Фукусима! Кольская! Конкордия... Могли спастись! 6

Гавриил Иваниченко
Мне повезло - в юношестве  случайно  встретился с настоящим капитаном. Это Николай Павлович Гнеев. На  парусно-моторной шхуне он совершал каботажное плавание между портами   Чёрного моря, снабжая прибрежные города,  посёлки, базы отдыха   различными необходимыми грузами и товарами,  продовольствием. Шхуна за каждый  рейс доставляла около 200 тонн различных грузов. По узким извилистым горным дорогам кавказского побережья доставлять эти грузы на грузовиках было бы довольно  сложно. Эта парусно-моторная шхуна была в послевоенное время единственная на Чёрном море, ходившая на моторе и  под парусами.   
Николай Павлович рассказывал мне о прошлом шхуны. Когда началась Отечественная война, шхуна превратилась в военный корабль -    на  неё  поставили пушку, пулемёты.  Всю войну шхуна  ходила к занятому фашистами побережью, забирала и высаживала  группы разведчиков в тыл врага, подвозила боеприпасы и  высаживала десанты на Малую Землю и в  другие места.
Безлунными  ночами шхуна  бесшумно подходила к берегу, занятому фашистами,  высаживала десант,  разведчиков  и так же бесшумно под  парусами уходила в море. И фашистам не удавалось причинить существенный вред шхуне, которая наносила им огромный ущерб. На боевом счету шхуны были  и  сбитые самолёты фашистов, которые пытались её атаковать  в море или на стоянках у нашего берега. Но капитану Гневу и его  шхуне всю войну везло… После войны шхуну хотели было снять с рейсов. Мол, прошло время парусного флота!  Но  капитан Гнев   отстоял шхуну,  продолжая рейсы  по  Чёрному морю. 
Встретились мы после войны в Геленджике. Там была квартира капитана. Там он  жил между рейсами.  Жена капитана  – Зинаида Павловна, внешне спокойно относилась к частым рейсам Павловича, хотя было заметно, что она очень переживала, ожидая его возвращения. Ведь шхуна старая, построена ещё до революции. Штормы… К тому же, в шторм нередко срывало мины старых минных полей, и можно было напороться на такую плавающую мину…  Ежегодно в  зимнее время шхуна отправлялась для ремонта на  судоремонтный завод.
У капитана было много разных морских книг. Видя мой интерес к морю, капитан разрешил мне читать книги его домашней морской библиотеки,   а потом иногда  задавал «острый» вопрос, который сразу выявлял – что же я понял из прочитанного.
Морские книги я читал с огромным интересом все подряд – по конструкции корабля, управлению парусами… Захватывающе интересными были  лоции далёких морей, проливов. Читая их, я живо представлял те далёкие берега и   моря,  кишащие кровожадными акулами, подводные скалы, рифы.  Видя   мой интерес к морю,  Павлович  советовал сначала  поработать на корабле матросом,  прежде чем пытаться идти  в мореходку… Капитан охладил мой пыл – рассказывая о тяжёлых штормах, длительных рейсах, сложности жить вдали от дома, о так называемой «морской экзотике», от которой порой невыносимо тяжело.  И всё сразу станет ясно – гожусь ли я в моряки или нет…
Меня это ничуть не обижало… Ведь капитан был абсолютно прав!   Всё так и получилось!    Начитавшись морской  литературы и пойдя в рейс с Павловичем,  я понял окончательно, что море я люблю, но не готов  идти в моряки.  Однако я научился управлять парусной шлюпкой и понял многое другое…
И вот – в эту зиму 2011 года,  несколько дней тому назад произошла авария платформы «Кольская», которую буксировали на тросах два буксира в Охотском море. … Она очень быстро затонула… Погибло много людей… По телевидению показывали картину этой буксировки.  В  те давние годы, когда  встретился с капитаном Гнеевым,  потом даже побывал с ним в рейсах на шхуне сначала юнгой, а потом – матросом. Николай Павлович часто беседовал со мной, рассказывая о премудростях морской науки. И ещё тогда я понял, что лишь капитаны и матросы парусных кораблей по-настоящему понимают повадки  моря, ветер, могут справиться с возникающими сложностями. Сейчас я вспомнил эту науку, многократно обдумывал то, что видел по ТВ.
Платформу «Кольская» буксировали  в шторм при сильном ветре,  скорость которого чуть ли не  100 км/час. Тащили  2 буксира – на 2 тросах. Вдруг один трос оборвался… Второй  буксир продолжал тащить платформу на одном тросе. При этом платформа стала поворачиваться, наклоняться,    перевернулась и быстро затонула. Всё это было хорошо видно по ТВ.  Съёмки вероятно с кораблей сопровождения, из космоса. 
Положение платформы при буксировке было неустойчивое – опорные колонны высоко подняты,  ввиду этого  центр  тяжести платформы был расположен высоко. На высоко расположенные опорные колонны с огромной силой давил ветер, создавая эффект парусности.  Это  привело к раскачиванию,  неустойчивости платформы.  «Кольская» стала черпать воду через разбитые иллюминаторы. Попавшая внутрь вода переливалась от борта к борту  под ударами волн,  усиливая раскачку платформы.
Глубина моря в местах аварии около 1000 метров.  Можно было максимально опустить опорные колонны вниз,  что бы снизить  центр тяжести платформы, снизить парусность опорных колонн, уменьшить раскачку платформы, которая привела к переворачиванию «Кольской». Лучше было не затевать буксировку зимой, да ещё в шторм.
Большинство моряков и многочисленные  «пассажиры» находились во внутреннем помещении платформы, ища там укрытие от ветра и волн.  Началось переворачивание платформы на бок, палуба уходила из-под ног, люди не смогли выбраться из помещения, использовать спасательные   плоты и шлюпки. 
Хорошо помню моего друга капитана  Николая Павловича, который при беседах со мной подчёркивал, что при тяжёлой, аварийной ситуации на судне, корабле, плавающем средстве  даётся команда – «Все наверх! Аврал!»  Весь экипаж немедленно выходит на палубу, на рабочие места и занимается спасением корабля. На паруснике, яхте, парусной  шлюпке стараются  как можно быстрее спустить паруса.   Даже рубят тросы, крепящие паруса, и  мачты   – иначе парусник, яхта, парусная шлюпка сразу перевернётся под шквальным  ударом ветра. Спасая корабль, моряки спасают и себя.
Если же приходится оставить тонущий корабль, то вся команда уже находится на палубе, имеет максимальные шансы спастись, оказать друг другу помощь. Огромные волны, переворачивание платформы, удары металлических конструкций и т.д. помешали многим морякам использовать спасательные средства (шлюпки, спасательные плоты, которые потом были обнаружены пустыми)  и спастись, хотя гидрокостюмы были одеты. 
Рискну  напомнить о предложенном мной методе спасения при волне ЦУНАМИ с помощью шара, наполненного гелием.  С помощью  такого шара человек  взлетает выше волны ЦУНАМИ и может спастись.
Точно так же можно взлететь с гибнущего, тонущего  корабля и спастись, улетев по воле ветра.  При этом спасаемый  человек  избегает ударов о корпус и конструкции корабля, погружения в ледяную воду, ударов волн, переохлаждения, нападения морских хищников и  т.д. При шторме гребни волн  срываются, образуя слой пены толстым слоем  -  выше  головы пловца, покрывающей поверхность воды. В этом слое пены невозможно дышать, плыть, пловец захлебнётся.
Имея спасательные гелиевые шары и  ветер  со    скоростью 100 км/час  он уже через 4 – 5 часов вынес бы людей на спасательных шарах к берегу Охотского моря.
Одев лямки, прикрепляющие шар к спасаемому, заполнив шар гелием, человек взлетает с тонущего корабля.
Для  холодных  регионов  этот спасательный комплект может иметь  лёгкое кресло, в которое   спасаемый  удобно садится и  пристёгивается к нему. Кресло прикрепляется к гелиевому шару. К креслу прикреплён минимальный комплект пищевых продуктов, тёплой одежды, элементы для подогрева  и  защиты  от переохлаждения, снегоступы, рация, оружие для защиты от хищников. Кресло может быть видоизменено в санки или мини-палатку. Комплект может быть дополнен, изменён.
Ветер понесёт спасаемого на заданной шару  высоте – достаточно 100-200 метров. Через несколько часов или минут спасаемый будет принесен ветром к берегу, или к кораблям в море. По команде, инструкции  с земли  он приземлится на берегу или  приводнится в море.  Спасаемый будет подобран спасателями с берега, с корабля или вертолёта.
Подобная система спасения экипажа тонущего корабля сможет избежать и минимизировать жертвы при морских катастрофах. Спасательный комплект – прост для изготовления и применения.  Его стоимость  не велика. Производить спасательные гелиевые шары возможно   в  мастерской, на заводе,  которые  изготавливают метеорологические зонды и гелиевые шары для «развлекательных» целей.
И вот – авария на корабле-гиганте  «Коста Конкордия»! Прогулочный, круизный корабль. Самый большой! Более 4000 человек на борту. И вот –корабль наскочил на скалы у самого берега… Пассажиры не знали – что делать. К счастью, берег был рядом,  пришли на помощь катера из порта.  Корабль быстро тонул, наклонился на 90 градусов и лёг бортом на дно. Это не давало  возможность нормально спустить шлюпки. В Интернете отметили, что требовались вертолёты, что бы эвакуировать  с тонущего корабля остальных людей.
К счастью, берег был рядом. И то – имелись жертвы. Подобная авария далеко от берега, в открытом море грозит полной катастрофой. Не зря журналисты назвали этот злополучный корабль «Титаником-2».
Так вот предлагаемый мной метод спасения пассажиров, экипажа с тонущего корабля может явиться альтернативным, наряду с традиционными методами. Спасательные гелиевые шары могут оказаться единственным методом спасения при гибели корабля за короткое время, при шторме, больших волнах, кренах, когда не удаётся спустить и использовать шлюпки, плоты, при большом числе экипажа и пассажиров, особенно на круизных кораблях.
http://www.proza.ru/2011/05/06/343     (на русском языке)
http://www.proza.ru/2011/05/09/263      (на английском языке)
                (Ниже  вставлена статья о спасении от ЦУНАМИ)
Спастись от цунами?! Изобретение? Головная боль? 6 
Гавриил Иваниченко
          «Спасательный воздушный шар»
Кандидат мед. наук Гавриил Иваниченко

Стихийное бедствие – цунами   несёт разрушения, гибель людей… Ужас!   В шторм  волна  в Чёрном море бьёт с силой  4  и больше тонн на квадратный метр, порой   разрушая корабли…  Удар волны цунами неизмеримо сильнее! Она  разрушает всё!  Гибельна для  людей…
 
Как же спастись?   Своевременно дать сигнал тревоги и вывести население из опасных мест?  Но для этого нужно время! При землетрясении волна в море возникает мгновенно и наносит удар через минуты…  Как же покинуть опасное место? Взлететь вверх!!! Но вертолёта –  нет! Что же делать?!

Вспомним Великого Фантаста" Жюля Верна -   его путешественники спаслись от целой армии, взлетев на воздушном шаре под облака…  Жюля Верна  считали мечтателем…  Но его задумки –  в дальнейшем  быстро реализовались…

С падающего самолёта - выпрыгивают на парашюте вниз... А при катастрофе на земле - поднимаются на "спасательном воздушном шаре"  - вверх!

Ведь можно создать «спасательный воздушный шар» для одного человека, с прочной оболочкой, крепкой сеткой,  лямками наподобие парашютных, которыми человек быстро и легко пристегнётся к шару!  Баллон  сжиженного гелия  в нужный момент нажатием кнопки  наполнит этот  шар.    И шар объёмом около 100 кубических метров поднимет  человека весом  70 - 90 кг   на высоту  100 - 200 метров, то есть вне  досягаемости  для волны цунами… Я – хирург, и    возможно  -  нужен более крупный воздушный шар. Математик, физик рассчитает точно  технический момент, создаст "спасательный воздушный шар"  нужной грузоподъёмности… 
Но важнее   предлагаемый мной  -  принцип спасения!

Люди, по сигналу тревоги – взлетели, парят вверху. Волна цунами  проходит внизу, разрушая всё.  Затем  спасённый человек включает компрессор,  откачивает постепенно  гелий из воздушного шара, и тот приземляется. Человек снабжён рацией, радиомаяком  и другими средства, что бы его нашли спасатели. Результат –  всё внизу, на земле – разрушено, а люди – спасены!

Каждому человеку,  работающему    в местах, подверженных цунами, нужно иметь  «спасательный воздушный шар».  Комплект  должен находиться  поблизости от него – на открытом месте (во дворе, на крыше – где нет помех для взлёта).  По сигналу тревоги - каждый открывает коробку с  комплектом, надевает и закрепляет лямки, раздувает шар. Все дружно взлетают – и нет тысяч жертв. А  спасатели потом  -  собирают  спасённых.
   
Реально  электронное управление воздушным шаром – его  наполнением,  регулировкой высоты взлёта, приземлением. Для Японии  создание «спасательных  воздушных шаров» для районов,  где возможны цунами – не сложно. Если шар будет использован  однажды, то он спасёт человеку жизнь. Наличие  «спасательного воздушного шара» рядом с человеком  устранит у него  постоянное чувство страха перед возможным цунами.

Он может быть использован и для спасения от селевого потока, лавины... Возможно взлететь с крыши горящего здания, если верхние этажи "отрезаны" пожаром, и пути вниз нет... Спастись с тонущего корабля, который нужно покинуть  за минимальное время… Спасательные комплекты могут быть расположены на верхней палубе, с которой удобно взлететь на шаре. 

Стоимость такого "спасательного воздушного шара" - никак не дороже жизни!!!

Надеюсь, что это не фантазии – а реальность в недалёком будущем…
© Copyright: Гавриил Иваниченко, 2011
Свидетельство о публикации №21105060343