Не познанная жизнь

Алексей Гадаев
Не познанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.
Эссе по И.Ялому «Не ходи крадучись».

Клиент Дейв имел восхитительную тайную связь с красивой женщиной Зореей, когда руководил отделением компании. Дейву было 69 лет и он всё секретничал и интриговал пред своими бывшими тремя женами и настоящей, скрывая письма от любовницы Зореи. Человек может умереть в 69 лет внезапно и обнаружится, что он был не искренним. Его возлюбленная  умерла  30 лет назад во время родов, а не  родившийся  ребенок был не  от него.
Дейв обратился к И.Ялому с необычной просьбой: стать хранителем  его любовных писем к Зорее, так как жена его может обнаружить после его смерти и это причинит ей боль.
Задача психолога Ялома была помочь Дейву занять «объективную» позицию и посмотреть на себя объективно. «Увидеть, как он смешон, жалок и суеверен – старик бредущий к своей могиле, судорожно сжимая в руках портфель с пожелтевшими письмами – словно походное знамя, и на котором написано, что он любил и был любимым тридцать лет назад. …
Но всему свое время. Никогда нельзя отнимать ничего у человека, если вам нечего предложить ему взамен. Остерегайтесь срывать с пациента покров иллюзии, если не уверены, что он сможет выдержать холод реальности. И не изнуряйте себя сражениями с религиозными предрассудками: это вам не по зубам. Религиозная жажда слишком сильна, ее корни слишком глубоки, а культурное подкрепление слишком мощно.
Но я не считаю себя неверующим. Моя молитва — это высказывание Сократа: "Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой". Но Дэйв не разделял мою веру. Поэтому я обуздал свои порывы. Дэйв не был способен понять подлинное значение своей привязанности к письмам и сейчас, зажатый и ранимый, не выдержал бы такого расследования. Оно не принесло бы пользы — сейчас, а, возможно, и никогда»( с. 162).
.
Но Дейв обратился к Ялому и по поводу импотенции, так как он жил с четвертой женой крадучись: «…явной причиной его обращения ко мне была импотенция, я чувствовал, что подлинной задачей терапии было улучшить его отношение к людям. Открытые, доверительные отношения являются Предпосылкой любой терапии, а в случае Дэйва они могли быть решающим фактором для преодоления его болезненной склонности к секретам.
«Жена его была тюремщиком. Она подсматривала за Дейвом и пыталась узнать о нём побольше, а он в свою очередь, разжигал в ней к  нему любопытство. Он хорошо работал над проблемой своей импотенции. Моя тактика заключалась в том, чтобы сосредоточиться на неблагополучии его брака и объяснить, что импотенция — естественное следствие взаимного раздражения и подозрительности в отношениях. Дэйв, который был женат недавно (в четвертый раз), описывал свою нынешнюю семейную жизнь так же, как и все свои предыдущие браки: он чувствовал себя заключенным, а его жена была тюремщиком: подслушивала его телефонные разговоры, читала его почту и личные бумаги. Я помог ему осознать, что если он и был заключенным, то по своей собственной вине. Конечно, жена Дэйва пыталась получить о нем информацию. Конечно, ей были любопытны его деятельность и переписка. Но он сам разжигал ее любопытство, отказываясь поделиться с ней даже ничтожными крохами информации о своей жизни.
Дэйв хорошо воспринял этот подход и сделал существенные попытки раскрыть перед женой, свою жизнь и свой внутренний мир. Его действия разбили порочный круг, жена смягчилась, его собственный гнев уменьшился, а сексуальные способности улучшились» (с. 164).
Дейв был женат четыре раза, однако продолжал иллюзорно любить свою идеальную  женщину, которой уже давно не было в реальности. Иллюзия того, что он еще встретит подобное чувство, заставляло его искать новых любовных приключений. Дейв не замечал, что слиться  с любимой женщиной навсегда уже невозможно, так как она умерла, а на жену не обращал внимания. Вся его энергия уходила на поиск нового любовного объекта.
И.Ялом. Лечение от любви. М: «Класс». 2007.