Фильм про маску за двенадцать миллионов

Алексей Курганов
(некоторые мысли о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»)

Вы заметили, как практически моментально перестали говорить о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Ведь только что не было ни одного забора, где не висела бы афиша, все ТВшные каналы каждые пять минут крутили рекламу и буквально насильно пытались изумить нас человеком-маской – и вдруг всё, аут! Глухой занавес! Что случилось? А то, что и должно было случиться, но об этом – чуть позже…

Когда сегодня меня слишком настойчиво убеждают: «А вот ЭТО –настоящий шедевр!», то я почти не сомневаюсь: этот «шедевр» – мягко говоря, совсем не шедевр а очень даже наоборот, если не сказать более резко. Так получилось  и с мощно разрекламированным фильмом «Высоцкий. Спасибо что живой». Да, реклама была настолько напористо-беспардонно мощной, что её впору представлять для Книги Гиннеса,  а вот сам фильм получился откровенно слабенький. Как  сказал бы сам Владимир Семенович, «куда там Достоевскому с «Записками» известными…».
Вопрос первый – он же главный: О ЧЁМ ФИЛЬМ? О творчестве, о Человеке, о его душевных метаниях, о песнях и стихах? Нет. Фильм - о трёхдневных гастролях в Бухаре в 1979 году. Может, эти гастроли были чем-то из ряда вон примечательными? Может, стали путеводной звездой в творчестве великого Поэта и Барда? Да ничего подобного, всё гораздо проще, будничнее, тоскливее и примитивнее: в результате того, что называется чёсом (пять концертов в день — какое уж тут творчество?), Высоцкий надорвался и морально и физически. В результате – клиническая ( к счастью, тогда ещё не биологическая)  смерть. Это ВСЁ!
Параллельно развивается «обычный джентльменский набор», применяемый для охаивания «суровой» советской действительности. Уже на титрах зверствует кровожадный Комитет, да и сам фильм начинается душераздирающими сценами в его жутком изоляторе. Далее: глубоко порочная система тогдашнего администрирования концертов. Поганые чиновники! Пока Высоцкий обливается потом на сцене, они без всякого стыда воруют заработанные им деньги. Как не странно, но противостоит этим жирным хапугам некий опер-комитетчик. Тут лично у меня голова начинает идти кругом: оказывается воровать ( в интерпретации авторов фильма – заработать) не стыдно, а даже чуть ли не почётно (все воруют!), и вот только эта гебисткая сука со своей коммунистической правильностью… И вообще, Высоцкий  - это не обычный советский человек, а практически БОГ, и, понятно, «глупые» ( а какие же ещё?) советские законы на него распространяться не должны. Вот он рассекает по столице на «мерсе» (само наличие «мерса» по мнению авторов фильма, подчёркивает его небожительство), запросто пролетает под красный – и ничего, ему можно, он – не все! И они, которые около него, тоже не просто люди, а «особы, приближённые к государю императору». Химичат с концертными деньгами – ну и что? Они – особы, им – положено!

Теперь о наркомании. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что это очень деликатная из-за своих хронических болезненности, актуальности и социальности тема, ГРАМОТНО показывать и интерпретировать которую под силу только специалистам. Создатели же фильма пошли  по более упрощённому варианту, когда специалистами по этому страшному заболеванию ( равно как по искусству, погоде и сельскому хозяйству) себя считают все, кому не лень. Им это было не лень – и в результате получился рассказ на уровне базарных торговок. И на самом деле: Высоцкому-наркоману требуется наркота, а его бездушное и хапужистое окружение в лице администратора Леонидова забывает её с собою взять.

И так очень печальных даже не нестыковок, а каких-то унылых тоскливостей в фильме полным-полно. В результате создаётся впечатление, что это фильм о… А, собственно, о ком? О Высоцком-барде, о Высоцком-поэте? Совершенно нет, потому что песни в фильме почти не представлены. О Высоцком-личности, борце и с собой и с окружающей серостью, алчностью и хамством? Тоже нет. Вот и получается, что фильм о наркомане и алкоголике, окружившем себя хапугами – или о резиновой маске стоимостью в двенадцать миллионов долларов. О этике и говорить не приходится: со слов Марины Влади, она собственными ушами слышала, как Никита Высоцкий хвастался, что, добиваясь для актера наибольшего сходства с Высоцким, была сделана копия из силикона с посмертной маски Владимира Семёновича. Это уже не просто неэтично, но и жутко, и всё это, конечно, факты, и никуда от них не скроешься, но всё равно: зачем же так обидно и бесцеремонно?