Сценарий Осколки сердца Григория Виеру

Ирина Чеботарь
Это видео-отрывки постановки по творчеству Григория Виеру. 

Все стихотворения принадлежат перу Григория Виеру

«Осколки сердца Григория Виеру»
Действующие лица:
Журналистка
Виеру
Мать
Отец
Мальчик
Девочка
Любимый
Любимая
Музыка - 1
(На сцене Журналистка за столом, напротив неё Григорий Виеру)
Журналистка:      Войдите. Ваша фамилия, имя, отчество?
Виеру:                Я.
Журналистка:      Год рождения?
Виеру:                Тот юный год, когда мать и отец полюбили друг друга…
Музыку убрать
Журналистка:      (встаёт) Вы сказали «полюбили»? Я не ослышалась?
                Крестьянская жизнь не лёгкая. Было ли у них 
                время  для любви?
Виеру:                (тоже встаёт, подходит к машинистке) Поверьте мне. 
                Для любви всегда есть время. Иногда  она не оставляет 
                людям выбора, соединяя их против воли и желания.
                Вопреки здравому смыслу.
Музыка – 2
Если ты – хлеб,
Если ты – вода,
Если ты – воздух
                моей души –
Почему я колеблюсь,
                как тростник?
Почему я сохну –
                от жажды?
Почему я задыхаюсь,
                милая?
Почему?!
Журналистка:      (садится) Мы говорили о ваших родителях.
Виеру:                Да. Их любовь всю мою жизнь дарила мне вдохновение.
Музыка - 3
1. О любви. (отец и мать)
Отец:                Быть бы женщине птицей
      И лететь рядом с богом.
      Но не дал ей крыльев бог
Мать:                И тогда мужчина пришёл
            Он долго её утешал,
            Целовал в набухшие плечи,
            Там, где хотел, чтобы два крыла проросли.
            Так сделал он женщину птицей.
Отец:                И вот женщина может летать,
            И способна взлететь даже выше облачка пара,
            Что поднимался от её горячего тела.
Мать:                Но скоро она опустилась на мужнино плечо,
             Потому что тянули её к земле поцелуи,
             Запёкшиеся на крыльях,
Отец:                Землистые пятна на белом лице
             И округлый, как хлеб живот.
             И больше не отрывалась она от его плеча.
Мать:                И тогда мужчина взлетел вместе с нею на крыльях её.
(действие)
Отец:                Стая слёз над душою моей пронеслась.
                Любимая!
                Ты единственный щит мой.
               Останься опорой моей и моим родником, -
               Из него свою суть семицветная радуга пьёт
               И надежду даёт.
Мать:                Домик белый нам дорог, зелёная ива,
               Прочерченная в реке, вольный ветер,
               Играющий в вязах старинных,
               И неслышная музыка поля, колышемого вдалеке.   
2. Рождение сына.
Журналистка:     Место рождения?
Виеру:                Родился я на берегу речки Прут, которая в те далекие
                времена была чистой, как слеза. Мои отражения в воде и 
                были моими первыми фотографиями. К сожалению, эта 
                вода утекла…
Музыка  –  4
(выходят Мальчик и Девочка, присаживаются на край сцены)
Мальчик:           Вот так радуга на небе -
 Шёлковый узор!
 Hу и радуга на небе,
 Как цветной ковер!
Девочка:            А над радугой — ракета
 Взмыла к небесам.
Мальчик:           Вот такую же ракету
 Я построю сам.
 И на звездную дорожку
 Полечу на ней,
 Hаберу я звёзд лукошко
 Мамочке моей.
Журналистка:   Детские стихи – это ощутимый и самый подвижный пласт
                вашего творчества.
Виеру:                У меня не было детства как такового. Писать я начал в
                десять лет. «Это произошло не от желания творить, а скорее 
                от страха и одиночества». Маме часто приходилось 
                оставлять меня одного, чтобы добывать хлеб насущный.
Девочка:            Hа жаре в лесу спросонок
      Умывается ежонок.
      Мать-ежиха таз берет,
       Мордочку ежонку трет.
       Только спину, только спину
       Hе потрешь родному сыну.
       Ходит по росе лесной
       Он с немытою спиной.
       Вот как, посудите сами,
      Дело обстоит с ежами.
      Хорошо, ребята, всё ж,
      Что никто из вас не ёж!
Журналистка:    У вас не плохо получалось.
Виеру:                Иногда мне кажется, что я всё ещё ребёнок. Я подрос только
                тогда, когда не стало мамы.  Совсем чуть-чуть подрос.
Мальчик:           Вот подснежник на поляне,
      Я его нашёл.
      Отнесу подснежник маме,
      Хоть и не расцвел.
      И меня с цветком так нежно
      Мама обняла,
      Что раскрылся мой подснежник
      От её тепла…
(Мальчик идёт к родителям, его обнимают.
Сначала Мать, потом Отец)
3. Война.
Музыка –  5
(Девочка уводит Мальчика в сторону)
Музыка  - 6
Отец:                Лихая година…
                Уходим из дому
                И к травам иным
                И к покосу иному.
                И женские слёзы
                Жгут лица: о боже,
                На мозг соловьиный
                Те слёзы похожи!
Виеру:                Они расстались навсегда.
Отец:                Льётся с небес поток
                Солнце, солнце
                Как с твоих плеч платок,
                Падает, как платок
Мать:                Жёлтые облака,
                Листья, листья.
                Словно моя рука
                У твоего виска.
Отец:                Долго скользит звезда,
                Звёзды, звёзды.
                Словно твоя беда,
                Как по щеке слеза.
Мать:                Озера синий крик,
                Ивы, ивы.
                Словно в глазах твоих
                Мой отразился лик.
(сцена семейного прощания,
Девочка прижимается к машинистке,
Отец уходит)
Виеру:                В 1945 отец погиб. Похоронен в чужой стороне.
Журналистка:   Тема войны огненной полосой пролегла по вашему 
                творчеству.
Виеру:                Война не давала мне покоя. Она тяжело ранила мою мать.
                Eё сердце кровоточило до последних дней жизни.
Музыка  - 7
Мать:                Смерть, к тебе ничего не имею,
                Ненавидеть тебя не могу,
                Сгоряча проклинать не умею,
                Как другие на каждом шагу
Девочка:            Но осмелься, попробуй, ответь мне,
                Что б ты делала, как бы жила,
                Если б умерли кровные детки,
                Если б мама твоя умерла?   
Журналистка:    Смерть, к тебе ничего не имею,
                Боль свою на тебе не сорву.
                Хоть меня ты намного сильнее,
                Я несчастьем чужим не живу.
Мать:                Страха нет, я иду к тебе смело,
                Только жалость. Ведь это беда –
                Мужа ты никогда не имела,
                Не имела детей никогда!   
Журналистка:    Боль матери отразилась в вашем творчестве.   
Виеру:                Всё моё творчество – её боль.
Журналистка:    Это чувствуется даже в стихах для детей.
Виеру:                Увы.
Мальчик:           Проснулся на рассвете дед
                И вышел из ворот.
                На белом насте тёмный след,
                Куда же он ведёт?
Девочка:            Не просто деду моему
                Ступать за шагом шаг:
                Война оставила ему
                Всего один башмак.
Мальчик:          Непарный след, другого нет,
                Судьба его тяжка, -
                Всю жизнь тоскует левый след
                Без правого дружка.
Девочка:            Но на дороге, за селом,
                Следы десятков ног.
                И следу кажется, что он
                Уже не одинок.
(Девочка и Мальчик уходят
Появляется Любимая)
Виеру:                Я скажу больше, мои стихи о войне – это боль всех матерей.             
Музыка  - 8
Мать:                Много лет минуло,
                Кончено с войной,
                Должен мой сыночек
                Вернуться домой.
                Я его любила,
                Он ко мне тянулся.
                Быть того не может,
                Чтобы не вернулся.
Любимая:           Может, очи выжгло
                Пламенем лицо –
                Не находит мальчик
                Мамино крыльцо.
Мать:                Может, грохот пушек
                Оглушил его,
                И сынок не слышит
                Зова моего.
Журналистка:    Может быть, безногим
                Сделала война,
                И дорога к дому
                Для него трудна.
Любимая:           Или, если руки
                Ему оторвало,
                Как письмо напишет
                Матери в село?
Мать:                Может, онемел он,
                Мой сыночек милый,
                И откуда родом,
                Вымолвить не в силах.
                Ведь никто не видел,
                Не ответил мне,
                Не сказал, что сын мой
                Умер на войне.
4. Страничка Матери.
Журналистка:    Мне кажется, ни один поэт в истории поэзии не посвящал 
                столько строк матери, сколько посвятили вы.
Виеру:                Всё объясняется очень просто:
                Необходимо было в грудь мою
                Сердце другое вложить – иначе бы умер я.
                Приживили мне сердце матери.
                Но оно всё равно болит.
                Особенно когда земля горит от безводья.
                Особенно когда отец с войны не приходит.
                Особенно, когда в люди я ухожу
                И домой не пишу месяцами.
                Особенно когда в сумерках солнце скрывается за холмами.
                Ах, как щемит, как болит оно снова!
                Никогда я не знал такой боли.
                Но не знал и терпенья такого.
Журналистка:     Одно сердце на двоих. Разве это возможно? 
Виеру:                Я понял это, когда Её не стало. Сердце раскололось не две
                половины. Я испытал невыносимую боль.
Музыка  - 9
                Рухнуло небо из глаз твоих
                И раздробилось.
                Солнце упало со лба твоего –
                В лёд превратилось.
                Ветер весенний окаменел
                Без твоих рук проворных,
                И ручейки, что стремились к тебе,
                В пластах затаились чёрных.
                Чудится, даже язык родной
                Дрогнул, как в бурю дубок…
                Господи, что же это со мной,
                Никогда не был я так одинок,
                Так одинок!      
5. Страничка Любви.
Журналистка:      Мама ушла. Вы остались. Что спасло вас от одиночества?
Виеру:                Разве не понятно?  Любовь. Только любви под силу 
                разогнать те страшные тучи, что сгустились над моей 
                головой, смягчить ту боль, что разрывала моё материнское   
                сердце.
Музыка - 10
Журналистка:     Кто она?
Виеру:                Она моя жизнь, воздух, которым я дышу, солнечный 
                рассвет, сон
(приходят Любимый и Любимая)
Музыка  - 11
Любимая:            Ты ласково целуй меня
                И море не увижу я.
                Ты бережно целуй меня
                И берег не увижу я.
                Ты медленно целуй меня
                И небо не увижу я.
                И скажешь мне потом, любимый,
                О красоте неповторимой.
Любимый:          Впредь я мог бы прожить и без ног, -
                Да, без них: до кого я хотел добрести, я добрёл.
                И без глаз я мог бы прожить, -
                Да, без них: кого хотел я увидеть, я увидел.
                И без рук я мог бы прожить, -
                Да, без них: кого я хотел обнять, я обнял.
Любимая:          Я почувствовала, как кровь, -
                Всю кровь, - обожгло
                Буйством какого-то запаха, яростного  и незнакомого.
                Было так, будто сразу на одной ветке зацвели акация, липа, 
                сирень.
                Будто этой веткой была я.
                В разгар полдня погасло солнце.
                Когда я открыла глаза, -
                Подобно золотым сумеркам на нас падали листья.
                И помню – мне было немного зябко.
Музыка - 12
6. Страничка Смерти.
Музыка - 13
Журналистка:   Он был ещё молод, он был ещё так молод и полон сил. Его 
                душе ещё так много хотелось поведать нам о чувствах,
                переполняющих всё его существо, о любви, от которой   
                плавилось  его сердце и рассыпалось в искры. «Певец 
                Молдовы», - говорили о нём. Перед ним преклонялись, его 
                боготворили. Ему прочили счастливое творческое               
                долголетие… Но судьба распорядилась иначе…
Виеру:                Снилась мне мама,
                снилась мне мама:
                зима была белой,
                белой зима была.
                А мама шла
                по тропинке зелёной
                по тропинке зелёной
                мама шла.
Любимый:        - Откуда ты мама,
                такой убелённой?
                откуда ты мама,
                такой убелённой?!
Мать:               - Иду издалёка,
                из очень далёка иду:
                из зимы заснеженной,
                из зимы заснеженной.
                Но всё ж отыскала
                тропку зелёную,
                тропку зелёную
                всё же отыскала,
                чтоб ты заметил,
                скорее заметил меня.
Виеру:                Снилась мне мама,
                снилась мне мама.
                Я тоже ей снюсь,
                по тропке зелёной
                идущим сквозь зиму,
                сквозь белую зиму идущим…
(Любимый и Мама уходят, взявшись за руки)
Музыка - 14
Журналистка:   Трагедия произошла в ночь с 15 на 16 января недалеко от
                села Данчены Яловенского района на трассе Басарабяска —
                Кишинев. Григорий Виеру, будучи пассажиром легкового
                автомобиля Opel Astra, попал в автомобильную аварию. 
                Причиной аварии называют неблагоприятные погодные               
                условия и высокую скорость. В тяжелом состоянии Виеру    
                был доставлен в Больницу Скорой Помощи города Кишинёв.
                Умер в больнице ночью 18 января 2009 года, в 1:20 от травм, 
несовместимых с жизнью.
Виеру:                Когда умру,
свои окончив дни,
ты в глубине очей своих
меня похорони.
И люди, что придут
поплакать над могилой,
колена преклонят
перед моею милой.

Чтоб не глумился
недруг надо мной,
не оставляй меня
под камнем и травой.
Ты в глубине очей своих
похорони меня,
женщина моя,
последняя моя,
первая моя.
Музыка 15
Григорий Виеру ушёл, но жизнь его продолжается в его стихах. И тех, что ещё мгновение назад наполняли этот зал, и тех, что живут в многочисленных поэтических сборниках. Сегодня проводниками творчества Григория Виеру были актёры литературного библиотеатра «Магия Слова»: