Однако, лидеру всегда труднее. Мы уже «зацепились» за остров Мудьюг  и считанные мили оставались до второго поворота – Мудьюгского приёмного буя, когда судно попало в полный штиль.
Два часа стоянки с безжизненными парусами, и чистый доселе горизонт забелел гротами соперников: нас настигали.
И опять – «Возвращение». Оно прошло мимо нас, уходя под берег, чтобы по прямой пройти поворот. Они прошли, а у нас, словно на заколдованном месте, всё ещё не было ветра. Наконец, паруса «Соловков» вздрогнули от лёгкого сначала дуновения ветерка, наполнились, и яхта бросилась на поворот.
Прошли мы его всё-таки первыми, опередив «Возвращение» минут на десять.  А через два часа финишировали у острова Кумбыш, показав абсолютно лучшее время одиннадцатой стомильной гонки крейсерских яхт.  Но победу в нашей группе одержало «Возвращение» (спортклуб «Беломорец», капитан Б. Антонюк). Сказала своё слово поправка на парусность, водоизмещение (меньшее, чем у нас) и возраст судна.
Победителями во второй и третьей группах стали экипажи крейсеров «Эксперимент» (спортклуб «Север», капитан Ю. Найчук) и «Прометей» (спортклуб «Беломорец», капитан В. Зорин). Яхты «Феникс» (капитан В. Чичерин) и «Орион» (капитан В. Червяков) общества «Водник» заняли второе и третье места в третьей группе.
Крейсерские гонки – это спорт, воспитывающий у спортсменов мужество, упорство, волю к победе. И, конечно, у нас на Севере этот вид спорта должен получить развитие. Тенденции к этому наблюдаются. Ведь большая часть крейсеров – это самоделки, сработанные руками энтузиастов. И с каждым годом их становится всё больше. Соревнования крейсеристов этого года тоже назовут новые имена. Например, на Соловецкую регату выведет свою «Нерпу» капитан В. Орлов. Готовят к этому популярному соревнованию свои крейсера и другие, пока ещё неизвестные как капитаны спортсмены. Да и традиционная стомильная гонка есть не что иное, как первая проба сил перед Соловецкой регатой. Она показала готовность спортсменов-водников к сезону, продемонстрировала самые лучшие качества яхтсменов-крейсеристов.
Фото автора
«Моряк Севера», Архангельск, 10 июля 1979