И осознать

Антонина Курманова
Из архивов литературного клуба "Вермишель"


            Первый мой крестный ход сильно изменил моё отношение к церкви, к православию. До него было ощущение, что я нашла свой родной дом, где можно спрятаться и захлопнуть створки, где есть сильная добрая рука - она погладит по голове для утешения, и огородит от натиска неприятностей. После крестного хода пришло осознание бытия в совсем ином вИдении. Стало понятно для чего живем и как надо жить - об этом я уже знала из книг, из проповедей, но знать и осознать - обсалютно разные ощущения. Как передать в тексте ощущения я не знаю, поэтому буду просто описывать событие.
В Биробиджан прибывал список с иконы Божией Матери "Иверская". Икону хотели заказать на Афонской горе в Белозерках, но там пришлось бы очень долго ждать. И вдруг пришло сообщение, что есть готовый список с иконы и его уже готовят к отправке в Биробиджан.
          Для маленького областного городка крестный ход  конечно же событие не малое и не ординарное. Народ приехал со всей области. За долго до прибытия иконы, у въезда в город собралось столько народу, сколько не могла собрать ни одна октябрьская демонстрация. Автобусы всё прибывали и прибывали. День был необычайно тёплый и солнечный для этого времени года - по всем законам природы уже должна быть осенняя промозглость. Небо было не просто голубым - оно светилось голубизной. Облака - огромные белые шапки. Солнце не просто светило, а играло светом. На лицах людей ликование. В настроении священства чувствовалось что-то особенное. Торжественность - да, но что-то ещё. Все ждали. И вот колыхнулось волной :"Едет...Едет...Едет" Потом уже меня поразила такая точность - не ВЕЗУТ, а ЕДЕТ. Икона приближалась медленно, уже различимы очертания Лика Богородицы, Младенца. Вот уже взгляд Матушки ласкает наши души. Слёзы по щекам ожидающих. Улыбки на губах. Сияние глаз. И такая тишина и покой! Наверное, если бы было желание прислушаться, то можно было бы воспринять звук скольжения облака по небу. Но внимание всех было сосредоточено на Лике Богородицы - настолько необычно было Её прибытие.  Икона  большая и явно тяжёлая, но желающих нести её на много больше, чем это необходимо. Хоть несколько метров. Хоть несколько шажков. Прикоснуться. Быть сопричастным. Крестный ход двинулся по главной улице.  Песнопения, хоругви, иконки, белые платочки, дети на руках, в колясках, на папиных плечах, за руку с мамой. С тротуаров:"Что за событие у вас?"  "Крестный ход! Икона Богородицы! Богородица! Матушка!"  "А нам можно?" "Да! Конечно!" Хочется всё запечатлеть, запомнить, унести с собой, чтобы потом поделиться со всеми, чтобы у всех было, чтобы все несли с собой, в себе и для всех! Ещё больше хочется, чтобы никогда эти ощущения не омрачились и не исчезли.
        Остановились у часовни на молебен. С запада нарастала черная туча, громыхала, сердито сверкала копьями молний. Упали крупные редкие капли, стали открываться зонтики. С востока потянуло ветерком. Туча ещё некоторое время цеплялась за макушки елей, за телевышку на сопке, но вдруг начала светлеть, распадаться и уже на всей шири неба только охапки белых облаков и солнышко. Крестный ход опять двигался. К ещё недостроенному собору. Потом к Никольскому храму.
         Колокола перзвоном по всей округе расплескивали - Ждём.Ждём. Бо-го-родица! Бо-го-родица! Бо-го-родица! Ждём.Ждём. Бо-го-родица! Бо-го-родица! Бо-го-родица! У ворот матушки с цветами. По дорожкам - лепестки. Приветствие Владики :"О! Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших..."
         Всякий раз, когда я бываю в Биробиджане - иду в собор. Навстречу всегда взгляд Богородицы. Икона одна, а взгляд всегда разный. То ласковый, то строгий. То утешает, то изливает любовь. Смотрю на Её Лик и появляется надежда, что желание жить по заповедям Божьим не забудется за порогом храма, что в следующий раз не будет повода прятать глаза и молить о прощении.