Юный фотограф

Владимир Ширяев
               
      В отличие от других мальчишек у меня водились деньги. Их зарабатывал сам – фотографией.
      Когда я учился в пятом классе, родители по моей просьбе купили мне фотоаппарат «Зоркий-5»  за двадцать восемь рублей, фотоувеличитель  «Юность» (двадцать рублей), фотобочок (три рубля),
красный фонарь (два рубля) и книгу «Фотография, ее техника и искусство». И месяца через два я начал делать вполне приличные снимки.
      Но приличными мои снимки стали лишь после того, как я убедился в тщете всех фотографических инструкций и предписаний. Вначале я руководствовался именно ими – и не получалось у меня ничего. Но когда я стал определять нужную выдержку не фотоэкспонометром, а на глазок, когда я стал покупать реактивы и фотоматериалы в «магазине уцененных товаров» - безнадежно просроченные и пришедшие, казалось бы, в негодность - по цене две-три копейки за комплект, - тогда  фотографическое искусство стало покоряться мне.
      Я снимал своих домашних, родственников, друзей – и то, что выходило из моих рук, было ничуть не хуже продукции любой Беловской фотографии.
      Однажды, когда я с фотоаппаратом на боку проходил мимо подвыпившей компании в нашем Летнем саду, - меня окликнули:
      - Мальчик! Можно тебя на минутку?
      Я подошел.
      - Мальчик, а ты сможешь нас сфотографировать? Сделаешь фотки – получишь деньги. А?
      - Наверное, смогу! – сказал я и принялся их фотографировать – веселых молодых людей и женщин, сидящих на скамейках с бутылками «Анапы» в руках. Только что расцветшая акация бросала нежную тень на их лица.
      Они оставили мне свой адрес. По их словам, они жили все в одном только что построенном четырехэтажном доме на Советской улице. Адрес я записал на пачке «Примы», с некоторой опаской вытащив ее из кармана брюк – а вдруг они станут читать нотации. Но ребята нотаций мне не читали, а взяли у меня по сигаретке и с удовольствием затянулись ими. Авторучка у них нашлась.
      И через несколько дней я уже шагал по записанному адресу.
      Во внутреннем кармане моего пиджака лежал черный пакет из фотобумаги 9х12, а в нем, в этом пакете, - двадцать вполне прилично сработанных мной фотографий.
      … На мой звонок дверь отворил парень – один из той компании. Я показал ему фотки.
      - Почем штука? – осведомился он у меня.
      -  Пятьдесят копеек, - ответил я, набравшись храбрости. (Такова была такса фотомастерских нашего города).
      - Дороговато, - почесал затылок парень. – Но ведь ты трудился.
      И он вручил мне красную хрустящую купюру – десять рублей «новыми». «Новыми» это потому что недавно была проведена денежная реформа, и рубль потяжелел в десять раз. Десять рублей были не очень большие деньги, но кое-что они значили. На них можно было купить двадцать с лишним буханок хлеба или два огромных торта. Можно было купить фотоаппарат «Смену» или подростковые брюки. А можно было взять билет в оба конца Новосибирска, где я так любил бывать.
      Любуясь новенькой десяткой, я подсчитывал свою прибыль.
Пачка фотобумаги, заключающая в себе двадцать листов, стоила двадцать копеек, пленка – тридцать пять, рубль ушло на химреактивы. От десяти рублей отнять рубль пятьдесят пять копеек – в остатке получается восемь сорок пять. Эта была сумма заработанных мною денег. Один рубль, вложенный в фотографию, давал более чем шестикратную прибыль.
      И с тех пор я бродил по нашему Летнему саду с единственной целью – найти людей, желающих запечатлеться на фотопленке.
      И такие люди находились. Как правило, они были немного выпивши. Иногда и меня угощали стаканом вина – отказываться я не считал нужным.
      Когда на счетчике кадров появилась цифра 36, означающая, что пленке пришел конец, я отправлялся домой, проявлял ее в фотобачке, а потом пленка черной сосулькой висела у окна – сушилась.
А глубокой ночью, при свете красного фонаря, в квадратных ванночках передо мной медленно проступали людские лица и деревья.
      Я завел специальную записную книжку, куда записывал адреса всех своих клиентов.
      За день я снимал три-четыре кампании, что приносило мне рублей тридцать. Выходил я на фотоохоту четыре-пять раз в месяц, а то и чаще. Мой среднемесячный доход составлял сто двадцать-сто пятьдесят рублей – средняя зарплата инженера в это время.
      Для пацана в тринадцать-четырнадцать лет это были баснословные деньги!