Исторические переплетения. ч. 2

Сергей Дроздов
Исторические переплетения.

Теперь о некоторых интересных событиях  чешской истории.
Сначала – несколько слов о «старине седой».

Известно, что средневековая  Чехия  утратила свой суверенитет и перешла под руку австрийских Габсбургов в самом начале Тридцатилетней войны, после битвы у Белой горы в 1620 году – на триста лет она стала частью Австрии.
Немцы, кстати, не особенно «чикались» с побеждёнными  чехами. 28 дворян, считавшихся  лидерами чешского войска были казнены а Праге на той же ратушной площади, где когда-то был сожжён Ян Гус. Все их земли и имущество были конфискованы в коронную собственность, а оставшимся чехам было предложено жить по правилам победителей: сменить веру, соблюдать их законы и обычаи. Так тогдашняя чешская «элита» и поступила. Надо сказать, что немцы вели довольно грамотную политику по онемечиванию славянского населения, прежде всего его «верхов»: для тех дворян, кто брал себе немецкие фамилии и веру имелись большие налоговые льготы и возможности «карьерного роста». Многие этим и пользовались.
Мы были на экскурсии в зАмке Орлик, принадлежащем очень известной в Чехии дворянской фамилии Шварценбергов. (Сейчас его хозяину 88 лет, но он в прекрасной физической форме, сам водит автомобиль, мы видели, как он проехал мимо нас).
  Замок  очень симпатичный, с прекрасно сохранившейся, лучшей в Европе коллекцией старинного охотничьего оружия и охотничьих трофеев, оставшихся ещё с XVII – XX веков. В нём бывали Наполеон, Александр 1-й (Благословенный) и множество других знаменитостей. Именно в помещениях этого замка шла работа над написанием основных документов Венского конгресса 1815 года, к примеру. Среди Шварценбергов было много очень знаменитых австрийских генералов и маршалов.
Экскурсовод, который водил нас по замку, почему-то особо напирал, что это чешский и славянский род. Я поинтересовался, почему же он имеет столь необычную для славян фамилию.
Оказалось, что предки нынешнего дедушки-хозяина замка в своё время поменяли веру и фамилию, чтобы платить меньше налогов и иметь возможность сделать карьеру при австрийском дворе (чем они блистательно и воспользовались). Я тогда поинтересовался, что же это за слявяне такие удивительные, взявшие немецкую фамилию, немецкую веру, немецкие имена и обычаи  и разговаривавшие на немецком языке?! Чем они от немцев-то отличались?! Кровью, что ли? Так это «расизьм» какой-то получается. Вразумительного ответа не было.
И вторая занятная деталь: экскурсовод несколько раз подчеркнул, что злодеи-коммунисты в 1948 году отобрали у Шварценбергов и национализировали этот замечательный фамильный замок. Якобы за несогласие Шварценберга с их политикой. В чем же это «несогласие» КОНКРЕТНО выразилось, так и не было сказано. И только в 1992 году при гавеловской «реституции» замок и был возвращён «законным владельцам».
Я не удержался и вступил в дискуссию, поинтересовавшись, а что находилось в данном замке в период 1938-1945 годов. Оказалось какое-то немецкое учреждение, то ли школа абвера, то ли гестапо, на этот вопрос ТОЧНО отвечать не стали...
Понятно; тогда ещё спрашиваю, а высказывал ли  ТОГДА, при Гитлере Шварценберг какое-либо «несогласие» с политикой  фашистских оккупантов,  и какие за это имел он санкции от немцев.  Почему-то это несложный вопрос привёл экскурсовода в неописуемое расстройство и он прекратил разговор на данную тему. Мне осталось лишь заметить, что, как ни странно, проклятые коммунисты почему-то не разворовали (за 40 с лишним лет) коллекций музея: все рога, пищали, алебарды и ордена – сохранены. Выяснилось, кстати, что уже недавно,  при нынешнем владельце, кто-то из экскурсантов спёр из закрытого шкафа замка дорогущий Орден Золотого Руна. Выходит, не всегда частная собственность охраняется лучше государственной.

Завершая эту часть исторического экскурса, отметим, что примерно такую же политику (какую немцы проводили в Чехии), проводила Османская империя в завоеванной Сербии. Сербам также предлагалось принять ислам, получить мусульманские имена, а взамен давали  налоговые льготы и возможность карьерного роста в турецкой армии. Кое-кто из сербов шёл на это. О таких сербы презрительно говорили: «потурчились». Не знаю, есть ли в чешском языке аналог подобного презрительного определения поведения своих соплеменников…

Впрочем, у каждого народа своя судьба и свои представления о добре и зле...

На фото: гербы чешских Шварценбергов

Продолжение:http://www.proza.ru/2012/01/16/557