Королевство Тучи-Неминучи и Царицы-Мыслицы 3

Ольга Шамшурина
Начало http://www.proza.ru/2012/01/11/1560
                Часть третья
                Возвращение
                Дорога домой
-А теперь идите назад, к дому вашему, - вновь заговорила Царица, - ты, пёс Авка, как и раньше, первым пойдёшь, дорогу укажешь. Ты, Дарьюшка, курочку понесёшь, устала она, да и ножки у неё короткие, много не пройдёт. За вами люди пойдут, за ними животные и птицы. А ты, Радмир, заключительным пойдёшь, Муруньку на плече понесёшь. Туесок береги, дудочку стереги. А то, что в туеске осталось, в дороге сгодится.
-Ну, иди девица-сестрица, красавица. Счастливой дороги вам, - впервые улыбнувшись, проговорил Король, - бери куруньку Квохтуньку и иди за псом Авкой. А ты, Радмир, ещё с нами побудь, постой, на людей, на живой поток погляди.
-Спасибо, вам хозяева добрые, царствуйте во веки веков, во имя радости и счастья на земле, - поклонившись в пояс, проговорила Дашенька, - Будь здоров Король Туча-Неминуча и Королева Царица-Мыслица, прощайте, зла не поминайте.
Ушла Дарьюшка с псом Авкой, курочку в руках понесла. Люди за ними длинной вереницей по дороге королевства потянулись, а за ними и скотина и птицы, и все так же парами.
-Ну что ж, Радмир, скоро и вам с Мурунькой в дорогу собираться надо, - проговорила Царица, - скажу на прощание вот ещё что. Люди, а за ними все остальные, недаром идут парами, как близнецы, не смирились они. Буйствуют в них два природных начала. Далеки они друг от друга, как вы с Дашей сейчас. Хотя идут они рядом, люди даже за руки держаться, но мира меж ними нет, каждый считает, что он главнее. Если в землю родную такими придут, не видать им радости. Ваша задача помочь им обрести себя. А как, вы сами поймёте. Ну, доброй дороги вам, идите, вот уже последние земляки ваши на дорогу вышли.
-Прощайте, Царь с Царицей, спасибо за науку! - воскликнул Радмир и побежал догонять пары диковинные, как две капли схожие, а для жизни земной непригожие.


                Мост
Долго ли шли или не очень, трудно сказать. Дошли до моста через пропасть. А мостик тот в одного путника, двоим, никак, не пройти. Перешли Дарьюшка с Авкой на ту сторону, а двойники не могут. Не решить им какая половинка сначала идти должна: левая или правая. Первым должен идти тот, кто главнее. А кто из них главнее, решить не могут, каждый главным себя считает.
Петухи-близнецы даже драться начали. Закудахтала курочка, из Дарьюшкиных рук выбралась, на землю слетела, села посреди мостика, снесла яйцо и говорит.
-Перестаньте спорить и скажите, что вперёд на свет явилось, курица или яйцо?
-Конечно курица! - закричали люди. - Если бы не было курицы, то и не было бы яйца. Ты пришла, и яйцо появилось.
Тут из яйца цыплёнок вылупился. Быстро, быстро стал  расти, и превратился в курочку, как две капли воды похожую на Квохтуньку. Побежали они по кругу.
А теперь скажите! - воскликнула Дашенька. - Где курица, где яйцо. Кто был первым?
Задумались люди. Замолчали животные и птицы, спорить перестали. Ведь и вправду, не будь яйца, не будет курицы. Кто же вперёд появился, неведомо. Кто же тогда из них главный, непонятно.
-Так вот, - говорит курочка, - всё в мире и первое и последнее. И начало, и конец одновременно. Нельзя ничего разделить. Ни нами мир сотворён единым, и ни нам его кроить.
С этими словами подошла одна курочка к другой и стала одна Квохтунька. Прошла она по мосту и взлетела на руки к Даше. Посмотрели половинки друг на друга, улыбнулись, подошли ближе, обнялись, и стали одним целым. По одному быстро прошли по мосту, перебрались на другую сторону над глубокой пропастью, на дне которой текла река бурная, усыпанная камнями острыми.
Дошла очередь перебраться через мост и Радмиру с Мурунькой. Перешли они по мосту каменному, спрыгнула Мурунька с плеча Радмирова, взяла туесок из рук Радмира и на самом донышке нашла жучка окаменелого. Положила его на лапку, подула и проговорила:
-Лети, жучок-старичок, дверь закрой на крючок, на запор, на затвор, чтоб не знал дороги вор, и опять лети во двор.
Ожил жучок, полетел на ту сторону пропасти. Летит, жужжит, будто рой пчелиный несётся. Полетал немного, прилетел обратно, крылышками машет, а за ним будто ураган, ветрюган кружит. Подул ветер на мост, и тот тут же развалился, рассыпался. Сел жучок на туесок и говорит.
-Всё сделал, как велели. Нет больше дороги в царство дальнее, зазеркальное.
-Спасибо тебе, жучок, забирайся в туесок, - проговорил Радмир, - будем земляков догонять. Вон они как далеко ушли.
Взял туесок Радмир, Мурунька на плечо ему уселась. В несколько шагов догнал быстроногий парень идущих земляков и пошёл рядом.
К тому времени они как раз в лес входили. Хорошо в лесу, птички поют, тень от деревьев прохладу даёт. Но одно неудобство: по дороге то камни, то коряги попадаются. Спотыкаются люди, иные даже падают, а останавливаться нельзя, за ними другие идут. Стали люди сердиться, бранными словами ругаться и, о, ужас, опять в близнецов стали превращаться.
Остановились идущие, стали думу думать, как же дальше-то быть. А близнецы сидят, спорят, мол, ты виноват, нет, ты. Ты корягу не заметил, нет, ты. Ты споткнулся, нет, ты, и меня на землю столкнул.
Слушали их люди, слушали животные и птицы, и решили лесную тропинку расчистить. Камни и коряги, сор всякий в овраг отнесли, землей заровняли. Кочки да ямины на тропинке выровняли. Стыдно стало близнецам, что люди да звери на них работают, тропинку расширяют, так как по ней только по одному пройти можно было, стали им помогать: камни и коряги таскать. А как последнюю корягу отнесли, так вновь людьми цельными, полноценными стали. И вовремя, ведь мост, что над болотом вонючим, кипучим, шириною только в одного человека и в одного животного.
Тем временем дошёл и Радмир до края леса, оглянулся и опечалился. Дорога к пропасти ровная и широкая, вдруг кто-то из людей пойдёт случайно по ней и в пропасть упадёт. Понял жучок, о чём грустит Радмир, вытянул из туесочка травинку окаменелую и бросил на землю. Вмиг поросла дорожка травою, кустами да деревьями. Никто не определит теперь, где она была, никто следа не отыщет.
Перешли поселяне через болото по мостику, в лес во владения Лесовика вышли, остановились. А Радмиру и места не хватило, у края болота стоит. Сколько не пытались мост поломать, не получается, ни какие силы не помогают, ни береста, ни шишка не помогли. Обратно с моста скатились, а в туесочке другого нет ничего.
Тут увидела Мурунька лягушонка маленького, зелёного. Он под листочком сидит, пригорюнился. Испугавшись толпы великой, поспешил, да лапкой в траве запутался.
Освободила Мурунька лягушонка, а он и говорит.
-Кинь бересту и шишку в лес, а туесок на мосток, мост и исчезнет.
Перебрался Жучок-старичок на плечо Радмира, кинул Радмир шишечку и бересту в  лес, а туесок на мост, и не стало мостика. Никто теперь не узнает дороги в царство страшное.

                Лесовик-Вековик
Пошли люди по лесу дремучему, вышли на полянку светлую, и необыкновенно круглую, так, что начальная группа идущих, с последней встретились. Наконец-то и Радмир с Дашенькой встретились, приветились. Пёс с кошкой обнялись. Курочка с жучком познакомилась.
Вышёл тут на середину поляны из-за дуба могучего высокий молодец в плечах широкий, в одеяниях пестрый. Сапоги его, что пни дубовые, одна штанина листьями золотыми да багряными вышита, другая белоснежной парчой поблёскивает. Половина рубахи белыми цветами вешними, да одуванчиками жёлтыми вышита, другая половина цветастыми узорами да ягодами изукрашена. Пояс, которым рубаха подвязана, орехами да грибами выткан. Глаза у молодца голубые да ясные, как синь небесная. Щёки румяные, как зори привольные. Волосы светлые, а на волосах перевязь из сверкающих звёзд повязана, как у всех мастеровых людей русских, по обычаю древнему.
-Здравствуй, Лесовик-Вековик, удачи тебе и доброго настроения, - поприветствовала его Дашенька, в пояс поклонившись.
-Здравствуй, хозяин леса, Царь лесов бескрайних, богатств не сметных, - проговорил Радмир, так же поклонившись в пояс.
-Здравствуйте, люди добрые. Коли с добром пришли, то милости прошу в гости ко мне, - зазвучал над лесом раскатистый голос, - а коли, нет, уходите по добру, по здорову.
-С добром, - засуетились и заговорили люди. - Живи в веках, Царь лесов и болот. Поняли мы, что всё в мире живое, всякая песчинка, травинка для взаимной пользы живёт. Поняли мы, что мыслить надо чисто и благоразумно, и желать не того, что желаемо, а то, что необходимо. Ведь иные желания, что болото топкое, с виду ровное и крепкое, а внутри вязкое и коварное. Теперь, когда будем в лес входить, уважать и приветствовать тебя станем. Ведь слуга ты у отца нашего небесного, помощник у матушки нашей, земли родной, сослуживец нам, людям живущим. А сослуживцы, как ведомо, должны во взаимоуважении жить, в чести друг друга приветствовать.
-Рад слышать речи разумные, - сказал Лесовик-Вековик, - царство моё для жизни предназначено. Будет надобность в чём, приходите, просите. Всё дам: и травы, и ягод, и грибов, и леса для постройки домов. Всякое созданное и живущее в счастье желает жить, в нужности быть, идите с миром по лесу моему. А ещё скажу, хорошо, что шишечку изумрудную и бересту мраморную лесу подарили, пропустит он вас. Ибо был он на вас сердит, не хотел в свои края пускать, меня, хозяина своего слушать не хотел. Теперь всё отлажено, но впредь будьте осмотрительнее, помните всё, что я вам сказал.
Попрощались путники с хозяином леса и пошли дальше по просеке, что от полёта Тучи-Неминучи осталась. Идут люди, присушиваются: всё как будто бы так, и не так. Смотрят люди по сторонам, не поймут, что случилось. Не сразу догадались они, что с того момента перестали животные говорить человеческим языком. Спешат они рядом с людьми, по-своему что-то лопочут. Кто лает, кто мяукает, кто мычит, кто кудахчет.

                Родник
Вышли на бугор поселяне, глянули вдаль, и пригорюнились. Их селения в руинах и пепле лежат. Где же жить им теперь.
Достал тогда Радмир дудочку, что была срезана, у ивового кустика, у бурлящего родника, и заиграл. А она не играет, только ветер из неё вырывается. Вздохнул Радмир, кинул дудочку под ноги.
-Эх, милашка, быстро ты отыграла, - с горечью сказал он.
Но в следующее мгновение выбился из-под ног Радмировых, где дудочка упала, родничок звонкий, говорливый. Кустик ивовый рядом вырос. Побежала водица ручейком по просеке.
Куда добежит ручей, там деревья поваленные исчезают. Смотрят люди, удивляются, а оглянулись, ещё больше удивились. Стоят их сёла на прежнем месте: невредимые, новехонькие, краше прежнего. Сосновой стружкой попахивают, доской новой поблёскивают.
Заспешили люди к своим домам. Животные в свои стойла торопятся. А парни да девчата пошли на поляну гулять, купальскую ночь справлять, сенокосную пору кликать, хороводы водить, через костры прыгать, родниковой водой умываться. Молодость любит повеселиться.
Играет Радмир на дудочке - веселушке. Поют песни парни и девчата, веселятся, радуются. У курочки Квохтуньки, кошки Муруньки и пса Авки хозяева нашлись. Узнали любимцев своих, и те им рады, как умеют, приветствуют.
Пёс звонко лает, хвостом вертит. Мурунька возле ног трётся, мурлычет, а Квохтунька крылышки распустила и давай танцевать. Смотрит народ, смеётся, радуется.
А с того бугра, где вернувшиеся люди остановились, ручей и по сей день бежит, журчит. Ивовый кустик, что из дудочки вырос, ручейку подпевает. Нет никого там, один вольный ветер летом травой забавляется, ветвями деревьев играет, в водах живого родника плещется, зимой снега переметает, льдинками родник окружает. Но зимой и летом журчит в нём живая вода. Родник то со звёздочками, то с тучками, то с солнышком в прятки играет, веселится. Приходит молодёжь к нему в день праздничный хороводы водить, счастливую долю просить, и никто больше не помнит про царство Тучи-Неминучи. Было это или не было, никто теперь не знает, но ко всему живому бережно относится.
Окончание.