Лишний

Василий Евтушенко 2
                Л  И  Ш  Н  И  Й

Это повесть о человеке, который родился лишним, лишним был в молодости, лишним живет и сегодня.  Лишние у нас гении, вот о таком человеке пойдет рассказ.

Тяжело жили на хуторе многодетные семьи. Как выкормить четверых детей, если родители целыми днями добывали в колхозах корм городскому населению? И вот родился пятый. Мальчик. И отдали его выкармливать в чужую бездетную семью. Вырастал он, Коля, без родительской заботы. Опекали мальчика по совести и доброте душевной. Но приняла его Природа в свой уголок, предоставила она ему свою красоту: пенье птиц, шум ветров, журчанье ручьев, огонь восходов и закатов. В этой красоте вырос красавец – кудрявый, черноволосый, с улыбкой и чистым взглядом на окружающую его действительность. Душа пела, хотелось самому петь, играть и радоваться жизни. И он запел, заиграл с малых лет. Людям на радость. Дали в руки ему гармонь, и он стал гармонистом. Позвали его на праздники, и он стал певцом. Дали ему сцену для концертов, и он стал поэтом – исполнителем своих песен. Не долго так продолжалось, ведь жизнь – не сплошной праздник. Между календарными весельями он был лишним.

Победы в конкурсах, смотрах художественной самодеятельности районного масштаба содействовали Николаю поступить в Московскую музыкальную академию. В ней он не долго проучился, оказался лишним: он оказался, по меркам педагогов, готовым профессиональным певцом и музыкантом. И определился молодой музыкант на работу в одном из популярных в то время коллективах. И скоро он в нем тоже оказался лишним: уж слишком он был ярким артистом, привлекал своей красотой, обаянием и талантом, затмевая достоинства других. И Коля вернулся в родные места. Слава и репутация позволили ему создать свой народный коллектив, и он начал творить. Каждый праздник районного масштаба заканчивался красочными концертами. Народ восхищался его звонким пением своих сочиненных песен, музыкальными спектаклями с песнями и плясками, подготовленными им к конкретной теме праздника. Со своим коллективом Николай стал гастролировать по хуторам. Слава его росла. В ущерб другим художественным коллективам. И Николай стал лишним в родном краю.  Вместе со славой росла зависть. От зависти начались интриги. Гастроли прекратились. Начались эпизодические приглашения в увеселительные заведения «элитарных кругов». И там он стал лишним, когда «круги» обнаружили его осведомленность об их внутренней жизни. Опасаясь разглашения своих тайн, ему отказали в услугах.

Так закончилась карьера лишнего гения. Я не случайно так оцениваю Колю.  Его оценили в Академии как певца с неповторимым вокальным даром, как баяниста-виртуоза, как композитора-песенника. Мне лично посчастливилось участвовать в его концертах, я пел его песни, они глубоко захватывали меня текстами и музыкой. Мы пели в домах культуры, в хуторских клубах, на площади районного центра. Это были праздники души!

Шли годы, Коля оставался лишним для общества. В администрации района постоянно отказывали предоставить работу лишнему артисту. Поселился гений в родном хуторе в ветхом домике. В своем уединении он продолжал писать стихи и песни.
Иногда я исполнял его песни на клубных концертах. А в «антрактах» была у него полуголодная жизнь с рюмкой. Наша семья по  возможности облегчала ему быт. Но все-таки преодолеть свое одиночество он не мог. Мы с ним проводили музыкальные вечера у нас в доме, но этого было мало одинокому гению. Как-то раз он обратился к нам с идеей соединить свою жизнь с нашей одинокой дочерью. Но ее одиночество было не случайным, а вынужденным по причине инвалидности. Идея была не реальной. А потом и Коля заболел и стал инвалидом. Такова участь нереализованных гениев. Наша дочь прожила жизнь в нашей опеке, а Николай живет в опеке семьи добрых людей вдали от родного хутора. Никто его не видит, никто его не знает. Все для него – лишние.